Рафаэль. Мадонна прекрасная садовница

Алина Алексеева-Маркезин
 Рафаэль Санти.Прекрасная садовница. 1507. Дерево, масло. 122x80.Лувр.

        «Прекрасная садовница» (La Belle Jardini;re) — крупная по размерам (122 на 80 см) «мадонна», подписанная именем Рафаэля Санти, которая с XVI века считается одной из жемчужин Лувра.

            Издавна принято отождествлять «Прекрасную садовницу» с той «мадонной», которую, по свидетельству Вазари, заказал Рафаэлю знатный сиенец Ф. Сергарди. После отъезда Рафаэля в Рим картина была завершена Ридольфо Гирландайо (его кисти, видимо, принадлежит голубая накидка Марии).

 Из Сиены полотно совершило путешествие ко двору Франциска I, став одним из первых произведений Рафаэля во Франции, где скоро стало объектом поклонения и подражаний.

         В каталогах королевских собраний картина долгие годы числилась как «Святая Дева в платье крестьянки», пока искусствовед Пьер Жан Мариетт в 1720 г. не дал ей более романтическое название «Прекрасная садовница».

 
   Рафаэль (1483-1520) прожил недолгую жизнь. «Прекрасная садовница» («Мадонна с Младенцем и святым Иоанном Крестителем на фоне пейзажа») написана уже сложившимся мастером. Прелестный образ Девы Марии дышит спокойствием и умиротворением.

   Фигуры юной Богоматери, Ее прекрасного Младенца и маленького Иоанна Крестителя очень органичны и словно растворяются в пейзаже. Детали ландшафта, с любовью выписанные мастером-и растения, и дальние горы, и городские стены, - притягивают внимание зрителя..

     Головы все трёх фигур обрамлены едва приметными нимбами. В платье Мадонны к двум традиционным богородичным цветам (красному и синему) добавлен золотистый цвет рукава, который гармонирует с пейзажем и садовыми травами, обрамляющими фигуры снизу. Среди них различимы фиалки, символизирующие смирение Марии, и водосбор, символизирующий страсти Христовы. За спиной Марии расстилается безмятежный пейзаж с озером (слева) и городом (справа).

   Духовная и физическая красота находят воплощение в облике Богоматери, дивный лик которой светится бесконечной любовью к Сыну. В его чистых глазах читается глубокое взаимное чувство, слитое с детской преданностью Матери.