Эволюция самого Дарвина

Николай Старорусский
Есть величие в этом воззрении, по которому жизнь с её различными проявлениями ТВОРЕЦ ПЕРВОНАЧАЛЬНО ВДОХНУЛ в одну или ограниченное число форм; и между тем как наша планета продолжает вращаться согласно неизменным законам тяготения, из такого простого начала возникло и продолжает возникать бесконечное число самых прекрасных и самых изумительных форм.
    
  (Чарлз Дарвин, заключительная фраза первого издания 
                книги   «О происхождении видов», 1859г.)

Есть простое величие в этом воззрении, по которому жизнь, с её способностью к росту, ассимиляции и воспроизведению, была первоначально ПРИДАНА МАТЕРИИ в одной или нескольких формах: и между тем как наша планета продолжает вращаться согласно неизменным законам, а земля и вода в циклическом процессе сменяют друг друга, из такой простой формы  в  р е з у л ь т а т е    б е с к о н е ч н о  м а л ы х  и з м е н е н и й  возникло бесконечное число самых прекрасных и самых изумительных форм.

(неопубликованные наброски для будущей книги, 1842г.)


Высказанные в книге Дарвина суждения и гипотезы, естественно, несут на себе отпечаток времени создания, и прежде всего - чисто описательного уровня биологии   (кстати, и сам термин  БИОЛОГИЯ – «наука о жизни, как особом творении Божием», предложен Ламарком только  в на полвека раньше).  Признается и влияние предшественников – не только биологов, но и философов, а так же Спенсера, Мальтуса…

Представляется, что именно заключительная фраза книги заслуживает особенного внимания, как результат многолетних размышлений самого Дарвина, что подтверждается существенным изменением ее в процессе работы.

Фраза из книги рождает вопрос: не был ли знаком Дарвин с трудами великого мыслителя четвертого века блаженного Августина.   Вряд ли… Однако здесь четко проведено различие: весь мир, кроме живого, создан Творцом окончательно, в далеком прошлом  и подчиняется неизменным законом.  Что же касается живого – не только сотворены какие-то экземпляры в прошлом, но они тогда же сопровождены программой изменения, которая развертывается позже (видимо, имеется в виду, до сегодняшнего дня).  Здесь  наблюдается явная аналогия с «семенными логосами» Августина.

В первоначальном наброске вместо ТВОРЕЦ стоит безличное МАТЕРИЯ (в русском переводе, оригинал мне недоступен).  Иногда говорят, что ввести слово ТВОРЕЦ заставили чуть ли не цензурные соображения.   Но на самом деле эта замена мало что изменило бы  для чисто научного подхода.  Остается главное:  Причина (по-старинному Вина, или Виновник)  появления готовых кземпляров живых существ, обладающих способностью к развитию и изменению.

Собственно, пока остается неприкосновенным принцип Пастера:  Omne vivum ex vivo  -  всё живое от живого, спор между сторонниками разных теорий  заключается по существу только в допускаемой мере этих изменений.  Любые логические цепочки умозаключений обрываются где-то в прошлом.

Вот как раз в книге исключена по сравнению с наброском часть фразы о малых изменениях (набранная в разрядку).  Думаю, и то результат глубокого осмысления фактов. Действительно, составлены к настоящему времени целые книги примеров крупных, дискретных изменений – отличий в живом мире, которые бессмысленны, если бы происходили по частям или «понемногу».  Кроме того, большинство исследователей признает отсутствие «промежуточных» форм и тот факт, что ископаемые существа были весьма сложными и приспособленными к их условиям жизни. 

В целом  анализ этих фраз приводит к выводу, что Чарлз Дарвин был мудрее и глубже большинства своих поклонников и последователей.

______________

Существуют еще, кажется, самые смелые фантасты,  верящие в самозарождение жизни (скажем, из пресловутого бульона).   Что ж, дадим им фору – будем считать, что  их Эволюция как-то породила простейшие. Но  и тогда абсолютно невероятно возникновение, например, полового размножения – столько точно согласованных процессов сразу в двух организмах требуется для того…

Вообще, развитие и применение математики в биологии сильно ограничивает на самом деле возможные в биологии сценарии (так, вместо теорий, назывались раньше в космологии разные придуманные варианты).  Например, вероятность полезной мутации оказывается ничтожно малой (да и возможна обратная). 

Допустим на минуту, что все же реальна эволюция посредством очень большого числа очень малых изменений. Но тогда на каждом шаге возникает минимум два варианта, из которых полезен только один.  В итоге число вариантов за много шагов катастрофически растет; и если все же реализуется последовательность полезных изменений – а вероятность такого стремится быстро к нулю по мере увеличения числа шагов – то такое может произойти лишь под действием выбирающей Причины.

________

Взвешенные объективные сведения по современной биологии можно почерпнуть в книгах:
История происхождения и развития жизни.
Райнхарт Юнкер, Зигфрид Шерер. Изд. Кайрос, 1997.

С.Ю.Вертьянов. Общая биология. Учебник для 10-11 классов. ТСЛ, 2006.
Происхождение жизни, его же.