Уроки деда

Сёстры Рудик
       Четырёхлетний Олежик с весны гостевал у бабушки с дедом. Занимаясь посадками огорода, они брали его с собой на дачу. Пенсионерам приезжали помогать и сын Глеб с женой Катей со своими двумя маленькими девчушками. Для внуков дед расстарался наделать разных качелей, песочницу, и детворе всегда было чем заняться. Олежик, однако, не терпел, когда ему сразу не уступали то, что он хотел.
- Слезь! Я буду сейчас кататься! – в приказном тоне дёргал он качели с четырёхлетней сестрой Ниночкой, не давая ей кататься.
- Садись со мной, - предложила она. Широкого сиденья качели хватало даже на троих.
       Но двоюродный брат сильнее задёргал за цепочку и заныл:
- Я оди-иин хочу!
- Ну и катайся один! А я на бревне с Настюшкой буду кататься, - спрыгнула Ниночка с качели и перешла на качалку.
       Кататься одному и смотреть, как весело подлетают на качалке сестрёнки, Олежеку быстро наскучило. Он торопливо спрыгнул с качели и снова пристал к Ниночке:
- Слазь! Я теперь кататься хочу тут!
       Он так всем надоел и портил настроение, что Ниночка просто не слушала его и продолжала кататься с младшей сестрёнкой. Тогда пацанёнок так толкнул её с бревна, что девчушка кувыркнулась на землю и заревела. На её место, однако, хулигану сесть не удалось. Обиженная сестра вскочила на ноги и в ответ так его толкнула в грудь, что вредный мальчишка улетел прямо на спину в крапиву! Ошпарив себе весь тыл, он выскочил оттуда пулей и ещё быстрее молча кинулся к деду и бабке. А подбежав к ним, внезапно заорал таким рёвом, что они чуть не попадали в грядки!
- Уби-ииили-иии!!! Уби-ииили-ии меня-ааа!!! Ой, больно, больно, бо-ооольно-оооо!!! – вопил он, волчком крутясь на месте.
- Что?!! Что случилось-то?!! – кинулась осматривать его со всех сторон, как стена бледная бабка.
       Когда выяснилось, в чём дело, она чуть не надавала ему по шее!
- Зачем так орать?! – напустилась она на внука и прищучила его: - В конце концов, ты сам и виноват, что так получил! Посмотри, как Ниночка расшиблась! Ей же тоже больно!
- Не больно, не больно, не больно! Это мне больно! – с рёвом затопал Олежик.
- Ну-ка прекрати вой! Ты же будущий мужчина, а ревёшь, как крокодил и обижаешь девочек! – одёрнул его дед.
- Это не девочка, а сестра! – вредно крикнул мальчишка и ушёл ото всех дуться за дом.
       Увидев же, что к сёстрам на качели пришли друзья, Олежик «подобрал» надутые губы и прибежал в компанию.
- Это качеля не ваша, поэтому слезь! – стал он ловить цепочку в попытке остановить качели с Ниной и её подружкой Ветой.
- Это качеля всехняя! – крикнул ему пятилетний брат Веты Женя, качаясь на качалке с Настенькой.
       Но вредный мальчишка так задёргал за цепочку, что девчонки поняли, что кататься он им не даст. Они слезли с качели с испорченным настроением, а довольный Олежек быстрее полез на сиденье и неожиданно так навернулся оттуда, что долбанулся лбом в столбик и ткнулся лицом в пыль! Сколько же было крику и переживаний! А брехни Олежика ещё больше! Он повис на руках у примчавшейся бабушки помирающим мешком и вовсю глотку разгуделся тонущим пароходом:
- Умира-ааааю я-аааа!!! Умира-аааа-ю-уууу!!! Столкнули меня девчо-оооонки-ииии! Уби-иии-лии!!! Плохо мне!!! Пло-оооохо-ооо!!!
- Ну так делать нельзя! У него, наверно, точно сотрясение мозга! – с глубокой обидой бросила бабушка прибежавшим Глебу и Кате и понеслась с внуком в дом.
- Вы зачем его столкнули?! – в переживании налетели на детей взрослые, и отец кинулся заводить машину.
- Да никто его не толкал! Он сам хряпнулся, когда лез на качелю! – понеслось со всех сторон с таким апломбом, что детям сразу поверили. Племянник был ещё тот провокатор!
      Но старики перепугались, что у него сотрясение мозга, и Глеб вместе с бабушкой отвёз Олежика на «Скорую помощь». Там врунишке хорошенько умыли лицо, помазали зелёнкой обыкновенный ушиб на лбу и сказали взрослым:
- Такую царапину вы могли бы и сами ему дома обработать. Чего сюда его привезли? Будто у нас работы здесь нет.
- Так он упал с качелей и может быть у него сотрясение мозга! – оправдываясь, покраснела бабушка.
