Ужасная история

Андрей Баженов
У каждого в детстве были свои увлечения. Больше всего я любил наблюдать за всякой живностью. Объектами детского любопытства становились бабочки, кузнечики, воробьи, мыши, и вообще все, что двигалось и копошилось под ногами. Видимо, маленькому человеку легче постигать Мир, уделяя внимание существам еще меньшим.
     Подоконник в комнате коммунальной квартиры, где жила тогда наша семья, напоминал крохотный зоопарк. Клетки и банки разных калибров сменяли друг друга в зависимости от моих «приоритетов». Нужно отдать должное терпению моей мамы. И, пожалуй, еще посочувствовать нашему дворнику, дяде Феде. Дело в том, что я время от времени переворачивал все кирпичи, которыми была выложена дорожка возле клумбы. Меня интересовало, кто под этими кирпичами проживает. А уложить их обратно, «как было», не всегда хватало толку.
     Однажды я гулял во дворе и стал свидетелем маленькой трагедии. По земле быстро бежала какая-то букашка, а за ней гнался жук-жужелица. Раньше мне никогда не доводилось видеть столь длительное преследование. В конце концов жук настиг свою жертву и съел. Одержимость хищника произвела на меня тогда сильное впечатление, и этот экземпляр был водворен в двухлитровую банку с сухим песком на дне и маленькой ракушкой, под которой жук вскоре обосновался. Он не вылезал из своего убежища, пока я не бросил в банку живого таракана. Жук тут же выскочил и принялся за ним гоняться. У таракана лапки более цепкие, и он попытался вылезти по стенке банки, но был схвачен жужелицей. Через минуту от рыжего  «прусака» ничего не осталось. Жук не оставлял никаких шансов любому, кто попадал к нему в банку. Он преследовал жертву, пока та не обессилит. Одержимость жука не имела границ, так же как и аппетит. Что двигало этим созданием? В нем было что-то от Минотавра.
     Ответ на мой вопрос пришел сам собой. Однажды жук вылез из-под ракушки и начал носиться по кругу. Потом внезапно остановился, приподнялся на всех лапках и упал замертво. Затем его брюшко сзади треснуло и из образовавшейся щели на спину жука вылезла бескрылая серая муха. Она тут же стала  «умываться» и приводить себя в порядок. Видимо в тело жужелицы, когда та еще находилась в стадии личинки, подобная же муха отложила яичко, из которого и развился этот паразит, не дававший жуку покоя, требуя пищи.
     Финал оказался слишком непредсказуем для мальчишеского воображения. Пораженный увиденным, я взял банку, вынес её на улицу и вывалил всё содержимое на землю.
     Мир насекомых удивителен и полон загадок. Своим многообразием и изощренностью он сродни  абстрактному искусству. Разумеется, проводить аналогии в детстве я еще не умел, но сейчас, наблюдая за некоторыми людьми, я иногда вспоминаю эту давнюю историю с превращениями.               
               
                1989 год