Форма в музыкальной гармонии

Любовь Звездина
В музыкальной гармонии, существует иерархия устойчивости. Первая ступень лада называется Тоникой. Она является начальной ступенью, от которой вверх поднимаются звуки звукоряда, а так же, основой, к которой тяготеют все звуки. Помимо того, что Тоника является основой, ей же и заканчивается любое музыкальное произведение, потому, что она создает ощущение завершенности и окончательного покоя.
Отправляясь в новый цикл, претерпевающая трансформации мыль/ смысловое содержание развивается циклично. Подобно тому, как в лунный месяц Луна, претерпевает цикл трансформаций, принося к началу каждого нового цикла новый, преобретенный опыт, способный стать основой для нового последующего цикла.
Аналогичным образом Стихия Земля (Инь) является началом, точкой отсчета, точкой сравнения, самым низким элементом. Относительно этой точки отсчета, проявляется стихия Огонь – устремляющаяся к высоте и обладающая скоростью. (Стихия Земля порождает Огонь). Огонь же не обладает стабильной природой, разгораясь он достигает все новых и новых высот, все большей и большей мощи, все большего и большего временного интервала. Если в самом начале он краткий, но в кульминации он обладает наивысшим жаром, наибольшем временем и силой проявления.
Так и в музыкальной гармонии, Тоника является основой – Земля, а Доминантой, Кульминацией является стихия Огонь.

Теория музыки рассматривает полярности гомофонии и полифонии.
В гомофонии, основной голос ведет за собой сопровождающие голоса, как правило это верхний голос, сопровождающие голоса представляют аккордовое сопровождение.
В полифонии, голосов так же много, но все они равноправны и каждый из них идет своей дорогой, развивая собственную тему, поднимаясь к кульминации и затихая у тоники, но каждый голос подчиняется единому закону гармонии, координирующему общее звучание.
Гомофония утверждается в опере, оратории, сольном вокале с сопровождением, кантате и в инструментальной музыке.
Музыкальная гармония опирается не только на звуковысотную гармоничность, но и на форму.
Форма на прямую связана с ритмом и циклами. Минимальное условие для любой формы, это наличие как минимум четырех частей или сильных долей.
Это могут быть 4 такта, 4 сильные доли или 4 мотива.
предложением называется самая маленькая форма, состоящая из 4 или 8 тактов.
Период, состоит из предложений и содержит в себе более или менее оформленную и законченную мысль. Он может быть квадратным, состоящим из 2 предложений, но иногда состоит из 3 предложений.
Следовательно,, как правило состоит из 8/12/16 и 24 тактов.
И период и предложения соотносятся со сторонами света, временами года, 12 секторами сферы/Знаками Зодиака, количеством часов в сутках и месяцев в году.

Сонатная форма, самая развитая из гомофонных форм состоит из 12 пунктов.
Вступление- главная партия – связующая партия-побочная партия-заключительная партия – разработка – главная партия-связующая партия-побочная партия-заключительная партия-кода.
Стихии Огонь противостоят Иньские Стихии Вода и Земля. Земля противостоит Огню в градациях качеств Жар и Холод, а Вода, качеством Влажности. Градации температуры самые крайние, в то время, как градации влажности самые динамичные. Развитие в музыкальной форме идет от заявленной главной темы, к окончательной Коде/завершению, через синтез, противопоставление с противоположным качеством.
Главная партия Огонь - Связующая партия (Стихия Воздух) – Побочная партия (Воздух) – Заключительная партия Земля – Разработка (Процесс взаимодействия, синтез всех Стихий) после чего, каждое начало проявляет себя на новом витке, проявляющим совершенный, законченный опыт, снова проявляется Главная партия (Огонь) – Связующая (Воздух), осуществлющая контакт, взаимодействие и обмен смысловым содержанием – Побочная, вторичная, но обладающая противопоставлением тема (Вода) и завершающая презентацию мнений тема (Земли) – в коденции подводится итог всем противоречиям, обретается окончательный смысл, синтез и обретается покой.
Полифоническая форма(разговор голосов), самостоятельного и отдельного, переплетающегося голосоведения/взаимодействия имеет 4! Разновидности.
Гетерофония – исполнение одной и той же мелодии несколькими голосами, время от времени проявляются отголоски, ответвления от основного напева.(Огонь)
Имитационная полифония - основная тема звучит в одном голосе, а потом проводится с небольшими изменениями в других голосах. (Воздух)
контрастная полифония - четкое противопоставление полярных по содержанию тем\голосов.
подголосочная полифония – предполагает развитие мелодии с постепенным развитием , в медленном и умеренном движении (песни лирические протяжные, свадебные, медленные хороводные, казачьи). Основным голосом является средний или нижний (Земля)
В силу того, что у каждого голоса индивидуальный цикл развития, полифоническая форма не имеет четкой структуры. Классическим проявлением Полифонии является Канон.
В качестве примера можно привести канон «Братец Яков, Братец Яков, спишь ли ты, спишь ли ты, к заутренней уж звонят, к заутренней уж звонят, Дин-Дон, Дин-Дон,Дин-Дон, Дин = Дон».
В каноне тема накладывается сама на себя с некоторым отставанием, смещением. Канон, обладает наиболее четкой структурой, в то время, как Интервенция, Инвенция и Фуга более сложны и не совпадают по временным циклам развития. Но, тем не менее, даже в Фуге отслеживаются две, а реже три темы.
Если гомофония противопоставляется последовательностью развития полярностей, то полифония противопоставляется «противосложением», в котором каждый голос противопоставляет свое смысловое содержание остальным.
Очевидно, что полифоническая форма соотносится с Ян, а гомофонная с Инь.
В силу того, что в гомофонной музыке присутствует четкая форма и слитность.
Но, если мы не будем забывать о том, что существуют внешний Ян и внутренний Инь уровни, мы обнаружим, что полифоническая форма соответствует внутренним стихиям иерархии Воздуху и Воде, в то время, как гомофонная соотносима с Ян/Огнем – самостоятельность, следование за Истиной, и Инь – структура Инь/Земля.

Примеров различных циклических форм гомофонно/полифонического развития может быть достаточно много, но основой является двух/трех/четырех частная структура.