У России три друга армия, флот и.. тяпка

Валентина Чилибийская
    



       Похоже,России, все же, придется обзавестись этим третьим надежным другом - Тяпкой, которого в Болгарии зовут Мотикой.

       На эту мысль меня натолкнула не только нескончаемая суета аналитиков всех мастей вокруг деятельности Президента России, но и, возникшая ,невдруг,  тема скорого распада Украины,предрекаемого некоторыми политиками и, связанных
этим распадом, притязаниями Румынии на Бессарабию.

       Мне вспомнился этот сельскохозяйстенный инструмент, потому что, в том маленьком городке Болграде, на юге Одесской области, где я выросла,именно тяпка наделялась, среди прочих инструментов, особыми полномочиями и всегда занимала почетное место во дворе - у входных ворот.

       И не было в нашем городе,основанном еще в 19 веке выходцами из Болгарии, и, населенном в пору моего детства, по преимуществу ,болгарами -потомками переселенцев,пожалуй, ни одного мальца,который бы не знал, в чем смысл выражения "дважды наступить на тяпку", потому что, оно означало - получить во второй раз рукоятью тяпки по лбу за неспособность сделать вывод из прошлой ошибки, недальновидность или потерю памяти .

       Набравшись образованности в начальных классах русской школы,я решила поучить своих болгарских родителей русскому языку и, однажды,важно заметила,
что правильно надо говорить: " дважды наступить на грабли ".
И с любопытстсвом поинтересовалась причиной такого почтительного расположения тяпки в хозяйстве.

       Выслушав меня,отец хитро усмехнулся и сказал,что разница здесь не в переводе, а в сути предназначения инструментов.
Грабли собирают сорняки в кучу, в то время, как тяпка сорняки уничтожает с корнем,в  прямом и переносном смысле: как в полях -огородах ,так и в головах то ли неразумных, то ли забывчивых людей .
И место ее у внутренней стороны ворот, тоже неслучайно - она напоминает худым людям , что они переступили границу чужой собственности...

       Как, я уже упоминала вначале, мое детство и ранняя юность были неразрывно связаны с городом болгар - Бол-градом.

       Когда-то, предки жителей этого города и окрестных болгарских сел с   такой безграничной благодарностью приняли дарованные им Российской Империей
подданство,землю в вечное пользование, и главную льготу тех тревожных времен -освобождение их сыновей от воинской повинности, что не только преобразили
растрескавшуюся от зноя землю Буджакскской степи в цветущий край,но почти на генетическом уровне заповедали эту благодарность России своим наследникам.

      В моей памяти навсегда запечатлелись рассказы моего отца о том времени,когда в красном углу  каждого болгарского дома наряду с иконами находился портрет русского императора, и о том ,как потом,по-хозяйски здесь расположилась Румынская власть,как она ушла и на смену ей пришла Советская...
      
      Я помню,как советской школьницей удивлялась своей бабушке, продолжавшей и десятилетия спустя,оплакивать русского царя. Помню,как затаив дыхание, слушала рассказы деда о вереницах скрипящих каруц(повозок) со стариками, детьми и нехитрым скарбом переселенцев.
И мое воображение рисовало мне изможденные лица людей, день-за днем идущих целыми селами в зной и дождь, вслед за этими повозками,ночующих под открытым небом, рождающихся и умирающих на пути в Россию.

      Я помню ласковые интонации неподдельной любви в голосах моих бабушек и дедушек, когда они, по настоянию детей, не единожды рассказывали  нам о
добродетельном генерале от инфантерии  - Иване Никитиче Инзове, попечителе болгар .
И с этим именем в моем детском сознании навсегда запечатлелись
представления о величии и красоте человеческого благодеяния и человеческой благодарности,проявленной болгарами уже после смерти своего благодетеля.

     Рассказывая об Инзове, дед всегда интонационно подчеркивал с какой благоговейной настойчивостью бессарабские болгары почти  два года добивались у царя разрешения на перенос останков своего попечителя - генерала Инзова из Одессы в Болград.А, когда высочайшее разрешение было, наконец, получено,как весь путь в 250 километров признательные болгары несли гроб с телом своего благодетеля на плечах ,сменяя друг друга на ходу. Массивный катафалк ,который тащила четверка лошадей задействовался только в минуты отдыха, после чего процессия продолжала свой путь пешим ходом...
Когда в своем рассказе дед доходил до того места , когда траурная процессия с останками Инзова достигала окраины города и все  встречающее ее население от мала до велика упало на колени перед его прахом,голос деда становился глуше от душивших его слез,и мы -дети начинали плакать от переполнявших нас чувств вместе с ним .
Тогда дед обнимал нас,гладил по головкам, и мы мысленно становились рядом с теми , кто последние метры - от ворот кладбищенской ограды до самой усыпальницы, нес гроб с прахом  Инзова на коленях...

      Мы - дети, росли в этом городе болгар среди людей строго соблюдавших нравы и обычаи своих прадедов.Этих людей отличало ласковое добродушие и какая-то невероятная милосердность,проявляемая  ими,как к своим , так и к чужим людям.
Казалось, вся их жизненная философия сводилась к круговороту всего нескольких простых человеческих проявлений :понять,помочь, простить и улыбнуться.
Понять - означало :не пугаться проблем, быть всегда спокойным и справедливым. Помочь - значит, мобилизовать весь свой имеющийся ресурс и утешить,поднять, поддержать нуждающегося.Простить - было ничем иным, как смирив гордыню, даже после самой жестокой ссоры суметь протянуть руку для примирения .
И  - улыбнуться Жизни!

