Орденская форма прусских иоаннитов

Вольфганг Акунов
PRO FIDE

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь.

В состав восстановленного в Пруссии королевским указом в 1852 г. Ордена иоаннитов вошли и те немногие прусские иоанниты, которые в свое время были членами «старого» Бранденбургского баллея (бальяжа) Ордена святого Иоанна Иерусалимского, упраздненного королевским указом в 1810 году. Для того, чтобы их не путали с членами нового Королевского прусского Ордена иоаннитов (Koeniglich-Preussischer Johanniterorden)), они носили на черной шейной ленте белые восьмиугольные мальтийские (иоаннитские) кресты с прусскими черными одноглавыми орлами между лучами креста, но золотой прусской королевской короны вверху креста. В то время как все прусские иоанниты, вступившие в Орден иоаннитов уже как в королевское учреждение, носили восьмиугольные белые восьмиугольные мальтийские кресты, увенчанные позолоченной прусской королевской короной. Причем «рыцари (по) справедливости» («рехтсриттеры», Rechtsritter) учрежденного прусским королем Ордена иоаннитов носили мальтийские кресты с золотыми прусскими одноглавыми орлами между лучами, а «рыцари милосердия» («гнаденриттеры», Gnadenritter) – мальтийские кресты с черными прусскими одноглавыми орлами между лучами креста, на черной ленте (цвета традиционного иоаннитского плаща).

У прусских иоаннитов имелась своя собственная орденская униформа, напоминавшая униформу католических мальтийских рыцарей, но во многом и отличная от нее.

Орденская форма «рыцарей (по) справедливости» («рехтсриттеров»), и «рыцарей милосердия» («гнаденриттеров»)прусского Ордена иоаннитов (см. илл. в заголовке данной миниатюры) состояло из:

1)ярко-красного двубортного мундира с белыми шелковыми отворотами, с золотым шитьем на воротнике, обшлагах и карманах, широкими золотыми плетеными погонами (украшенными изображением восьмиугольного иоаннитского креста) на плечах, орденской звездой (именовавшейся также «нагрудным крестом» и представлявшей собой восьмиугольный крест из белой льняной материи, пришитый к мундиру) на левой стороне груди и двумя рядами черных пуговиц с белыми восьмиугольными иоаннитскими крестами;

2)белых лосин;

3)высоких сапог лакированной черной кожи с раструбами и золотыми шпорами;

4)черной фетровой широкополой шляпы с золотым шнуром, тульей, обвитой черной шелковой лентой с белым восьмиугольным иоаннитским крестом вместо аграфа и двумя страусовыми перьями – черным и белым.

Важнейшим внешним отличием «рыцаря (по) справедливости» от «рыцаря милосердия» был цвет одноглавых коронованных прусских королевских орлов между лучами белого восьмиугольного шейного креста (золотой - у «рехтсриттеров» и черный - у «гнаденриттеров»).

К орденской форме полагалась шпага с изображением белого восьмиугольного иоаннитского креста на рукояти, в коричневых кожаных ножнах, носившаяся на золотом поясе с поясной бляхой, украшенной серебряным восьмиугольным иоаннитским крестом. Крест Ордена носился на черной шелковой струистой (муаровой) ленте поверх мундира.

Орденская форма «рыцарей чести» («эренриттеров») прусского Ордена иоаннитов отличалось от формы «рыцарей (по) справедливости» тем, что:

1)отвороты и обшлага красного мундира у них были не белого, а красного цвета (к началу ХХ века обшлага у них тоже стали белыми;

2)шпоры были не золотыми, а стальными;

3)золотые плетеные погоны были уже, чем у «рехтсриттеров», и без белого иоаннитского креста;

4)оба страусовых пера на шляпе «рыцарей чести» были черного цвета.

Коммендаторы (Kommendatoren), «почетные коммендаторы» или «коммендаторы чести» («эренкоммендаторы», Ehrenkommendatoren) и «Орденский капитан» (Орденсгауптман, Ordenshauptmann) прусских иоаннитов, вместо узких золотых плетеных погон, носили на плечах так называемые «золотые гусеницы» (широкие крученые погоны из толстого золотого жгута).

Существовала еще и так называемая «малая униформа», отличавшаяся от «большой» (парадной) тем, что в нее, вместо белых лосин и  черных сапог, входили длинные черные брюки с красными лампасами и черные лакированные ботинки. При этом «малая» форма рыцарей чести» («почетных рыцарей», «рехтсриттеров») была не красного, а черного цвета, с темно-синими обшлагами и отворотами. К ней полагалась не широкополая шляпа, а черная треуголка (или, точнее, двууголка) с черным страусовым плюмахем.

К началу ХХ века полагавшиеся в орденской форме прусских иоаннитов черные пуговицы с белыми иоаннитскими крестами были заменены золотыми пуговицами без крестов.
 
На территории королевства Пруссии, начиная с описываемого времени, существовало и автономное ответвление преимущественно католического Мальтийского Ордена – Силезская ассоциация Мальтийских рыцарей, подчинявшаяся, однако, не пребывавшему в Риме руководству католического Мальтийского Ордена - Суверенного (Державного) Военного (Рыцарского) Ордена госпитальеров (странноприимцев) святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты - и не римскому папе, а прусскому королю-протестанту из династии Гогенцоллернов!

В Силезскую ассоциацию входили по преимуществу дворяне-католики польского происхождения, вошедшие в прусскую военную элиту, начиная со времен Силезских войн и разделов Польши в конце XVIII века. Рыцари Силезской Ассоциации носили шейные восьмиугольные мальтийские кресты, увенчанные золотой прусской королевской короной, но по традиции сохранили между лучами своих крестов, вместо прусских одноглавых орлов, золотых двуглавых габсбургских орлов – в память о том, что Силезия принадлежала в свое время «Священной Римской империи» под скипетром Габсбургов. Несколько позднее в Пруссии была учреждена и вторая, Рейнско-Вестфальская ассоциация мальтийских рыцарей римско-католического вероисповедания.

Орденская форма кавалеров-католиков соответствовало правилам, установленным к тому времени для католического Суверенного (Державного) Военного (Рыцарского) Ордена госпитальеров (странноприимцев) святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты (с центром в Риме).

Здесь конец и Господу нашему слава!