Дети или карьера

Евгений Лапшин 2
                ДЕТИ  ИЛИ КАРЬЕРА


М.Плисецкая и Р.Щедрин свою жизнь  посвятили служению великому искусству, пожертвовав ради него возможностью иметь детей. В интервью (опубликованном в газете «Аргументы и факты» №41, 2008г.) композитор заметил: «Вот если бы родился Моцарт, тогда имело смысл рисковать», (т.е. родить ребёнка).

Подспудно мысль о выборе: иметь детей или без помех сосредоточиться на творчестве или на карьере, на увлечениях, на развлечениях – широко распространена в обществе. Она в какой-то мере объясняет  сдержанность многих  к рождению детей, а также  неодобрительное отношение к детным семьям. Часто выбор делается не в пользу детей. Действительно, стоит ли жертвовать благополучием, если нет уверенности, что родится Шопен, а не простой слесарь?

Детным семьям, как основной ячейке общества, исторически не везло. В СССР внимания ей уделялось не очень, были другие ячейки, которые считались важнее. В перспективах на будущее роль семьи едва ли просматривалась. Именно тогда появилось и вошло в обиход мнение (противоестественное по сути), что в семье должно быть два, а лучше один ребёнок, ну, в крайнем случае, для самых смелых – три. Даже квартиры строили малометражными, в расчёте на малодетный состав семьи.

В девяностые годы о семье не вспоминали совсем. Господдержки её лишили, детские садики стали перепрофилировать, малые школы и фельдшерские  пункты  (особенно сельские) = закрывать. Рожать детей, числом более одного, стало не только не модно, но почти унизительно. Рождение «лишнего» ребёнка рассматривалось, как расплата за грех, а его воспитание – непрестижная  безвозмездная обязанность. На молодых родителей, у кого двое и более, смотрели с жалостью, как на людей, лишивших себя всех радостей жизни. В погоне за легкомысленными радостями (или убегая от нищеты), не заметили, как вошло в жизнь новое, позорное явление – стали выталкивать детей из семьи. Заговорили о беспризорниках в таком количестве, какого не было со времён войны.

Забвение и отрицание семейных ценностей опасно. Опустели во дворах детские песочницы, лишь иногда увидишь там ребёночка, одиноко играющего красивым совочком. Единственный ребёнок, несмотря на любовь и внимание родителей, и в семье одинок. Вырастет он, не познав чувства родства с братьями-сёстрами, которое с древности объединяло людей в крепкие родовые сообщества, где каждый,  в трудных обстоятельствах, мог рассчитывать на помощь и защиту со стороны родственников. Ослабевает чувство родства, а вместе с ним упрощается, мельчает отношение к стране, в которой живём и в которой жили наши отцы и деды. Всё реже в понятие СТРАНА вкладываем  родственный смысл: РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО, а всё  больше называем её равнодушным, лишённым сыновнего тепла, словом ГОСУДАРСТВО. Обеднели без родственных побегов семейные родословные древа, как деревья без ветвистой кроны. Ослабла в мужчинах забота о продолжении рода и сохранении фамилии предков, а в женщинах притупляется чувство материнства. Не от того ли переполнены детские дома детьми, при живых родителях, а немо  щные старики вынуждены ютиться в домах для престарелых, при живых дочке или сыночке? Не от того ли на кладбищах так много недавних, но неухоженных могил?

Хотя и поздновато, но спохватились. Дотошно посчитали: если сегодня нет детей, кто же будет кормить стариков лет через двадцать? Заговорили о поддержке семьи и детей: пособия и материнский капитал прибавили. Год семьи объявляли, в средствах массовой информации появились призывы рожать детей и слова одобрения детным родителям. Но говорить о повороте СМИ к духовной поддержке семьи ещё рано. Заметны пока только первые, неустойчивые её признаки. Они – исключение. А заполнен телеэфир пропагандой других ценностей, другого образа жизни, в которой нет места детям. Проверенные веками обычаи подменяются скороспелыми традициями; совесть   переименовывается в комплекс (жить без совести – осудительно, но без комплексов – модно); нахальство превозносится, как достоинство; в герои нередко навязывается Сонька - золотая ручка, а примером для подражания –  Ксения Собчак.  Активно  пропагандируется образ глянцевой жизни, в которой главное место занимает не общественно полезный труд, не забота о детях, а светские тусовки, роскошь, скандальное мелькание на телеэкране, пренебрежение моральными и нравственными нормами. Здесь публично похваляются любовными похождениями и с лёгкостью разводятся (чем чаще, тем больше внимания и звёздной славы).  Здесь не принято ограничивать личную свободу  обязанностями  по воспитанию детей.  А соблазн «красивой» жизни, как известно, велик.

Духовная, моральная поддержка семьи и детства так же необходима, как и материальная. Воспитание детей – ответственное и трудное (может быть самое ответственное и самое трудное) дело.  Пора извлечь его из тени и поставить на светлое место, достойное общественного признания. Надо что-то сделать, чтобы повернулось наше сознание к уважению семьи, чтобы молодые мамы не прятали извинительно взгляд, чтобы ценилась крепкая семья, чтобы беременной женщине с готовностью уступали место в автобусе, чтобы женщину с ребёнком не вынуждали томиться в очереди наравне со всеми, чтобы слово МАМА стало самым почётным из всех слов!

Сумеем ли мы изжить семейный нигилизм?  Сможем ли восстановить завядшую потребность иметь детей? Воспитаем ли в себе уважение к детям, а в детях уважение к родителям? Сделать это, наверно, потруднее, чем улучшить материальное благополучие. О повышении уровня жизни детным семьям уже говорят и что-то делается.  Родилась надежда, что многодетная семья и бедность – могут ходить «одна без другой». Может быть, появятся в достатке места в детских садиках,  и  совсем исчезнет унизительное прозвище: «малоимущая  многодетная семья»!  Тогда, может быть, и появится во взгляде молодых мам уверенность и гордость. Им есть, чем гордиться!  Что может быть превыше сотворения человека!  По этому поводу известный публицист   и книгоиздатель А.С.Суворин более ста лет назад заметил: «Что бы женщина ни выдумала, что бы она ни произвела в сфере умственного и артистического труда, всё-таки лучше детей она ничего не выдумает. Эти дети – Сократ, Платон, Эсхил, Шекспир, Байрон, Гёте, Бетховен, Пушкин, Гоголь, Толстой и другие светочи человечества».  Даже если дети не светочи, всё равно они лучшие других творений рук  человеческих!