Сознание. Часть 2. Типы бессознательного

Лариса Болотова
               
   Вначале попробуем понять о каком «бессознательном» идёт речь. Авторы многих научных работ о «бессознательном» просто с самого начала допускают, что оно существует – как процесс, либо как содержание – а затем переходят к описанию его слоёв, уровней, оснований, форм и содержаний. Так ли это? Когда речь идёт о взрослом человеке, о его психическом состоянии, то транзактный  анализ говорит о бессознательном (или предсознательном) сценарном программировании, содержащем вербальные предписания  типа «испытывать вину» или «накапливать тревогу». Данное психическое состояние человека ради простоты назовём  «вербально-сценарным бессознательным». У до-вербального ребёнка не может быть вербально-сценарного  бессознательного. Скорее, сам язык сначала должен возникнуть в ходе развития, потом в него загружаются сценарные предписания, которые должны будут опуститься ниже обычного порога сознания – только на этом этапе и не ранее можно говорить о бессознательном сценарии. По той же причине ребёнок на до-фаллической стадии не может иметь фаллическую фиксацию, а до-эгоистичекий младенец не обладает бессознательной структурой характера «эго»,  и т.п.
 
   Существующее  в «бессознательном» в значительной мере зависит от вопросов развития, - всё бессознательное во всех своих формах не просто изначально дано. Многие современные авторы предполагают, что существует некое «трансперсональное бессознательное», существующее с самого начала, но  вытесненное. Однако, если оно похоже на вербальные формы, структуру характера, умственные способности, абстрактное мышление и на высшие структуры вообще, то оно ещё не вытеснено, ибо по логике развития у него ещё  не было даже шанса возникнуть.
   
   
   Кто прав? Из слов автора получается, что человек самореализующаяся программа, которая создаётся во время развития под действием внутренних и внешних воздействий. Отсюда начальное «бессознательное» ни есть «трансперсональное бессознательное». Тогда мы имеем, что начало не есть конец. То есть цикл развития не круг. А что? Спираль? Отрезок?

   Различают пять основополагающих  типов бессознательных процессов. Это именно типы бессознательных процессов, а не уровни бессознательного.

   Основное, или фоновое бессознательное

   Под фоном следует понимать представление фона как что-то присутствующее вне зависимости от всего остального. Не следует смешивать его с Первоосновой. Зародыш «обладает» фоновым бессознательным; по существу, это все глубинные структуры, существующие, как потенциально готовые возникнуть в какой-то точке будущего через воспоминания.
    
   Что такое глубинные структуры? Каждый  уровень сознания складывается из глубинной и поверхностной структур. Глубинная структура состоит из всех основных ограничивающих принципов, воплощающих данный уровень (внутреннее содержание).  Поверхностная структура представляет собой просто частное проявление глубинной структуры (внешняя форма).
   
   Все глубинные структуры данные коллективному человечеству – принадлежащие каждому уровню сознания – от тела, ума, души и духа до грубого, тонкого и причинного, - погружены в фоновое бессознательное (отдельные программы Сознания?). Они бессознательны, но не вытеснены, потому что ещё не входили в сознание человека в определённой жизни. Развитие или эволюция состоит из серии иерархических трансформаций или развёртывания глубинных структур из фонового бессознательного (конструирование сознания?), начиная с наинизших (плерома и тело) и заканчивая наивысшими (Бог и Пустота). Когда – и если – возникло всё, содержавшееся в фоновом бессознательном, тогда остаётся только сознание: всё сознательно, будучи Всем. Фоновое бессознательное по большей части лишено поверхностных структур, поскольку последние в основном выучиваются в ходе развёртывания (вспоминания) глубинных структур. Каждый человек «наследует» одни и те же базисные, глубинные структуры; но каждый выучивает индивидуальные поверхностные структуры, которые могут быть очень схожими или совершенно не схожими со структурами других людей.
   
   Получается, что есть развитие физического тела человека, и есть развитие его сознания. Сознание – это способность к познанию окружающего мира,  осознание своего существования, способность мыслить словами. « Я мыслю, значит существую».
Чем ближе глубинная структура к возникновению в сознании, тем более мощно она влияет на уже возникшее сознание.

   Архаическое бессознательное
 
   Архаическое бессознательное – это просто самый примитивный и наименее развитые структуры фонового бессознательного - плерома, уроборос и тифон. Они изначально бессознательны, но не вытеснены, а некоторые из них имеют тенденцию оставаться  бессознательными и никогда отчётливо не разворачиваются в осознании, кроме как в качестве рудиментарных глубинных структур с очень небольшим поверхностным содержанием или вообще без него. Саморефлексирующее осознание абсолютно недоступно для этих структур, и потому они всегда сохраняются тяжеловесный тон бессознательного, с вытеснением или без него.
Откуда берётся архаическое бессознательное?
   
