Азбука оккультизма. История Оcculta philosophia

Михаил Майтрин
Отрывок Черновик.

                <…> <…> <…>
  «Окунёмся» в глубину веков. Считается, что всё началось 1531г. когда Генрих Карнелиус Неттесгеймский, известный в истории европейской цивилизации как Агриппа, опубликовал книгу «De Occulta Philosophia* ». В своей работе исследователь пытался скомпилировать все материалы, дошедшее до него за две тысячи лет со всех уголков античного мира. Обобщив понимание того времени о натурфилософии древних мыслителей автор назвал «magia » единственной добродетелью и более того.
 
    *«De Occulta Philosophia - Перевод «О тайная философии», «О сокровенной философии».

   Цитата: «Магия<...> это — подлинная наука,<...> наиболее возвышенная и наиболее таинственная. Одним словом, — совершенство и свершение всех естественных наук, т. к. вся правильная философия делится на физику, математику и теологию<...>». Даже такой коротенький отрывок помогает нам понять, как по-разному современный и средневековый человек видит структуру научного знания. Представить философию как синтез физики, математики и теологии, в наше время не рискнёт даже самый отъявленный двоечник.

   Задавшись целью впечатлить своего читателя величием «тайной философии», Карнелиус, сосредоточился на описании сверхъестественной части наследия древних и «окончательно разлучил научный опыт и Божественный промысел» Процесс закономерный именно в это время (с XVI—XVII века) начинают оформляться естественные науки в той форме, в которой мы привыкли их видеть последние двести лет. После выхода фолианта, мудрецы средневековья, ещё как-то пыталось использовать волшебные методики в своих дисциплинах, но слабая повторяемость результата, в конце концов, заставила отказаться от «магических катализаторов». Они остались только в арсенале оккультистов. Астрология и астрономия, химия и алхимия, биология и демонология разошлись по разным областям человеческого знания.

                <…> <…> <…>

    В 1877 г. Е.П. Блаватская издает монографию, под названием «Разоблачённая Изида». На первой странице в качестве посвящения значится: «Автор посвящает этот труд Теософскому обществу, которое было основано в Нью-Йорке в 1875 г. для изучения того, о чём эти тома трактуют». Не отвергая масштабности и эволюционного значения этого эссе, нельзя не обратить внимания на критику достоинств этого произведения самой Еленой Петровной. Вот несколько цитат из её статьи «Мои книги». 1891год. «<...> «Изида» не понравится вам. Изо всех книг под моим именем именно эта худшая и наиболее неудачная в литературном смысле». «<...> В «Изиде»,<...> открывается множество опечаток и неверных цитат, она содержит бесполезные повторы, крайне раздражающие отступления от темы, а для случайного читателя, незнакомого с различными аспектами метафизических идей и символов, столь же много явных противоречий.<...> И наконец, работа не имеет в себе системы; как заметил один мой друг, она выглядит, по сути, как некая масса независимых параграфов, не имеющих между собой связи, хорошо перетряхнутая в корзине для бумаг, затем вынутая наугад и – опубликованная».

    При всём этом ментальном самобичевании, нельзя не отметить восторженные отзывы американской прессы относительно обсуждаемого произведения, общую тональность которых можно кратко сформулировать отрывком из газеты North American Review : «Это монументальная работа... обо всём, имеющем отношение к магии, таинствам, колдовству, религии, спиритуализму, которая незаменима для энциклопедии».
    Наличие «противоречий», «неверных цитат» и «множества опечаток» не умаляло значения духовного лидерства автора «Разоблачённой Изиды, и не мешало читателю воспринимать материал, образно говоря, как целостное здание, выстроенное на фундаменте индоевропейского трансцендентального опыта. Так продолжалось до 1891г. После смерти Е.П. Блаватской, созданное ей Т.О. «рассыпалось». Но более важно, что со временем изменялась идеология Общества.

    Далее я должен сделать акцент, на том, что дальнейшие оценки это моя точка зрения и может не совпадать с мнением официальных историографов Теософского Общества.
Пусть характерной иллюстрацией послужит следующий пример. В 1898г. после поездки по Индии, один из лидеров ложи Блаватской, Анни Безант читает лекцию «Оккультизм истинный, частичный и ложный».

    Цитата: «Геомантия** , хиромантия, карты таро — всё это неплохо для тех, кто хотел бы пробраться обходными путями природы и добыть знания о её скрытых трудах. Эти науки могут быть безвредными, интересными и даже в чём-то полезными, но это не оккультизм, и их профессора оккультистами не являются. <...> Человек может быть мастером этих искусств, и всё же быть дальше от оккультизма, чем какая-нибудь чистая и бескорыстная женщина, стремящаяся лишь любить и служить, или щедрый и великодушный человек, посвятивший свою жизнь помощи своим собратьям».

