Шальные деньги

Татьяна Нейберт
Обстановка на предприятии, где Юрий трудился двадцать лет токарем, в последнее время была напряженной. Совсем недавно у них сменился директор и началась «чистка». Сначала поменяли всех руководителей разных направлений, включая даже того, кто заведовал уборкой прилегающей территории завода. «Новой метле» захотелось мести по-новому во всем» – шутили мужики на заводе.
Потом пошел слух, что грядет сокращение. Снизят оклад, ссылаясь на изменения в рабочем режиме, которые, по факту, никто менять и не собирался. И первые, кому покажут пальцем на дверь, будут предпенсионники. К этой категории, как раз, относился Юрий. До пенсии ему оставалось всего ничего – семь лет.
Новый начальник кадров был «заточен» на «уборку» «переспелых овощей» еще на прошлых местах работы. Если судить по его резюме, о котором проболталась секретарь в разговоре с личным водителем директора во время обеденного перерыва в столовой, где неподалеку от них сидел Юрий… Главным плюсом его профессиональных навыков было то, что он умело находил статьи в Трудовом кодексе, которые всегда интерпретировал не в пользу ненужных рабочих. И даже комар носа не подточит. Суды, в любом случае, были бессмысленны.
И вот именно этот новый руководитель кадров, вызвал как-то Юрия к себе в кабинет, разыскав его через начальника цеха.
- Юрий Александрович, вы, конечно же, знаете, что сейчас кризис. Трудно приходится всем. И особенно на предприятиях. Заказов мало. И все они мизерные - клиенты не раскошеливаются и каждую копейку считают.
- Везде так.
- Не стоит вам говорить, что наше руководство ценит свои кадры. Несмотря ни на что… Это итак понятно.
Поэтому, мы предлагаем вам уйти по собственному желанию.
- Не понял...
- Это болезненный шаг с нашей стороны. Из-за доброго сердца руководства, мы вынуждены оставлять слабых, которые не смогут найти себе лучшего места, лишась здесь работы. Вы – сильный. У вас большой опыт. За ваше будущее мы не беспокоимся. Вы всегда сможете себе найти подходящую вакансию.
- Извините, Сан Саныч…
- Я прошу вас, Юрий Александрович, говорить со мной без панибратства. Для вас и всех других я - Александр Александрович. Вам все понятно?
- Мне, Сан Саныч, уже все понятно…
- В таком случае… Перед вами лежит чистый листок бумаги и ручка. Заявление можете написать по собственному желанию с сегодняшнего дня. Лучше без отработки. Мы вам отпуск устроим. Как полагается. Ну, конечно, без отпускных. Лишние затраты заводу ни к чему. Ну, вы итак все понимаете…
Я посмотрел вашу трудовую книжку, вы давно у нас. Устали, наверное, жутко. Заслужили.
- Ага. За многолетний добросовестный труд и большой вклад в развитие производства, Юрий Александрович награждается… пинком под зад… под бурные аплодисменты новой метлы и ее верных прутьев. Вот это я и заслужил, получается.
- Что вы себе позволяете! Если вы не уйдете по-хорошему, то будете вышвырнуты по-плохому!
- Никакого заявления я подписывать не буду!
Юрий развернулся по направлению к двери. Александр Александрович смотрел на него с ненавистью.
«Ну, ничего, он у меня еще попляшет» - думал начальник кадров.

Юрий вернулся домой расстроенный. Его жена была домохозяйкой уже давно. Еще в молодости, когда у них появился третий ребенок, ей стало трудно совмещать профессиональную деятельность и семейные хлопоты. С работы она всегда приходила уставшая, едва поев и чуть-чуть отдышавшись, садилась проверять уроки с каждым из их детей. У Юрия не хватало терпения в сотый раз объяснять им школьную программу и показывать на одни и те же их ошибки. Поэтому, чтобы их сон не начинался далеко за полночь, когда все школьные и домашние дела будут сделаны, Светлана ушла с работы.
