Мудрый отец

Долгих Елена
Жил да был на свете богатый человек. Всю жизнь он трудился, каждый свой рубль честным трудом заработал. Поставил палаты каменные. Дом у него – полная чаша. Вырастил человек двоих детей. Сына пригожего, что ясный месяц. Да дочку красоты неописуемой. Баловал их отец. Ни в чем они отказа не знали. Выстроил им дома добротные. Завели дети свои семьи. Каждый вечер приходили они к отцу да за стол садились и с собой гостинцы забирали. Незачем им было работать самим – и за отцовской спиной сытно елось и сладко спалось.

Только всему на свете приходит конец. Стар стал отец. Не может уже столько работать, чтобы свою большую семью прокормить, всех за вечерний стол усадить и с собой дать. Однажды пришла к нему дочка и говорит:

- Мне, отец, на шубу денег надо. А то все знакомые в таких одеждах щеголяют, а я, как нищенка. Стыдно на пир показаться!

- Нет у меня таких денег, чтобы на шубу хватило, - отвечает отец. – Ты же знаешь, что я теперь много заработать не могу. Болею сильно.

- Ах! Я так и знала, что ты меня совсем не любишь! – заплакала дочка-красавица.

Стало отцу её жалко, полез он под пол в тайничок, достал нужное количество денег. Подаёт дочери и говорит такие слова:

- Вот, дочка, отдаю тебе последние деньги. Больше у меня даже на хлеб нету. Будешь теперь ты меня кормить. Заработай хоть что-нибудь своими руками. А то я даже умереть спокойно не могу, такие вы у меня выросли неприспособленные к жизни.

Фыркнула дочка, деньги забрала и убежала шубу покупать.

Между тем, у сына тоже средства закончились, пришёл и он к отцу.

- Отец! Мне на машину деньги нужны! Все товарищи мои на таких автомобилях
разъезжают, а я, как нищий! Поможешь?

- Нет у меня денег, сынок, - вздохнул отец. – Сестра твоя приходила, я ей последние отдал на шубу.

- Что ты наделал, старый! У неё этих шуб, хоть засаливай, как капусту!
- Так и у тебя машина, вроде есть. Я ж покупал…

- Та машина – старая! Мне новая нужна! Дашь денег?

Делать нечего. Достал старик деньги из тайничка, сыну отдал и те же слова, что и дочери сказал:

- Отдаю последнее. Ничего больше у меня нет. Попробуй-ка, сынок, сам на свою жизнь заработать.

Ушёл сын радостный, слова отцовские даже не дослушал.

Задумался отец. Всю жизнь он работал, да и сейчас ещё работает. Старался всё детям отдать, а выросли они ленивыми и жадными. Каждый на себя тянет. Сами заработать не могут, только в долги залазят и у старика-отца последнее забирают.
- Видно, как-то не так я детей воспитал, - загоревал старик. – Всё лучшее им отдал, а они неблагодарными выросли. Только требуют и требуют. Все им должны, всё им мало, а сами ничего делать не хотят. Только жизнь им красивую подавай… Что с ними после моей смерти станет?

Долго думал старик и придумал сказаться совсем больным.  Решил, что если детей не перевоспитает, то хоть внуков можно попытаться спасти от такого потребительского отношения. Собрал вокруг себя своих родных и говорит слабым голосом:

- Что-то совсем я разболелся. Наверное, умру скоро. Есть у меня сбережения, да и дом вот этот больших денег стоит. Отдам все, что нажил, тому, кто сам миллион заработать сумеет и доказательства мне представит. А если никто не сумеет, то завещаю всё имущество в пользу бедных людей.

Зашумели родственники. Всем хочется богатство получить, да не всем хочется работать. Не привыкли брат с сестрой сами деньги зарабатывать. Всегда знали, что можно на красивую жизнь у отца выпросить. Да и внуки тоже к красивой жизни уже попривыкли.

Старик, однако, ни в какую не хочет своего решения менять:

- Нет! Кто заработает миллион, тому всё и оставлю!

Вышли брат с сестрой из комнаты, советуются.

- Придётся, видно, на работу устраиваться, - покачал брат головой. – Иначе всё добро отец разбазарит чужим людям.

- Ой, что мы делать-то будем? Никогда же не работали…

- Ничего, сестра! Не горюй! Всегда что-то придумать можно.

И внуки тоже решили, что смогут заработать. Несмотря на то, что возраст им ещё не позволял на работу устраиваться, но и они придумали, что делать: кто машины мыть стал, кто газеты продавать… Каждый нашёл занятие. Некогда стало родственникам на пустые развлечения время тратить. Поняли они, как тяжело деньги достаются и как легко их можно потратить. Поэтому и расходовать их экономнее стали. Сразу столько ненужных трат обнаружилось!

А старик посматривает, как молодые крутятся, про себя удивляется: можно, значит, работать семью заставить! А там, глядишь, и втянутся, понравится самим деньги зарабатывать, своим трудом жить. Далеко им, правда, до миллиона. Но и старик умирать пока передумал.

По-прежнему вечерами семья за большим столом в доме у отца собирается. Да только каждый теперь с собой что-нибудь приносит. Радуется старик, даже выздоравливать стал. Не он взрослым детям даёт, а они ему несут.

Только так и правильно: пока дети маленькие – родители о них заботятся, а большие дети сами о родителях подумать должны.