     **Геомантия - гадание с помощью земли.

    Прежде всего, деление на чистых, верных, истинных, и соответствующих им антиподов, очень давняя практика. Напомню, в своё время неверных правили огнём и мечом. Но главное, оккультизм – это, наука. Здесь щедрость, радушие и доброта это инструменты, но без определённого набором знаний и практического опыта, они бесполезны. Конечно геоманты, хироманты, тарологи, если они ничего больше не умеют, это как двоечники в лицее, который изучает «De Occulta Philosophia», но в реальности таких узких специалистов не бывает. Элефас Леви, Папюс не чурались карт таро, но их авторитет отмечали как Блаватская, так и сама Безант.

    Мне трудно представить, какие картины индийского мистицизма заставили будущего руководителя Теософского Общества выступить с такой лекцией, но достаточно прочесть труды Карнелиуса Агриппы, что бы перестать жить в иллюзиях о благочестии и великодушии древнего Европейского знания. Судите сами.
    Вот что пишет Агриппа: «<...> Архит  говорит, если взять сердце, свежеизвлечённое из тела животного совсем теплое, живое и, поместить его на тело человека больного «четырёхдневной» лихорадкой», то он вылечится. Так же, приём живого, трепещущего сердца; удода, ласточки, ласки или крота, способствует укреплению памяти, воображения и понятливости.<...> Надо сказать, лучшие результаты достигаются, когда животные остаются живыми. Вот почему рекомендуют тому, кто хочет взять язык лягушки, отпустить ее после удаления языка живой в воду; а взяв зуб или глаз у волка, не убивать его. Демокрит  учит нас такому секрету — брать язык у живой морской лягушки, не трогая у нее других частей тела, и бросив ее в море, положить этот язык на то место у спящей женщины, где бьется сердце, и таким образом заставляют ее отвечать правду обо всем, что ее спросят<...>».

    Даже если вы не эксперт, в области чернокнижия, ознакомившись с прецедентным текстом, любой может почувствовать себя участником какого - то кровавого ритуала с трепещущими сердцами, вырванными глазами и удалёнными языками.
Именно поэтому просвещённые европейские умы, называя себя оккультистами, вынуждены были пояснять в какой мере и какой смысл они вкладывают в это термин. Как образованные люди, они понимали, что в Древней Греции фармакология отсутствовала. Съесть зверушку или её орган, для античных обитателей Балкан, было так же естественно как выпить микстуру жителю туманного Альбиона XIX–го века. Это не было мистическим актом, можно считать это своеобразной таблеткой для борьбы с людскими болезнями. Но, во все времена, вмиг избавиться от стереотипов прошлого невозможно.

    Многие современники Эйфелевой башни были не идеальны. Со времён крестовых походов им вдалбливали в голову, что язычники поедают человеческую плоть и жарят младенцев на медленном огне для жертвоприношений. Мракобесие и невежество, ходили по Европе в обнимку с «призраком коммунизма». Свободные мыслители не выдерживали давления общественного мнения и официальных религиозных институтов. Желая оградить себя от нападок, сочинители предлагали различные толкования, которые порой противоречили первоисточникам.

                <…> <…> <…>

    Двадцать первый век, несомненно, более прогрессивен в деле оценки событий и явлений. Смотрим «Новая философская энциклопедия ». «Оккультизм - «тайные науки» признающие существование скрытых сил в космосе и человеке, но человеке посвящённом инициированном<...>». Честно говоря, я теряюсь, поскольку эту работу готовили редакционный коллектив из двух академиков и группы профессоров. Могу ли я простой смертный, возражать этим светилам. Но как говорится: «Платон мне друг, но истина дороже». Дело в том, что скрытые силы существуют во всех людях, даже в тех, кто не прошёл мистерию инициализации.

   Как не странно, объективная оценка и по-настоящему выверенное определение было предложено советской философией, преемницей диалектического материализма. Для примера возьмём философский словарь. Изд. Политическая литература. 1980г.:
« Оккультизм - термин, обозначающий учения, которые признают существование в мире сверхъестественных, недоступных научному исследованию феноменов и сил и разрабатывающих практические способы взаимодействия с ними <...>».
Думаю, против такой трактовки даже старик Агриппа, не стал бы возражать, поскольку именно в этом ключе, и написана его работа. Такого же мнения придерживаются многие современные печатные и электронные источники. 

                <…> <…> <…>