Когда все дети закончили школу, у их старшей дочери, которая только начала учиться в университете, родились близнецы, и Светлана все время нянчилась с ними, чтобы дочка смогла получить высшее образование. Потом и их сын – средний ребенок - стал папой. А потом и младший прибавил в их «копилку» внучку. Когда все подрастающее поколение внуков было поставлено Светланой на ноги, о работе уже не было и речи… Предпенсионный возраст – балласт для руководителей, которые грезят молодыми сотрудниками с амбиционными планами и неуемной энергией.
Юрий это прекрасно понимал, так как на опыте своей жены знал, что куда бы она не приходила устраиваться, даже обычным продавцом, ей говорили, что вакансия рассчитана на соискателей среднего возраста. Что человек, которому маячит пенсия, чаще всего, уже не очень здоров, а его больничные никому не нужны. Говорили, конечно, не прямо, но Светлане итак было все ясно…
Именно поэтому, даже понимая, что с завода его все равно рано или поздно попрут, он, своим отказом, надеялся хоть немного оттянуть время «казни».

- Меня сегодня в отдел персонала вызывали. – сказал Юрий жене, вернувшись домой.
- Да ты что! И чего тебе сказали?
- Просили уволиться по собственному желанию.
- Это за твой-то стаж! Я, хоть и не сильна в этом, но тебе, вроде досрочная пенсия положена.
- Нет, Светуля, не положена. Мне до пенсии еще семь лет. А должно быть два года максимум… Мне бы еще у них пять лет поработать. Да, кого там… Неделю бы продержаться. Да и стаж у меня двадцать лет, а нужно двадцать пять. Я же долго нелегально работал. Очень долго! Где больше давали, туда и шел… Никогда не думал об этом, что те шальные деньги когда-нибудь мне напортят так…
- И что теперь делать?
- Я не знаю. Посмотрим, что завтра будет.

На следующее утро Юрий не смог пройти на завод. Его проходной пропуск был заблокирован. К счастью, он взял с собой паспорт и оформил временный пропуск, на всякий случай сохранив себе листок, где фиксировалась дата и время прихода-ухода посетителя завода.
Через неделю его опять вызвали в отдел кадров.
- Ну, что, Юрий Александрович, вы надумали увольняться?
- Нет. Мне нечем будет кормить семью. Сейчас везде проблемы с работой. Я именно тот слабый персонал, которого нужно оставить, как вы говорили. Работу я точно не найду.
- Не унижайте себя. Вы хороший работник. Или вы сейчас напишите при мне заявление или будете уволены по статье.
- По какой это статье?
- У нас есть компьютерная программа, которая зафиксировала, что вы целую неделю не приходили на работу. Ваш пропуск нигде не высвечивался. Вы прогульщик, а это статья…
- Мой пропуск кто-то специально заблокировал! Я подходил к начальнику охраны, хотел заявление написать на его замену… Но мне не дали это сделать. Тогда мне пришлось разовыми пропусками довольствоваться. Я приходил на работу как гость. Но работал как положено.
- Вы это сейчас не докажите.
- Я сохранил эти пропуска.
- Почему у вас их не забрали на вахте? Я там всем голову поотрываю!
- А я откуда знаю? Вы что, подставить меня хотели, многоуважаемый Сан Саныч?
- Не называйте меня так. Идите работайте. Пока есть возможность…
Юрий направился в цех, но на его душе было неспокойно…
- Похоже, меня убрать хотят. – сказал он своему напарнику на обеде.
- Да ладно! С чего ты взял? – спросил Аркадий, с которым они вместе проработали бок о бок почти десять лет. И для которому Юрий был, своего рода, наставником.
- Уже два раза вызывали. Третьего не миновать.
- И что говорят?
- Писать заявление по собственному желанию…
- А ты что?
- Напишу, Аркаша, завтра же. Или даже сегодня. Или я сам… Или меня вынесут.
- Юрка! Да ты мне как батя стал. Как они так-то?
- А я, почем знаю? Не нужен я оказался…
Юрий встал из-за обеденного стола в заводской столовой и стоя залпом выпил компот…
- Ну что ж… раз дела мои плохи - поминай, как звали.
- Вспоминай?
- А… Да мне уже без разницы!

Александр Александрович сидел в своем кабинете и за рабочим столом ел орехи, когда к нему, без предупреждения, вошел Юрий.
- Приятного аппетита! Со смертными-то в общей столовке не едите что ли?
