Пикассо с последней парты

Наталья Наумова Дель Ветти
Куда уходят детские порывы к творчеству?


Ещё Пикассо высказывал мысль, что каждый ребёнок является художником, и весь вопрос в том, чтобы остаться им во взрослом возрасте.

В последние годы происходит заметный крен в сторону раннего (и даже сверхраннего) интеллектуального развития. Творческое развитие детей часто оказывается в тени. Действительно, зачем рисовать, если ты не ярко выраженный Айвазовский, или писать стихи, если первые рифмованные строчки трёхлетнего сочинителя далеки от творений Лермонтова? Не лучше ли выучить таблицу умножения или тригонометрические функции?


Где же понимание?

…Ребёнок не боится неправильно рисовать, сочинять нечто бессмысленное или придумывать танец, далёкий от умных представлений о грации и пластичности. Его восхищает сам процесс, и он делится с взрослыми тем, что принесло ему такую радость. Ответом часто бывает равнодушие, а порой даже насмешки и грубость.

Ребёнок проникается ощущением, что то, что он делает – это нечто неправильное. Возможно, это началось в тот момент, когда стены и полы дома были разрисованы мелом, а взрослые за это отнюдь не поспешили гладить его по головке.  Хотя одно-единственное слово понимания могло бы, вероятно, помочь сформироваться новому гению.


Сочинения, которые мы не сочиняли

Школьное образование, к сожалению, мало способствует творческому развитию. Вся программа рассчитана на развитие логики и рационального мышления. Из творческих предметов присутствуют разве что два: пение и рисование. Про то, как убого поставлено их преподавание, говорить не приходится.

Отдельно стоит сказать о сочинениях по литературе. Увы, работы, оценённые на пятёрку, часто представляют собой набор фраз, переписанных из трудов критиков. Если же начать думать самостоятельно, то пятёркой можно запросто поплатиться.


Шедевры живописи из школьных тетрадей

Вообще замечено, что наибольшей творческой активностью в школьные годы отличаются как раз «середнячки» - и не заядлые отличники, и не отпетые двоечники.

Можно сравнить тетрадь отличника с тетрадью троечника. Что можно увидеть? Нет, речь идёт не об оценках и количестве ошибок. Троечники с большей охотой разрисовывают рабочие тетради на полях и между строчками узорами из цветочков и машинок. Чем не отголосок тех дней, когда дорогая мебель для детской комнаты была безвозвратно испорчена плодами их творческих поисков? Отличники себе такого не позволяют.

Можно с большой долей уверенности предположить, что дети, которых родители будут ставить ребёнку в пример, - это отнюдь не мечтатели-троечники. И расплатой за соответствие идеалу-отличнику часто становится как раз угасание творческих способностей.


Жизнь по шпаргалкам?

Детское творчество спонтанно: ребёнок не будет долго обдумывать, что и как ему нарисовать или написать. Он просто берёт и выводит на бумаге то, что подсказывает фантазия. У одних способность к фантазированию сходит на нет к концу школы. Однако немногим всё же удаётся сохранить её.

Наступает день, когда жизнь требует от каждого принятия решений. И тут-то как раз приходится делать это спонтанно: не всегда помогает логика, а в учебник за ответом не полезешь.

Есть удивительная закономерность: многие знаменитые деятели (в любой области) в школьные годы были отнюдь не отличниками. А ведь именно хорошо развитые творческие способности помогают успешно справляться с жизненными задачами и открывать что-то новое.

Интересно над этим задуматься.


Впервые опубликовано в 2017 году на сайте: http://videovitrina.ru/