Шах и мат

Микаэл Ханьян
- Вам шах.
- Гм… не могу найти хода.
- Я бы удивился, если бы вы его нашли.
- Всё настолько серьезно?
- Полагаю, что так.
- Но ведь всё закончится хорошо?
- Боюсь, что под этим словом мы понимаем разные вещи.
- Я признаю ваше высокое мастерство.
- Высочайшее.
- Согласен. Вам трудно найти достойных соперников.
- Их нет.
- Наверное, вы опять правы.
- Не наверное, а наверняка.
- Хорошо, пусть будет так.
- Уже есть.
- Я надеюсь, что ваше великодушие не иссякло и что вы позволите мне переходить. Вы всегда были снисходительны ко мне…
- Переходить – пожалуйста. Но только к следующему этапу.
- Я имел в виду игру…
- Я тоже.
- Но вы иногда давали мне фору…
- Не иногда, а всегда. Однако вы продолжали считать, что всё это – только игра.
- Я заблуждался.
- Прошедшее время неуместно.
- Хорошо, я заблуждаюсь.
- Ничего хорошего в этом не вижу.
- Я заблуждался, заблуждаюсь и буду продолжать заблуждаться. Так лучше?
- Так хуже. Будущее время неуместно.
- Его у меня нет?
- Его у вас мало.
- Сколько именно?
- С каждым вопросом всё меньше.
- Что же мне делать?
- Продолжать играть.
- Но вы сказали, что ситуация безнадежна?
- На доске – да.
- А где нет?
- В вашем воображении.
- И какая от этого польза?
- Вы всегда ищете пользу?
- Ну… почти.
- Не ищите. Ее здесь нет.
- А что есть?
- Понимание.
- Что всё кончено?
- Что всё только начинается.
- Вы говорите загадками.
- Разгадка у вас.
- Это фигура?
- Это ход.
- Но ходят фигурами, разве не так?
- Ходят ногами. Фигурами играют.
- Ход… но я его не вижу.
- Я бы удивился, если бы вы его могли увидеть.
- Вы это уже говорили. Вы смеетесь надо мной…
- Я рыдаю.
- Не похоже…
- Не обязательно лить слезы и стенать.
- Над чем же вы рыдаете?
- Над вашей неспособностью увидеть выход.
- Выход куда?
- В новую игру.
- Но для этого нужно закончить эту?
- Конечно.
- И вы мне поможете?
- Если вы сделаете правильный ход.
- Но вы ведь сказали…
- Что всё очень серьезно.
- И вы намекали…
- Что больше не будет никаких поблажек.
- И еще вы сказали…
- Что можно перейти к следующему этапу.
- Кажется, я вас понимаю…
- Буду рад, если так.
- Следующий этап… это тоже игра?
- Конечно.
- В шахматы?
- Интереснее.
- А в чём отличие?
- Нет шаха или мата.
- То есть… нет угрозы?
- Верно.
- И… смерти?
- Точно.
- А что есть?
- Открытие.
- Открытие чего?
- Того, что каждый конец – это начало.
- И теперь мне нужен правильный ход?
- Вы его уже сделали.