- Это вас не касается! Я не вызывал. Зачем вы пришли?
- Да вот, все хорошо обдумал. Взвесил все за и против, как говориться. Не хочется быть рабом больше. У вас, Сан Саныч. Давайте свою бумагу и ручку.
Начальник кадров от радости и неожиданности даже подпрыгнул на стуле.
- Вот, пожалуйста. Все к вашим услугам…
- Давайте без лицемерия… Противно даже!
Юрий написал заявление на увольнение по собственному желанию. Ему тут же подписали неоплачиваемый отпуск.
- Ну вот, две недели плюсом к вашему стажу. – с улыбкой сказал Александр Александрович, обращаясь к Юрию.
- Я могу их вам подарить. Мне отпуск неоплаченный не нужен.
- Ну, это, чтобы вы на работе не появлялись больше, так сказать… Без отработки отпустим.
- Что я, воровать, что ли на заводе начну или пакостить своим же мужикам?
- Ну, кто вас знает. Страховочка не помешает.
- Это вам, Сан Саныч, страховочка бы не помешала… Не один человек, уверен, давно на вас зуб точит!
- Не говорите ерунды. Вы свободны. Трудовую можете забрать сегодня же. Уже все готово.
- Быстро вы. И оркестр, поди, заказали?
- Какой оркестр?
- Как так, не будет оркестра, провожающего в последний путь?..
- Вы все шутите. До свидания. Просьба выйти из кабинета. У меня много работы.
- Счастливо оставаться!

Юрий шел домой с тяжелым сердцем. Ему было обидно, что он, отдавший заводу свои лучшие трудовые годы и принесший в свое время предприятию немало рационализаторских предложений и признанный лучшим среди своих коллег, сейчас стал никому не нужен…
- Светуля, ты дома? – спросил он, едва открыв дверь.
- Да, ты чего так рано?
- Ушел я, жинка, ушел…
- И что теперь?
- Решил пока бомбить вечерами. Машина у нас есть, хоть и старенькая. Вот она нас и будет кормить...
В тот же вечер Юрий припарковал свою девятку недалеко от остановки, где многие, не дожидаясь рейсового автобуса, ехавшего в пригод, ловили попутную машину или искали «бомбил».
Не успев простоять и минут десять, к нему постучали в окно.
- До Большого истока подвезете? – спросил Юрия какой-то мужчина.
- Подвезу, сколько вас?
- Двое.
- По сотни с каждого.
- Лиза, за двести поедешь? – спросил мужчина свою подругу.
- Дорого что-то…
- Да, ты что, мы за автобус с тобой почти 150 отдадим, а тут ждать не надо и до дома довезет нас.
- Ну, ладно, давай…
Юрий понятия не имел, какие сейчас расценки на поездку. Он никогда никого не подвозил за деньги и сказал сумму наугад.
Таксуя каждый вечер, ведь именно вечером ему клиентов найти было намного проще, Юрий приноровился, что и как. Куда чаще всего просят довести, какая самая приемлемая сумма для потенциальных пассажиров, он мог ответить, не задумываясь.
И так продолжалось примерно месяц. Весь день он посвящал поискам работы, а вечером бомбил.
Все чаще к ему начинала приходить мысль, что быть официально безработным вовсе не плохо. Он встал на биржу труда, чтобы получать хоть какие-то деньги от государства, при этом продолжал нелегально бомбить, не желая отдавать свой процент руководству, устроившись официально в такси.
- Юрик. – часто говорила его жена. – Ты бы лучше в такси пошел. Там и стаж у тебя будет идти, да и поспокойнее все же. А то тебя и поймать так могут…
- Я сам разберусь. Так я больше зарабатываю.
- Но всех же денег не заработаешь…
Но своей жене Юрий ничего не отвечал. С приобретением шальных денег он терял свою порядочность. За вечер он «поднимал» кругленькую сумму. Особенно, если ему удавалось подвести какого-нибудь изрядно пьяненького, который, доверчиво просовывал Юрию свой кошелек, прося достать нужную сумму для оплаты поездки. Юрий, не стыдясь при этом ни капли, доставал из бумажника каждый раз почти все купюры, оставляя своего пассажира ни с чем.
