К юбилею Василия Ивановича Шубина - 75

Евгений Смотрицкий
2013

К ЮБИЛЕЮ ВАСИЛИЯ ИВАНОВИЧА ШУБИНА


Совсем недавно мы отмечали 70-летний юбилей Василия Ивановича Шубина – философа, культуролога, литературного критика, педагога*.  В апреле этого года ему исполняется 75!
 
Родился Василий Иванович 17 апреля 1938 г. в деревне Шубины Халтуринского района Кировской области. Проще сказать – на Вятке, которая подарила миру таких людей, как политические деятели С.М. Киров и В.М. Молотов, маршалы К.А. Вершинин и Л.А. Говоров, художники – братья Васнецовы,  композитор П.И. Чайковский, певец А.Ф. Ведерников, учёных В.М. Бехтерева, Н.С. Курнакова, П.К. Ощепкова, писателя А.С. Грина. Воистину – Россия сильна провинцией!

Учёба в школе проходила в послевоенное время. Василий Иванович учился ещё при лучине. Это трудно представить, а его поколение это прошло. Пришлось иногда жить и в интернате, поскольку преодолеть 12 км до ближайшей школы в распутицу было нереально. Тем не менее, или вопреки всему знания давались легко и после школы Василий Иванович без труда поступил в культпросветтехникум в городке Халтурин, а в 1956 с отличием окончил его. Как отличник – получил направление  в Московский институт культуры. Была мечта изучать физику в Московском университете, но по правилам того времени выпускник культпросветтехникума обязан был учиться в Институте культуры, о чём Василий Иванович, впрочем, никогда не жалел. Ленинский стипендиат, отличник учёбы, в 1960 году он получает приглашение в аспирантуру по философии культуры. Но семья молодых специалистов – Василий Иванович, его жена Нина Леонидовна и новорожденная дочка – вынуждена была отправиться в Курский культпросвет техникум преподавателями танцев.
 
Затем они переезжают в Ташкент. Вначале Василий Иванович работает по специальности - аккомпаниатором-баянистом в доме культуры. Потом переходит на работу в Министерство культуры Узбекистана, откуда он поступает в аспирантуру Ташкентского государственного университета, и с тех пор его жизнь связана с высшей школой.

Невероятная память, склонность к языкам, панорамное мышление и способность к глубокому анализу и объёмному синтезу дали свои плоды. Василий Иванович практически свободно владеет немецким языком и активно пользовался первоисточниками при написании диссертации. В Ташкенте овладел в достаточном объёме узбекским языком и стал соавтором «Краткого атеистического словаря». Он глубокий знаток и любитель русской, немецкой и восточной поэзии. Ну, а история  немецкой и русской философии – его специальная область знаний и исследований.
Большая часть жизни прошла и активно продолжается в Днепропетровске. Василий Иванович проработал 30 лет на кафедре философии ДИИТа.

Философское творчество Василия Ивановича Шубина разносторонне. Он автор более 250 публикаций, является соавтором учебника «Философия» и «Краткого атеистического словаря», ряда учебных пособий по философии и философии образования. В начальный период творчества (1960-е - 70-е гг.) внимание В. И. Шубина было сосредоточено на наследии Канта и в связи с этим на социальной философии, философии религии и культуры. Он учился на трудах и консультировался в процессе работы над диссертацией с лучшими специалистами, которые известны каждому профессионалу. Это Леонид Наумович Столович (Тарту), Яков Фомич Аскин (Саратов), Иосиф Аронович Крывелёв (Москва) и др.
 
  Преподавание в техническом вузе (ДИИТ) и руководство там методологическим семинаром для преподавателей привело ученого к осмыслению философских вопросов науки, техники и образования. В результате появился цикл статей по философии и методологии науки, в которых анализируются философские проблемы техники, детерминизма и причинности, химии, экологии, синергетики, астрономии, научной картины мира, осмыслению науки в контексте культуры. Как результат осмысления науки и техники в современном мире В.И. Шубин перешёл к анализу целей и содержания высшего технического и естественнонаучного образования, к проблемам гуманизации и гуманитаризации образования. Этой теме он посвятил множество публикаций в 1990-е гг. и не оставил её сейчас.
 
Наиболее ярко он изложил свои взгляды в пособии «Техника. Культура. Образование.». Книга посвящена анализу таких глобальных проблем, как отчуждение научного и технического прогресса от культурных ценностей, дегуманизации инженерной деятельности и инженерного образования, конфликту между техносферой общества и природной средой, отставанию духовно-нравственного развития человека от набирающего темп технологического могущества человечества. Логическим продолжением её являются написанные совместно с его учеником М. Н. Подлесным книги  «Ценности и бытие личности» (на украинском языке, 2005 г.) и «Молодежь как объект социологического анализа» (на украинском языке, 2011 г.). В этом же русле находится и работа «Образование для устойчивого развития» - своеобразный философский и педагогический ответ на вызовы глобализации и необходимость в устойчивом развитии общества.
 
