Ивановские корни взлёта и краха великого миколога

Иван Еропкин-Нарышкин
Выдающийся российский миколог Фёдор Владимирович Бухгольц родился в Варшаве в 1872 году. И хоть в дальнейшем он жил и работал в Москве, Риге и Тарту, его и слава, и крах были причудливым образом связаны с городом Иваново-Вознесенском.

Выпускник Московского университета, он в 1895 году был приглашён одной из богатейших женщин России, знаменитой московской меценаткой и просветительницей графиней Екатериной Павловной Шереметевой в своё подмосковное имение Михайловское для создания задуманного ею естественно-исторического музея, в котором должны были храниться коллекции местной флоры и фауны. Молодой Фёдор Бухгольц прекрасно справился с этой задачей: в Михайловском и окрестностях он собрал гербарии растений, мхов и лишайников, а также грибов.

Графиня спонсировала издание первых трудов Бухгольца:

Естественно-исторические коллекции Е. П. Шереметевой в с. Михайловском Московской губернии. Гербарий. Список семенных и высших споровых растений. — М., 1897. 2-е изд., дополненное и исправленное, вышло в 1900 г, 3-е изд., дополненное Е. Линде — в 1917.

Естественно-исторические коллекции Е. П. Шереметевой в с. Михайловском Московской губернии. Грибы. Список грибов, найденных летом 1896 года в с. Михайловском Московской губернии. — М., 1897.

Второй труд особенно ценен - это по сути первая микологическая работа, посвящённая грибам Подмосковья. Ценность работы ещё более возрастает, если узнать, что главным научным интересом Бухгольца в Подмосковье стали подземные грибы, то есть трюфели. За несколько лет в Михайловском, а также в районе станции Крюково (ныне г. Зеленоград)  Бухгольц нашёл более 20 видов трюфелей! Один из видов он нашёл впервые и назвал этот красивый трюфель "крюковским". Лишь в 2017 году, спустя более века, этот вид трюфеля был вновь встречен в Подмосковье.

Свои изыскания Бухгольц представил в новой фундаментальной работе «Материалы к морфологии и систематике подземных грибов», изданной той же графиней Шереметевой в 1902 году, в которой описал несколько десятков видов трюфелей, найденных в России, в том числе им самим в Подмосковье. Именно эта работа стала его диссертацией, которую он защитил в 1903 году в Московском университете.

Ещё с 1898 года Фёдор Бухгольц стал преподавать в Рижском политехническом институте. В 1907 года он был назначен исполняющим должность профессора. В 1910 году утвержден в должности помощника директора (проректора), а в 1912 году стал деканом с/х отделения.  В этом же году, после защиты в Московском университете докторской диссертации, он был назначен профессором ботаники и физиологии растений Рижского политеха.

За годы жизни в Риге он собрал огромную коллекцию прибалтийских грибов (более 2 тысяч видов, 20 тысяч образцов). Но во время Первой мировой войны Рижский политех был эвакуирован в глубь России, в том числе, микологическая коллекция Бухгольца. Сначала Рижский институт находился в Москве, сельскохозяйственный отдел при Сельскохозяйственной академии в Петровском-Разумовском, здесь Бухгольц читал лекции. Но после прихода к власти большевиков и создания Иваново-Вознесенской губернии, по инициативе Фрунзе, Рижский политех был перебазирован в Иваново-Вознесенск, на основе которого и был создан Иваново-Вознесенский политехнический институт. Соответственно, и гербарий Бухгольца перекочевал в Иваново-Вознесенск. Здесь Бухгольц продолжил делать то, что  начал ещё в Москве - "издавать" выпуски "Гербариев русских грибов", а по сути распродавать свою коллекцию.

Так дважды судьба миколога Бухгольца пересеклась с Иваново-Вознесенском. Первый раз, в результате сотрудничества с графиней Шереметевой. Род Шереметевых более века владел русским Манчестером - селом Иваново. А после отмены крепостного права  сохранил здесь свои крупные владения. Именно доходы от текстильной столицы России сделали Шереметевых первыми богачами. Им принадлежали самые знаменитые московские усадьбы - Кусково и Останкино. Муж графини граф Сергей Дмитриевич Шереметев был даже Почетным гражданином г. Иваново-Вознесенска. Так что можно сказать, что первые труды Бухгольца были опубликованы на доходы Шереметевых, полученных с ивановских земель.

И второй раз, когда в Иваново-Вознесенск перекочевала огромная коллекция Федора Бухгольца. Судьба её оказалась не совсем ясной. Сам Бухгольц вскоре после переезда Рижского политеха на ивановскую землю, покинул Россию, уехав сначала в Ригу, а затем в эстонский Тарту, где стал преподавать в университете.

Он стал писать письма в Россию о возврате ему коллекции, но вскоре, в 1924 году он умер. Лишь где-то в начале 1930-х годов была возвращена ("подарена"), видимо, часть коллекции. Известно, что около 5 тысяч гербарных образцов оказались в Америке в Гарвардском университете (может быть, это те самые выпуски "Гербариев" всплыли - кто их мог купить в воюющей России кроме американцев?), и какая-то часть (менее 1000 образцов) была найдена в Эстонии. Судьба оставшейся части коллекции неизвестна - в каталогах известных российских хранилищ она не значится.

Так что не исключено, что часть коллекции Бухгольца все же осталась где-то в Иванове. Об этом, в частности, говорит всплеск микологической активности в Иваново-Вознесенске в 1920-1930-е годы. А может коллекция испортилась в сырых подвалах и была выброшена на помойку, а грибные споры редких грибов осели в окрестных лесах! И сколько сгинувшая коллекция выдающегося миколога преподнесёт ещё сюрпризов и открытий местным любителям тихой охоты, не известно!.. Ведь есть пример Покровского-Стрешнева в Москве. В своё время, владелица усадьбы княгиня Е. Ф. Шаховская-Глебова-Стрешнева завозила из других стран всякие редкие деревья и растения в парк и в оранжерею, а с ними и споры грибов... И сейчас этот московский парк - клондайк редких грибов!..