Нравилось ему и то, что довольно часто пассажиры забывали в салоне машины телефоны, планшеты, ноутбуки…
Частенько пассажиры приходили к Юрию в надежде, что оставили свои вещи у него, помня, где тот паркует свою машину… Но Юрий говорил, что ничего не находил и знать ничего не знает. И им было трудно что-то доказать…
 Все «нажитое» добро Юрий относил в точки-барахолки с завидной регулярностью, получая при этом неплохую «прибавку» к неофициальной зарплате.
А в это время служба занятости добросовестно ему искала работу. И даже находила, и его готовы были принять на вакантную должность токаря с привлекательной зарплатой по меркам кризисного года. Но он не единожды отказывался… И в конце концов ему указали на дверь, перестав выплачивать пособия, как безработному.
Но Юрия это нисколько не задевало. Советы и даже слезные просьбы жены он не хотел слушать. Такая жизнь пришлась ему по нраву…
Однажды, ближе к ночи, его попросили подвести до местного клуба. Он с радостью отвез молодую парочку и решил недалеко припарковаться в надежде, что кто-нибудь выйдет в поисках машины, и он окажется как раз рядом.
Было три часа утра, когда он увидел силуэты мужчины и женщины. Мужчина кому-то звонил… Юрий вышел из машины и подошел к ним… Мерцание столбового фонаря, стоявшего на приличном расстоянии от них, не давало разглядеть лица пары, но это не было и особо важным тогда…
- Вам машина нужна? – спросил Юрий.
- Да. Что-то никак до такси дозвониться не могу. – ответил мужчина.
- А вам куда?
- На Просторную 8.
- Ну, садись. О цене договоримся…
Мужчина приобнял свою спутницу и они, смеясь, пошли за Юрием…
В дороге, ехав до Просторной, Юрий периодически смотрел в стекло заднего вида. И какого было его удивление, когда он, стоя на светофоре, в этом зеркале узнал начальника кадров, того самого Сан Саныча, благодаря которому он и был вышвырнут на улицу… И теперь он, как ни в чем не бывало, сидел в его машине, освещенный дорожными фонарями… И мило ворковал с женщиной, что-то шепча ей на ушко.
Подъехав к нужному адресу, пассажиры спросили о сумме оплаты. Юрий взял деньги и включил свет в салоне, чтобы отдать сдачу. И в том момент, якобы неожиданно и впервые разглядев своих пассажиров, громко сказал:
- Ой! Александр Александрович! Сколько лет, сколько зим!  Как же я вас сразу не узнал?! Возьмите ваши деньги обратно. Я не могу их взять. А как поживает ваша жена и мальчишки? Я, кстати, слышал, что вы опять пополнение в семье ждете. Кто будет, девочка?
Александр Александрович, хоть и тоже узнал в эту минуту Юрия, но в этом не признался.
- Извините, вы обознались. Простое совпадение.
Но его спутница уже не желала ничего слышать и выяснять. Она с невероятной силой начала выталкивать начальника кадров из машины. Ему ничего не оставалась, как добровольно выйти из машины, забыв навсегда номер своей подруги и шанс хоть когда-нибудь с ней увидеться.
- Сударыня, вам куда? Подлецом, как я понял, мой друг оказался. А строил-то всегда из себя порядочного семьянина. Я сначала подумал, что вы сестра его жены или родня какая в клубе работаете… А он, видимо, пока жены и детей дома нет, поиграться захотел…
- Ой, лучше мне про него ничего не говорите! Мне на Танкистов 2.
Всю дорогу Юрий ехал в хорошем расположении духа. Он прекрасно знал, что никакой жены у его бывшего начальника отдела персонала никогда не было. Его забавлял тот факт, что Сан Саныч ему удачно подвернулся и Юрий ему смог, хоть немного, но отомстить.

- Юра. Мне не нравится твоя работа. – сказала утром его жена. – Да, мы теперь ни в чем не нуждаемся. Но они грязные!
- Деньги не пахнут! – ответил он.
- Они, может, и не пахнут. Но несут за собой немало проблем. Ты этого не видишь. А я вижу!
- Ты, что городишь? С жиру бесишься?