   По словам Юнга: «Человек наследует эти образы из своего родового прошлого, которое включает всех его как человеческих, так и до-человеческих или животных предков. Эти расовые образы наследуются не в том смысле, что человек сознательно вспоминает или переживает те образы, которые были  у его предков. Они являются скорее предрасположенностью или потенциальной возможностью переживать мир и реагировать на его так же, как это делали его предки».
      
   В общем смысле соматической стороной архаического бессознательного является Ид (инстинктивное, лимбическое, тифоническое, праническое), а психической стороной – филогенетическое наследство фантазии. В целом архаическое бессознательное не является продуктом личного опыта; оно изначально бессознательно, но не вытеснено; в нём содержатся самые ранние и наиболее примитивные структуры, развертывающиеся из фонового бессознательного и даже после развёртывания тяготеющие к неосознанности. Они до-вербальны и в большинстве своём до-человечны.
 
   Анализируя симптомы, сновидения и фантазии клиента, важно различать те из них, что являются продуктами действительного прошлого опыта или личной фантазии, от тех, которые никогда им лично в этой жизни не переживались, а вошли в сознание через безличное архаическое наследство. С первым лучше иметь дело аналитически, со вторым – мифологически.

   Погружающееся бессознательное
   
   После того, как какая-либо глубинная структура возникла из фонового бессознательного и приобрела некую поверхностную структуру, она по нескольким причинам может возвращаться в состояние бессознательности, то есть погружаться обратно; всю сумму таких структур мы называем погружающимся или погружённым бессознательным. Погружённое бессознательное – то, что когда-то, в этой жизни индивида, было сознательным, но сейчас скрыто от осознания.
   
   Погружённое бессознательное может включать в себя любую возникшую структуру – коллективную, персональную, архаическую, тонкую и так далее. Оно также может содержать коллективные элементы, возникшие ясно и недвусмысленно, а затем вытесненные, или личные элементы,  сформировавшиеся в ходе жизни, а потом вытесненные, или же смесь из тех и других. Архаическое бессознательное присутствует врождённо и изначально, а погружённое бессознательное приобретается в ходе развития «эго».
   
   Юнг так пишет о личном погружённом бессознательном:

«Личное бессознательное … включает в себя все те психические содержания, которые были забыты в ходе индивидуальной жизни. Их следы всё ещё хранятся в бессознательном, даже если вся сознательная память о них утрачена. Кроме того, там содержатся все подсознательные впечатления и восприятия, у которых оказалось слишком мало энергии, чтобы достичь сознания. К ним следует добавить бессознательные комбинации идей, слишком слабых и слишком невнятные, чтобы пересечь порог осознания. И, наконец, личное бессознательное содержит все психические содержания, которые несовместимы с сознательной установкой".
   
   Простое забывание и недостаточный пороговый отклик образуют подсознательное погружённое бессознательное. А динамическое, насильственное забывание есть вытеснение в чистом виде – это великое открытие Фрейда. Вытесненным погружённым бессознательным является та часть фонового бессознательного, которая, возникнув и подхватив поверхностные структуры, была затем насильственно вытеснена, возвращена в бессознательное из-за несовместимости с сознательными структурами.

   Личный аспект вытесненного погружённого бессознательного – это то, что называется Тенью. Возвращённая в бессознательное, она может подвергаться сильному воздействию архаического бессознательного (по законам первичного процесса и в силу принципа удовольствия, которые господствуют в тифонической области), хотя это, конечно, довольно относительно. На самом деле, видимо, существует какой-то структурный континуум от высоко структурированных вербальных компонентов бессознательного до первичного хаоса неструктурированной material prima, плеромной основы архаического бессознательного. Одна из главных причин вытеснение Тени заключается в том, что она становится носителем архаического бессознательного: в неё загружаются те инстинктивные импульсы, которые представляются несовместимыми с «эго».

    Внедрённое бессознательное
   
    Вытеснение берёт начало в какой-то части «эго»;  один из её аспектов вытесняет Тень-Ид. Затем Фрейд обнаружил, что именно эта часть сама является бессознательной, но не вытесняется. Она является вытесняющей. Он назвал её «Супер-эго». Вытеснение входит в обязанности «Супер-эго», а осуществляется либо самим  «Супер-эго», либо послушным его приказаниям «эго», причём части обоих остаются бессознательными, но не вытесненными.
 
    Процесс трансляции по своей природе тяготеет к экранированию всех актов восприятия и переживания, которые не отвечают базисным ограничивающим принципам самой трансляции. Если же процесс трансляции на любом уровне наталкивается на какие-либо задержки, то индивид транслирует свою самость и мир неправильно (искажает или уничтожает, замещает  или сжимает аспекты глубинной структуры, которая с тем же успехом могла бы правильно существовать в качестве поверхностных структур). Индивид теперь избирательно невнимателен или принудительно сдержан в своём осознании. Он уже не просто транслирует свою самость и мир (через посредство «нормальной невнимательности»), а «редактирует» любые угрожающие аспекты своих самости и мира (посредством избирательного невнимания). Результатом такой неправильной трансляции будут одновременно симптом и символ. Вытеснение  - это просто форма неправильной трансляции, но такой, которая  является не просто ошибкой, а намеренным (даже если и бессознательным) редактированием, динамически вытеснением со своими законными интересами. Человек не просто забывает, он не хочет помнить.
   
