О грехе праздности

Аня Глейзер
После смерти душа крещеного человека проходит небесные мытарства, на каждом из которых держит ответ за определенный вид греха. Согласно "рассказу блаженной Феодоры о небесных мытарствах", первыми испытуются грехи праздности. Блаженная Феодора поведала об этом так: " Когда мы восходили от земли на высоту небесную, сначала нас встретили воздушные духи первого мытарства, на котором испытываются грехи празднословия. Здесь мы остановились. Нам вынесли множество свитков, где были записаны все слова, какие я только говорила от юности моей, все, что было сказано мною необдуманного и, тем более, срамного. Тут же были записаны все кощунственные дела моей молодости, а также случаи праздного смеха, к которому так склонна юность. Я видела тут же скверные слова, которые я когда-либо говорила, бесстыдные мирские песни, и обличали меня духи, указывая и место и время и лиц, с кем занималась я праздными беседами и своими словами прогневляя Бога, и нисколько не считала того за грех, а потому и не исповедовалась в этом перед духовным отцом. Глядя на эти свитки, я молчала будто лишенная дара речи, потому что мне нечего было им отвечать: все, что было у них записано, была правда. И я удивлялась, как это у них ничего не забыто, ведь прошло столько лет и я сама давно забыла об этом. Подробно и самым искусным образом испытывали они меня, и мало по малу я все вспомнила. Но святые Ангелы, водившие меня, положили конец моему испытанию на первом мытарстве: они покрыли грехи мои, указав лукавым на некоторые из бывших моих добрых дел, а чего не доставало из них на покрытие моих грехов, добавили из добродетелей отца моего преподобного Василия и искупили меня из первого мытарства, и мы пошли далее."
Итак, первыми испытуются грехи празднословия, сквернословия, необдуманных (тем более, злых и обидных) слов, а также праздного смеха, слушания мирских песен и кощунства. Почему эти грехи испытуются первыми? Ведь есть намного более тяжкие смертные грехи и десять заповедей...
Этому есть два обьяснения: богословское и бытовое.
С точки зрения богословия, Бог есть Слово, ведь изначальный греческий перевод евангелия от Иоанна гласил: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог был Слово.»(Ин. 1:1). Подробнее об этом можно прочитать в моей статье "Бог есть Слово":  http://www.proza.ru/2017/06/02/140
В мирской жизни тяжесть греха празднословия обьясняется тем, что все праздные слова привязывают человека к повседневным мыслям и стремлениям, а Иисус говорил на суде Понтию Пилату: "(...)царство Мое не от мира сего"(Ин. 18:36). А кого Иисус не раз называл "князем мира сего"? Апостол Иоанн писал: "Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле"(1 Ин. 5:18,19). Дело в том, что стремления большинства людей есть грех, т. к. ограничиваются рамками царствования "князя мира сего". А как учил Иисус: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше"(Мф. 6:19-21). То есть, к чему стремишься, то и получишь. Если в разговорах своих не стремился к Богу, соблюдению заповедей и блаженной жизни, как можешь получить блаженство в Раю? Если мысли и слова были в праздности с "князем мира сего", то в его царство попадешь и посмертно. С кем по жизни шел, тот тебя к себе и забирает по окончании жизненного пути. Поэтому следует этот путь выбирать осознанно, ведь многие грешат простым незнанием о таких грехах, как празднословие и праздный смех. Но соблюдение заповедей исключает эти грехи, поэтому незнание не избавляет от ответственности.
Жизни в праздности также посвящено пятое мытарство лености, о котором блаженная Феодора рассказала: "(...)мы дошли до мытарства, называемое мытарством лености, на котором человек дает ответ за все дни и часы, проведенные в праздности. Здесь же задерживаются и тунеядцы, питающиеся чужими трудами и не хотящие сами ничего делать, или берущие плату за невыполненную работу. Там же спрашивают отчет с тех, которые не заботятся о славе имени Божия и ленятся в праздничные и воскресные дни ходить к Божественной Литургии и другим службам Божиим. Здесь же испытываются небрежность и уныние, леность и нерадение о своей душе как мирских людей, так и духовных, и многие отсюда отводятся в пропасть. Много и меня испытывали здесь и, если бы не добродетели преподобного Василия, восполнившие недостаток моих добрых дел, то мне не освободиться бы от долга лукавым духам этого мытарства за грехи мои; но они покрыли все, и я была изъята оттуда". Пренебрежение хождением в храм испытуется на мытарстве лености, т. к. четвертая заповедь гласит: "Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему". Эту заповедь нарушают как ленивые, так и нерадивые к Богу и своей душе, через которую к Богу приходят.
Грех праздности отдаляет от веры и ее идеалов. Все, что приводит к Богу духовно, а что уводит от Него - безнравственно и праздно. И именно праздность и порождает безнравственность, ведь постоянная работа над собой - путь искренне верующего человека к спасению. А душу надо спасать, ведь с рождения мы "от мира сего", и лишь немногие живут "в миру ином", пребывая в смертном похотливом и праздном теле.