- Это ты давно бесишься! Беса себе в душу пустил! И радуешься, когда плакать горько надо и бежать от такой работенки!
- Что ты въелась в меня?
- Уходи! Я очень тебя прошу. Ты на этих забытых дорогущих телефонах и планшетах просто уже помешался. Ты только и ищешь, как бы какого-нибудь дурочка подвести, да и обобрать побольше. Ты от вора ничем не отличаешься. Хотя нет… Ты хуже! К тебе потом эти наивные и простые люди приходят, в надежде, что ты порядочный человек и отдашь не свое. А ты!.. У меня слов уже не хватает.
- Ну, и молчи тогда! Чего лезешь не в свое дело!
- Не могу я больше молчать! Ты, хоть раз, подумал, что за каждой вещью стоит человек. Его судьба, жизнь! Ты не олигархов обираешь, а студентов чаще всего. А откуда у них деньги на смартфоны эти?
- А мне какая разница!
- Конечно, никакой. Ведь ты про них и не думаешь даже. Они, уверена, все в кредит влезли. Или у родителей выпросили. Плохие эти деньги, Юра, плохие.
- Хватит, надоела ты мне! Пошла вон!
- Да и огрызаться ты стал. Как зверь уже! Ни одного доброго слова от тебя за день не слышу. Ты все вечера ждешь, когда, поскорее бы, пойти на свою «охоту». А под утро только возвращаешься. А что со мной каждую ночь бывает, знаешь?
- Мне это не интересно!
- Даже, если не интересно, а ты слушай. Я устала молчать и тебя по-хорошему просить. Мне все твои «жертвы» каждую ночь сняться, хоть я во сны эти раньше никогда не верила.  А теперь… Вот приснилась мне девушка неделю назад. Блондинка такая, в красной куртке, красная помада у нее. Хорошо запомнила ее внешность. И вот у нее выпал телефон, когда она кому-то звонила, а потом хотела его убрать. Да не в карман куртки убрала, а мимо… Как раз на сидение машины. Да и не заметила, пора было платить и выходить уже. Торопилась она. Очень.
- И что ерунде всякой будешь верить?
- Я не знаю, ерунде или нет. Но тогда ночью она не смогла попасть туда, куда приехала. Пришла, а никто ей не открывает. Хотела ключи достать – нет. Видимо, второпях где-то оставила или обронила. Хотела опять позвонить, а телефон свой никак найти не может…
- Я, что виноват, что ротозеи ко мне в машину лезут?
- Может, она и ротозеем была, потому что по этому адресу и спешила очень? И, может, она до этого уже сто раз звонила и никак не могла дозвониться? Откуда ты знаешь?
- Может, может… А ты, откуда знаешь?
- Эх, Юра. Мать у нее тогда умирала и к телефону не могла подойти. Вот и рвалась эта девочка к ней среди ночи, потому как вечером на ее звонки никто так и ответил.
- И что?
- Вот осталась она без ключей. И телефона. И пришлось ей всех соседей на уши поднимать, чтобы хоть кто-то согласился их дверь выломать, потому что, чувствовала она, счет уже шел на минуты…
- Городишь ты все!
- А ты мне скажи, подвозил ты неделю назад блондинку какую-нибудь в красной куртке?
- Да, что ты привязалась ко мне?
- Да или нет?
- Ну, подвозил… Была одна… Я тогда даже удивился, мороз какой, она без шапки. Крашеная какая-то блондинка – подумал я… Волосами своими решила пощеголять…
- Да и про шапку, видимо, совсем она забыла, выбежала скорее из дома… Да и не стала обратно возвращаться. Когда про нее на улице вспомнила…
- Ну, и что ты мне предлагаешь?
- Брось эту работу! Нравится возить людей – вози честно. А то я уже, смотри, какая седая стала. Мне что только не снилось… Приснится планшет и хозяин его со своею бедою ночью, а под утро ты являешься домой радостный – планшет кто-то оставил. Приснятся телефон и паренек пьяный, и ты телефон домой этот тащишь. Я уже спать ложиться боюсь, одни кошмары. Да и не совпадение это! Давно понятно мне.
Юрий задумался над словами жены. Но его клонило в сон… И кошмары ему никогда не снились. И он быстро забыл разговор со своей женой.