Ряд глубоких и ярких статей Шубина посвящен истории философии. Самой  основательной является статья «Кант и Вернадский», опубликованная в книге «Кант и философия в России» (М.: Наука, 1994). Сюда же относятся статьи о Декарте, Флоренском, ряд публикаций о Николае Фёдорове и философии русского космизма.
Как блестящий знаток поэзии и аналитик он является автором предисловий к ряду поэтических сборников, а также к философским трактатам поэта Бориса Левита-Броуна, с которым его связывает уже многолетнее сотрудничество. Вполне заслуженно литературоведы называют Василия Ивановича специалистом по творчеству Левита-Броуна.
 
Василий Иванович Шубин является представителем целой эпохи советской философии. Он участник множества конференций, автор аналитических обзоров многих Кантовских чтений. Его связывают тесные творческие связи, а иногда даже дружеские со множеством известных русских и украинских философов. Он много лет сотрудничал со строгим и очень требовательным профессионалом Георгием Антоновичем Заиченко. Состоял в многолетней переписке с Игорем Сергеевичем Нарским (Москва), сотрудничал с Виталием Николаевичем Кузнецовым (Москва), дружил с незабвенным Вячеславом Николаевичем Барякиным (Запорожье). Поддерживает активную связь с Валерием Николаевичем Сагатовским (Белгород), Эдуардом Павловичем Семенюком (Львов), Михаилом Ивановичем Ненашевым (Киров), Константином Станиславовичем Хруцким (Великий Новгород), Валентином Степановичем Вязовкиным (Минск), Геннадием Яковлевичем Головных (Смоленск), Вольфганг Нойзер (Кайзерслаутерн) и многими другими. Эти имена не нуждаются в объяснениях для профессионалов.
 
Широкие связи В.И. Шубина способствуют успешной работе на общественных началах в качестве помощника редактора Межвузовского философского альманаха «Філософія. Культура. Життя.», который издаётся в Днепропетровске с 1998 г. под редакцией профессора Капитона Владимира Павловича.
 
В 2011 и 2012 годах широко праздновался Международный день философии. Большой резонанс имели выступления Василия Ивановича на мероприятиях, которые проходили по этому поводу в Национальном Горном университете и в родном ему  Транспортном институте (ДИИТе).
 
За последние годы вышел ряд статей В.И. Шубина в электронном культурологическом журнале РЕЛГА (www.relga.ru ). От благодарных читателей также приходят положительные отзывы.
 
По ряду причин Василий Иванович отказывается от активной педагогической деятельности в настоящее время. Но его педагогический посев дал хорошие плоды. И дело даже не в том, что среди его учеников много кандидатов наук и даже доктора. С их списком можно познакомиться на сайте философа - http://www.vasiliy-shubin.narod.ru/ . Дело в том, что он всегда учил студентов и аспирантов культуре мысли и пропагандировал истинные ценности. Знание предмета, убеждённость, логичность и последовательность позволяли ученикам схватить суть, главное и создавали объёмную картину излагаемого вопроса. Отказавшись сегодня от работы в аудитории, Василий Иванович продолжает свою просветительскую деятельность как автор книг и статей, как  участник конференций. Собственно, это его вклад в борьбе за здоровое общество, здоровые ценности, за Человека в дегуманизированном обществе, против подмены истинных ценностей суррогатными – экономическими, потребительскими, технократическими, бессмысленными, холодно-бездушными и бездуховными.  И мы ему очень благодарны за его гуманистическое служение! Пожелаем же ему – хранителю и генератору мудрости – здоровья, бодрости, работоспособности, положительного отклика от общества.


Основные книги Василия Ивановича Шубина:

• «Філософія”, Київ, 1995 (в соавторстве) - Учебник;
• «Філософія”, Київ, 1997 (в соавторстве) - Учебное пособие;
• Гуманизация и гуманитаризация высшего образования. - части I, часть II. часть III. - Учебное пособие по философии образования. - Днепропетровск, 1995-1996;
• Шубин В.И., Пашков Ф.Е. Культура. Техника. Образование. – Днепропетровск: «Полиграфист», 1999;
• Шубин В.И., Пашков Ф.Е. Великие преобразователи науки и техники. – Днепропетровск: «Полиграфист», 1999;
• Капитон В.П., Шубин В.И. Природа философского знания. (Учебное пособие для аспирантов и студентов). - Днепропетровск: ЦЭО, 1999;
• Шубин В.И., Пашков Ф.Е. Выдающиеся творцы неклассической физики. Страницы истории. – Днепропетровск: «Дніпро”, 1998.
• Підлісний М.М., Шубін В.І. Цінності та буття особистості. Монографія. – Дніпропетровськ, ДДФА, 2005. – 128 с. ISBN 966-8203-19-4. 
• Підлісний М.М. Молодь як об'єкт соціологічного аналізу: монографія /
М.М. Підлісний, В. І. Шубін. – Дн-ск : ДДФА, 2011. – 270 с.

_______________________

* "Вісник Дніпропетровського університету. - 2008. - Т.16,№1/2.серія: "Історія і філософія науки і техніки". - Вип.16.


Канд. философских наук Е. Ю. Смотрицкий
Kaiserslautern, Germany
29.12.2012

"Вісник Дніпропетровського університету. - 2013. - Т.21,№1/2.серія: "Історія і філософія науки і техніки". - Вип.21