Изобилие в 1967- к 50 летию и отутсвие!

Дмитрий Залимановский-Заболотный
 
Изобилие в 1967- к 50 летию!
Давид Залимановский
 
  На картинке - прилавок Дома Книги в год открытия -1967 год.. Это  книжный товар в реальной продаже. Поэтому и возникла спекуляция. Надпись к фото:" Это не ленинская комната. Это отдел к Доме книге на Калининском. Сегодня эти торговые площади битком набиты всевозможными книгами (по истории, философии), а тогда – портреты Ленина и политбюро."

            
Интересная закономерность: Дефицит книг невольно заставлял достать,добыть книгу . И моментально её прочитать.Забугорный Тамиздат читался за одну ночь - чтобы не повязали.

 А купленную дорого с рук книгу читали побыстрей,чтобы продать и  отбить потраченные деньги.Вновь изданные интересные книги ценились на вес золота. Ценовое сравнение: Хлеб- 20 коп,водка- 2руб. 87 коп.Коньяк армянский- 4 руб. 12 коп.
 
Пастернак, с предисловием Синявского (Потом Орлова)Цветаева в Большой серии ценились в 80-120 руб. М. Булгаков-  50.Коньк Наполеон оригинальный- 25р. Френчевские парфюмы(Клима,Пуазон)- 25 р.

И вот первым прочитавшим книгу хотелось поделиться с друзьями по интересам. В обеденный перерыв, половина читающей Москвы собиралась в холле, в Доме книги.

 "Кого только не было на этом базаре - особенно в воскресенье с утра. Р. Рождественский." Говорили о вновь изданном ,прочитанном.Миша Климов лет 5 назад написал книгу о книжниках и библиофилах.

Он называет Дом книги домушкой. Это простительно- потому что в то время он был ещё мелким по возможностям. И звали его пинг - понг.  Мелкий спекулянт, прыгал вечно как шарик,скрываясь от ментов, кучи должников и в поисках десятки на прокорм.

 Торговля книгами строго преследовалась. А когда  находили в библиотеке несколько  одинаковых книг, -конфискация библиотеки - и срок.

Доходило до смешного. Почему у тебя десять одинаковых Пушкиных? Извиняюсь,но это собрание сочинений в десяти томах. Ты нам голову не морочь!

Экономически продавать книги в то время было выгодней, чем писать.А читали ,в основном,переводную классику.Переводчики были первоклассные.


Я очень уважительно отношусь к пишущим на Прозе. Многих читаю. Хотелось- бы написать приятный отзыв. Сдерживает ,что человек должен ответить взаимностью. А хвалить меня за мою писанину - не серьёзно.

 Считаю,что писанина должна быть летописной. То есть  правдиво отражать время. А когда мне хочется читать настоящую литературу и поэзию,я читаю классику.Её издано сколько,- что не хватит жизни прочитать.

Когда стали издавать много литературы , в книжном бизнесе "купи - продай" наступили времена книжного изобилия.А это крах для торговли.  У меня, из хорошо знакомых приятелей,- многие писательствуют.Но как говорил Есенин..."ни при какой погоде -я этих книг ,конечно не читал..."
 
 Когда книжный рынок насытился изданиями ,а основные мыслящие читатели уехали по домам в другие страны,для  спекулянтов настали трудные времена.


 Стали цениться издания гравированые,переплетённые известными переплётчиками . Шнель,Ро,Тарасенков,Петцман  и др.


 Сейчас это смешно, - но при Советах самым ходовым и ликвидным товаром были книги.  Это давало возможность получить за товар сразу наличные деньги.

 Когда фарцовщики "эмитенты" сдавали на комиссию на Кудринке дифицитную радиотехнику, (видео у нас ещё не было )- деньги им выплачивали только после продажи.



Золото,картины не давали возможности получить деньги сразу.