      Я всем сердцем полюбила этих, уже ушедших давно людей ,и этот городок, в котором сегодня живут их потомки. И была безгранично счастлива,когда годы спустя, среди кучи подлежащих к списанию книг на русском языке из библиотеки Кишиневского университета, мне на глаза попалась, открывшейся страницей,
одна из них - с донесением наместника Бессарабии,генерал-губернатора И.Н. Инзова о подопечных ему болгарских переселенцах с Балкан.
Случайно, прочитанная мной фраза из донесения, врезалась в мою память, и осталась в ней навсегда.

     Генерал -губернатор Инзов писал о болгарах:"...соблюдение чистоты нравов, веками в роде их сохраненных, заслуживает особого воззрения..."
    
     И царская Россия проявила свое "особое воззрение" к особенностям болгарского национального характера,возложив на переселенцев большие надежды в своей внутренней и внешней политике.
Верность православию, не сломленный веками противостояния могущественной Османской империи Дух маленького народа,сохранившего не только язык и веру, но и культуру,национальные обычаи, традиции и ремесла, вкупе, с присущими ему ответственностью и трудолюбием, с точки зрения России, гарантировали
превращение безжизненной Буджакскской степи в цветущую , пригодную для жизни людей территорию и безопасность границы Российской империи.
     Даровав болгарам землю в пожизненное пользование(но без права продажи), освободив от налогов на целое десятилетие и выполнив обещание никогда не призывать на военную службу ни своих новоиспеченных подданых, ни их сыновей Россия достигла своих целей.Бессарабкая ее окраина стала зажиточной территорией верных ей подданных.
    
     Остается только восхищаться тому, с какой безошибочной точностью мои предки - выходцы с Балкан - мистического места силы нашей Планеты,нашли его
парную дочернюю точку на новых землях.
И основали на берегу озера Ялпуг город болгар - Бол-град.
И,вряд ли, можно назвать случайностью то,что, вскоре, его жители, с присущей их ментальности метафоричностью стали называть город, не иначе,как " пупом уезда " , потому что пуповина - есть символ,олицетворяющий связующий узел живого организма с Бесконечностью Жизни.

     Позднее, город, каким-то непостижимым образом, утвердился в негласном статусе - столицы Бессарабии и стал упоминаться в источниках в этом статусе, как само собой разумеющееся явление.

     Удивительно,но именно, с этим маленьким городом ,этой местностью и населяющим ее этносом,оказались связаны знаковые личности современной истории,чья деятельность ,словно проекция небесной битвы добра со злом
отразилась сегодня  на нашей земной жизни тотально: в её базисе и надстройке.
Словно, предупреждающая сила, переместившихся в Россию Балкан - "порохового погреба Европы", стучится в наши сердца, призывая к деятельной бдительности при принятии решений и делая выбор.

     Кто сегодня не знает Петра Порошенко- президента Украины,родившегося в Болграде?
     Кто не слышал о чудом спасшемся бегством ,после Одесской трагедии, заместителе начальника областной милиции,этническом уроженце Болградского района Дмитрии Фучеджи, назначенном официальным Киевом искупителем его греха массового сожжения людей в городском Доме Профсоюзов 2 мая 2014 года?
     Кому неведомо имя миллиардера Геннадия Тимченко,чей "Стройтрансгаз" должен был реализовать, столь важный для Болгарии Проект "Южный поток" и , столь, безрассудно отвергнутый  русофобскими болгарскими политиками в
ущерб интересам собственной страны ? А, ведь, за ним стоял  - бывший  знаменосец Болградской средней школы №2.
     И, кто не знает сегодня, в постсоветской  России, об учреждении 5 декабря 2017 года нового Всенародного праздника -Дня  Добровольца ?
     Но мало кому известно, что у истока этого праздника стоит потомок, тех самых болгарских переселенцев - В.И. Галахова,которая  в мятежной России 1993 года, в самый пик разгула деидеологизации всех государственных институтов,
сформулировала  и  вбросила эту новую-старую  идею  в общественное сознание в качестве основополагающего вектора воспитания молодежи в постсоветской России.И создала первую в России  детско-молодежную организацию"Добрая воля", чтобы обобщив 5-летний опыт ее работы, в 1998 году обратиться к общественности  с большой Программной статьей  " Молодежь в условиях социально -экономического кризиса и позицияучительства", опубликованной журнале "Народное образование ,№10.
     И слово  болгарки на русском языке этой Программной  статьи и всех предыдущих и последующих ее статей и выступлений на русском, пробивающих дорогу идее добровольчества на  всем постсоветском пространстве бывшего СССР - есть проявленное и документально зафиксированное явление русского феномена,
так восхитительно описанного,нашим современником - русским писателем А. Лавриным :" ...Понятие русского,на территории Россиии определяется не генами, а  этнокультурной традицией, вбирающей в себя любые национальности, "заряжающей" их русской ментальностью. Так сильное магнитное поле наделяет попавшиев него кусочки металла свойствами магнита."
      И меня пугает буддирование бессарабской темы  румынскими политиками в ее нынешней интерпретации,потому что это означает, что снова кто - то хочет
сломать через колено благодарную память болгар , о ставшей им родной русской земле. Не румынской, не советской,не украинской, не молдавской,а русской,
дарованной им Великой Россией,чьими подданными они перестали являться в силу исторической несправедливости 90-х годов двадцатого века.

      Похоже , пора поставить Тяпку на положенное место
в российском дворе....