    На каждом уровне развития самоощущение отождествляется со вновь возникшими структурами данного уровня. Отождествление бессознательно – по определению и фактически. В тот момент, когда ребёнок понимает, что он имеет тело, он перестаёт одним только телом; он осознаёт его, трансцендирует (выводит за пределы) его и смотрит на него при помощи своего ума, а потому больше уже не может быть только телом. Также и в тот момент, когда взрослый понимает, что у него есть ум, он перестаёт быть только умом и начинает воспринимать его с точки зрения тех тонких сфер, которые находятся за пределами ума. До этого самость была более или менее исключительно отождествлена с данными структурами и потому не могла отдавать себе в этом отчёт; она не могла видеть эти структуры потому, что сама была ими.
   
    Одна из целей терапии состоит в том, чтобы сделать Супер-«эго» сознательным, увидеть его как объект, и тем самым прекратить его использовать в качестве чего-то, через что видишь и неправильно транслируешь мир. После отождествления со вновь возникшей структурой, индивид затем освобождается от этой структуры, разотождествляясь с ней, чтобы позже интегрировать её в единство более высокого порядка. Супер-«эго» часто бывает суровым и «мазохистским» из-за загрязнения архаическим бессознательным.
   
    Супер-«эго» - это просто один из примеров того, что мы называем внедрённым бессознательным: из –за его внедрённости в качестве самости, последняя не в состоянии видеть его целиком или чётко. Оно бессознательно, но не вытеснено; оно является тем аспектом фонового бессознательного, который, однажды возникнув, возникает как система самости и потому остаётся бессознательным (не воспринимается человеческим сознанием?), обладая властью отправлять другие  элементы в вытесненное бессознательное. Оно вытесняет само.

    Всплывающее бессознательное
   
    Всплывающее бессознательное названо  так в том смысле, что оно потенциально существует в фоне бессознательного и всплывает из него. В любой точке цикла развития ещё не возникшие из фонового бессознательного глубинные структуры называются всплывающими. Для индивида на уровне «эго» или кентавра низшая и высшая тонкая, так же низшая и высшая причинная структуры будут всплывающим бессознательным.

    Архаическое бессознательное – это прошлое человечества, а всплывающее – его будущее. Однако бессознательное-будущее детерминировано только в отношении глубинных структур; поверхностные ещё не зафиксированы. Бессознательное-прошлое, с другой стороны содержит не только глубинные, но и поверхностные структуры (такие как Тень), поскольку и те, и другие уже возникли и были определены осознанием.
   
    Теперь предположим, что развитие не останавливается на эгоическо-кентаврической сфере, - а исторически именно здесь происходит остановка, - и что тонкая сфера сама собой начнет возникать из фонового бессознательного. В действительности нет возможности указать точные сроки для этих высших сфер и стадий, ибо коллективное человечество эволюционировало лишь до стадии «эго», так что пока существует определённость только в отношении возникновения уровней, ведущих к этой стадии. Вообще говоря, тонкая область может начинать появляться, когда заканчивается отрочество, но вряд ли раньше. По всевозможным причинам её возникновение будет сопровождаться сопротивлением и даже, в некотором смысле, вытеснением. Ведь у «эго» достаточно сил для вытеснения не только низших, но и высших сфер, - оно способно отгораживаться от сверхсознания также прочно, как и от подсознания.
   
     Ту часть фонового бессознательного, возникновение которой вызывает сопротивление или вытеснение, мы называем всплывающим-вытесненным бессознательным. Это та часть фонового бессознательного, которая – за исключением возможной остановки в развитии, - остаётся бессознательной, миновав точку, где могла бы стать сознательной (человек её не воспринял?). Поэтому мы вправе искать причины такого невозникновения, и мы находим из в целом наборе настоящих защит против трансценденции. Среди них рационализация («Трансценденция невозможна или патологична), изоляция или избегание отношений («Моему сознанию надлежит оставаться в границах кожи»), ужас перед смертью («Я боюсь умереть для моего «эго», что же тогда от меня останется?»), десакрализзация (термин Маслоу для обозначения отказа видеть в чём бы то ни было трансцендентные ценности), подмена (интуитивно постигаемая высшая структура подменяется низшей с претензией на то, что низшая и есть высшая), сведение (к формам низшего знания или опыта). Какие-то из них или все сразу становятся частью процессов трансляции «эго», так что оно спокойно продолжает транслировать, тогда как на самом деле уже должна начинаться трансформация.

Источник информации книга «Проект Атман» Кена Уилбера.