А после сдачи книг в букмагазин  деньги  выдавали моментально, - минус 20%.
Первые мои коллеги по  собирательству были Толя Аляпин(Зеленоградский),Илья Глазунов, Владимир Солоухин,Олег Лукашин Игорь Горбатов,Юрка Историк,Прокурор- Наполеон,Два Бориса- Китаец и Японец,Стас- Музыкант,Три Бегемота,Сэм Библиограф,. И как писал  Юрий Олеша:" В кустах неистово щебетала какая- то птичья сволочь".

  Это о нашей многосотенной компании,которая крутилась,покупала,продавала,надувала ,наживала и прогорала.

Артисты и музыканты среди нас (кто не ездил за бугор)были самыми бедными. Мало работы и маленькие ставки.Все занимались спекуляцией : Тряпьём,ширпотребом,музтоварами. Даже самые титулованные. Тогда сели А. Новиков,Гулько,Токарев.

 Многие присели за левые концерты. Вот материал с тех времён:"Незадолго до этого на директора Удмуртской филармонии Афанасия Башмакова, находящегося в плачевном положении из-за невыполнения концертного плана, вышел Василий Кондаков, легендарная личность того времени.

 Он умело использовал минусы существующей системы для создания своей гастрольной империи. Под его руководством планировались и проводились нигде не учтённые концерты с участием Аллы Пугачёвой, Муслима Магомаева, Иосифа Кобзона, других звёзд советской эстрады.
 
Сотрудники ОБХСС давно наблюдали за действиями мошенника, но с поличным взять не могли. Сам он всегда оставался в тени, а кассовые отчёты и документы филармоний, с которыми работала преступная группа, были в полном ажуре.
 
Масштаб его деятельности легко представить по цифре: за 1978 год он организовал концерты на общую сумму около 900 000 руб.
Появление в жизни директора Башмакова предприимчивого Кондакова было спровоцировано самим государством.

 Глухие филармонии страдали от недостатка концертов, а известные талантливые артисты – от копеечных гонораров. Создавались условия, при которых легально выступать было невыгодно: концертная ставка Высоцкого составляла 11 руб. 50 коп. В театре его зарплата была 150 руб. в месяц.
 
В московском Театре на Таганке была достигнута договорённость между его главным администратором Валерием Янкловичем и Башмаковым при участии Кондакова о гастролях труппы в Ижевске.

 Также было решено, что Высоцкий выступит отдельно, без гастрольного удостоверения Росконцерта. После этого Великий Комбинатор пообещал Башмакову оказать помощь в организации серии неофициальных концертов с участием Сенчиной, Толкуновой, Хазанова, при условии, что кассу Кондаков возьмёт под свой контроль.
 
 

Тогда все свободные люди стремились к познанию и собирательству. Отработав положенное количество дней в году(особенно Деды морозы) остальное время тратили на знание и собирательство.

Балерины,танцоры,Артисты(оклады 60-120рублей) все ходили на промысел."Чёрные доски "В. Солоухина начинаються с фразы:"Как,Вы никогда ни чего не коллекционировали? Тогда трудно Вам будет понять,почему я с таким пристрастием пишу о вещах,вовсе,может быть,на Ваш взгляд,не заслуживающих никакого пристрастия."

Толя тогда приезжал с Зеленограда,Солоухин - из глубинки Владимирской области.А Илья Глазунов ютился в 6- ти метровой каморке.Все мы были бедные. Но это не мешало каждый вечер отправляться на "охоту"за книгами.Самым жмотистым и привередливым был Илья.Он так и не купил журнал Старые годы (1907-16гг). Весь комплект тогда ценился в 40 рублей. Но все искали в картонаже и  "Пецмане".

Лет пять назад в Доме книги подходит Глазунов и увидев знакомое лицо ,говорит: Ну ты представляешь,Лукаш(Олег Лукашин)за сколько поставил Годы? За полтора миллиона! Нет,все с ума посходили! -Илья! Надо было покупать за 40 рублей.

Все мы официально  работали на разных маленьких и больших должностях. Об этом как- то было не принято говорить.Личная жизнь не входит в компетенцию моей писанины.

© Copyright: Давид Залимановский, 2012
Свидетельство о публикации №212122701291