- Никакого сотрясения у него нет. Глаза совершенно ясные и причём очень хитрые, - посмотрел на пацанёнка доктор и прищучил его: - Так ведь я говорю, «боец»? Зачем на всех страху нагнал? Ну упал, поднимись и гуляй дальше!
      У Олежека со стыда посоловели глаза и вспыхнули уши. Он отвёл в сторону взгляд и насупился, не чая быстрее отсюда сбежать.
- Так тебя тошнит или нет? – тряхнула его на коленке бабушка.
- Уже не тошнит! – прямо в лицо рявкнул ей внук.
      После такого ответа стало ясно, что он совершенно здоров. И бабушка в полыхающем стыде извинилась перед врачами, и они приехали обратно на дачи. Из машины внук выходить сам не захотел. Он залез к бабушке на руки и, изображая из себя перед детьми тяжелобольного, повис у неё на руках и даже уронил голову на её плечо.
- Дал бы я тебе ремня и все сотрясения утряслись бы сразу!.. – пробурчал им вслед Глеб и коротко рассказал жене: – Съездили царапину на лбу зелёнкой помазать.
- Царапину?! – вытаращилась на него жена и уточнила, не веря ушам: - А как же сотрясение мозга?..
- Да какое там «сотрясение мозга»? Только перед врачами попозорились и бензину сжёг с этим провокатором! – раздражённо отмахнулся муж.
      Лгунишка же прибежал к ним во двор через пять минут с перевязанной головой. Повязку себе он заставил сделать бабушку. Завидев его, ребятишки быстро пошептались и дружно ушли со двора на улицу. Играть с оговорщиком никто не хотел. Мало ли опять что-нибудь придумает. Увидев такое дело, Олежек требовательно поинтересовался у дядьки, указывая на перевязку:
- А вы девчонок-то наказали за то, что они меня столкнули? Ведь им ремня надо дать!
- Иди, играйся! – неприязненно бросил ему дядька и ушёл в сарай.
- Вы их не наказали?! – неподдельно изумился Олежек ему вслед и прямо-таки возмутился, оглянувшись на сестёр: - А почему это вы их не наказали?!
      В этот момент ребятишки собрались бежать по дороге на перегонки.
- О! Я сейчас им устрою! – мигом кинулся к ним Олежек, на бегу планируя толкнуть кого-нибудь из сестрёнок, чтобы летела кувырком!
      Он подбежал к компании и первым делом всем объявил:
- Я сейчас самый первый буду прибегать!
- «Я» последняя буква в алфавите, а с сотрясением мозга тем более! – назидательно напомнила ему Вета.
- А я всё равно буду первый! – выпятил Олежек губы.
- Ну-ну, посмотрим, с какого краю ты будешь первый, - усмехнулась Вета. Она была из детей самая старшая, потому что перешла во второй класс.
       Они выстроились в ряд и по команде «раз, два, три!» кинулись вперёд. В этот момент, отдыхая на лавочке под окном домика, за ними наблюдали бабка с дедом. Такие соревнования детям были только на пользу. Всё не воюют.
       Но вот Олежика обогнала Нина, и он хватанул её за кофточку и дёрнул, чтобы отшвырнуть назад. В ответ разогнавшаяся сестра оттолкнула его руку и быстро вырвалась вперёд. Даже двухлетняя Настенька не отставала от бегунов. Тогда обозлённый пацанёнок так припустил за всей компанией, не глядя под ноги, что с разбегу полетел на дорогу. Со злостью глянув на убежавших, он быстро поднялся, отряхнул штаны и молча побежал на свой участок. Подлетев же к бабке и деду, мальчишка внезапно истошно заорал:
- О-ооой, толкну-уули меня, толкну-уули-иии!!! Уби-ииился я, уби-иииился!!! О-ооой, бо-оольно-ооо, бо-оольно-ооо!!!
       Если бы бабушка с дедом не видели его провокации, поверить ещё было бы можно в то, что его толкнули. Но на сей раз бабушка начала внука беспощадно стыдить, разъясняя, что никто его не толкнул, а он упал сам и не так сильно. Дед же без слов встал и хорошенько его отшлёпал, поучительно приговаривая:
- Ах ты, провокатор такой! Вот тебе, чтоб не лгал! А вот тебе, чтоб не орал дурниной! Взял за моду орать! Вечно, как по мозгам дёрнешь! Как сам кого-то швырнёт, так довольный до потолка! А как чуть где брякнулся, так сразу «убили» его! - и он усадил лгунишку на лавку и строго сказал: - Сидеть тут будешь один, пока не поумнеешь! А будешь девочек обижать, вообще к ним не подойдёшь!
       Только после таких уроков деда внук угомонил свои провокации. Маленького ребёнка ещё можно многому научить. А вот вырастет негодяем, неизвестно до чего докатится взрослый!
 
(Калининград/г.Пионерский 2018)
(фото из инета)