- Леша машину разбил. – как-то сказала Светлана.
- Как так? Я ему все свои сбережения отдал. Он, конечно, обещал мне вернуть, но это когда будет. – взволнованно сказал Юрий.
- Ты сейчас о деньгах думаешь или о сыне? Деньги твои несут зло.  Раз ты по-хорошему не понимаешь, по-плохому, значит, будешь вразумляться жизненными бедами. Чтобы понял, наконец, что не надо брать никогда чужое. Награбленное это.
- Что ты опять мелишь?
- Ты на какие деньги ему добавил на машину, скажи, а?
- На заработанные!
- Честным трудом?
- Да хватит уже!
- Нет, не хватит! Ты хочешь, чтобы он не только машину разбил, но и себя покалечил?! Я не дам тебе больше на эти грязные деньги что-то покупать!
- Голодать будешь?
- Я устроилась уборщицей. Пусть платят мало, зато честные деньги. На хлеб и воду мне хватит.
- Посмотрю я, на сколько тебя хватит. – хихикая сказал он.
Светлана объявила Юрию в тот день бойкот. Больше она ничего не покупала на его деньги и никогда не готовила из продуктов, которые покупал Юрий сам. Ее рацион заметно изменился, но она не унывала, считая, что так сможет хоть когда-нибудь вразумить мужа.
Через некоторое время Юрий опять накопил немало денег, ведь теперь, получалось, на еду в их семье уходило значительно меньше средств из его кармана. И решил их куда-нибудь повыгоднее пристроить.
Жадность брала свое. Деньги он отнес не в обычный банк, а процентщикам – людям, которые давали значительно выгоднее проценты на вложенные деньги. Сначала Юрий, чтобы их проверить, дал некрупную сумму. Получив неплохой результат, он решил, что игра стоит свеч… Но процентщики тоже были не дураки и таких, как Юрий, «накрывали», уже на раз. Они уговаривали Юрия оставить деньги в оборот минимум на год, суля колоссальный процент, который у них нельзя было получить за небольшое время. И Юрий, недолго колебавшись, согласился…
Отдав все свои средства и даже заняв у друга 50 тысяч, чтобы получилась кругленькая и красивая сумма, он подписал договор, даже его не читая.
- У меня же есть договор на руках. – думал он. – Да и ребята, с виду порядочные. Ну, не банкиры, что с того… Даже и лучше. Государству налог не платить…
Через месяц у Юрия неожиданно сломалась машина. В сервисной компании сказали, что ее ремонт обойдется больше, чем стоит она сама. После долгих раздумий, Юрий решился позвонить процентщикам и забрать деньги досрочно, аннулировав договор, чтобы купить себе новую машину. Но их номер был заблокирован. Юрий позвонил им еще раз и еще… Но это было бесполезно. Он рванул на такси в их «офис», расположенный в жилой квартире, где он оформлял с ними договор, и, расплачиваясь с водителем, нечаянно выронил свой телефон…
Но домофон тоже не отвечал. И Юрий понял, что влип… В его голову не лезли вообще никакие мысли. Это была такая отрешенность от событий, что даже трудно представить. Мозг отключился, чтобы не взорваться от этой ситуации…
Только в троллейбусе Юрий заметил, что у него нет телефона. Он надеялся, что забыл его дома. Но там его не было. Он позвонил с домашнего телефона в такси, где заказывал машину, но диспетчер ответила, что никто из водителей ничего не находил… Да, его жизнь в этот момент не зависела от того, был с ним сейчас телефон или нет, но перед его глазами в один миг промелькнули все пассажиры, чьи вещи он присвоил себе без угрызения совести…
Теперь Юрий трудится грузчиком на овощебазе. Работа тяжелая и неблагодарная. Александр Александрович после их неожиданной встречи, сумел занести Юрия в черный список работников, доступ к которому имеют многие работодатели. Из-за этого дорога к более-менее нормальной работе для Юрия была закрыта.
Светлана также работает уборщицей. И часто по-доброму шутит над своим мужем, говоря: «Хорошо, что я уборщицей стала. Все твои грязные деньги в миг чистыми стали… Отмыла их». Но Юрий не обижается. Шальные деньги его больше не интересуют.