45. Великий Пост

Ольга Кузнечик
Пост - это время для углубления в себя.

Пустые слова.

В какое именно место "себя" надо углубляться? Зачем? С какой целью?
Читающий да разумеет - у человека есть:
- тело
- плоть
- душа
- дух

В какое из этих мест углубляться?

Как это ни странно - во все сразу. Обожаю детские книжки, фильмы, мультики - в них сконцентрирована неприправленная ничем лишним истина, ибо они создаются с одной целью: радостно развлекать детей. В фильме про Алладдина (советском, 1966 года), показана интересная штучка - джинн спросил Алладдина, что делать с визирем, Алладдин ответил: "да пусть идет на все четыре стороны!", джинн удивился, но сделал так, и визирь, "расчетверясь" и обойдя весь земной шар, в итоге потом "сошелся в одну точку".

Пост - это вот именно что "иди на все четыре стороны": погружение умом в тело, в душу, в плоть, в дух.
 
Как?

Второй вопрос.

Для чего нужны ограничения в пище? Вопрос на миллион страниц, попробую уместить в пару абзацев. Во-первых, нет разницы - убивать животных или получать от них еду "от живых". Убивая животного мы едим его собственное мясо. Подоив корову, мы едим мясо теленка, потому что корова (коза, овца и так далее) производит молоко не из нефтяной скважины, а из собственного тела, и для определенных природой целей: для тела собственного теленка. Отбирая у курицы яйцо, мы съедаем не курицу, а куриную стаю, потому что куры несут яйца для усиления стаи, для повышения поголовья, на случай нападения хищника - такова их форма жизненной организации. И так далее. В любом случае пища животного происхождения - это либо убивание индивидуального животного, либо этой категории животных, как объектов природы. Отнимание у них жизненных ресурсов.
По Закону Моисеевому животных убивали, чтобы приносить в жертву Богу, делая Его таким образом, "сотрапезником" в скоромной пище. Что это дает? "По-нашенски", Бог как бы становится "соучастником преступления" в объедании-умерщвлении животного мира, а поскольку Он же и Судия - то, что и сказано: прощение грехов.
"Овощная" же диета гармонична мирозданию, ибо жизнь овоща ограничена одним годовым циклом, поедая растительную пищу - всего лишь помогаешь Господу удобрять землю, как это делают черви, например.

В два абзаца не получилось, значит кратко: "око за око" подразумевает "животная пища несет на себе печать телесного разрушения, твоего либо твоих детей. Хочешь болеть - ешь  мясо. Хочешь, чтобы твои дети болели - ешь  яйца и молочную продукцию. Хочешь иметь шанс на здоровье - оставляй его себе сам: делай паузы в поедании животных".

Огораживая свое тело от энергий телесного разрушения - твоего либо твоих потомков, душой перемещаешься в самих животных: это происходит автоматически в силу того, что ты собственной жизнью вынимаешь животных из пищевой цепочки.

Уходит противостояние с животным миром "съедобных" и слияние с животным миром "хищников", уходит агрессия и желание выжить любой ценой, приходит то, что наши предки называли "животным покоем": летом есть трава - жуем траву. Зимой надо поковырять копытом снег и поесть сена - ковыряем и едим. Весной "гон" - зачинаем детей. Осенью заготовляем орешки и грибы на зиму. Хорошо рыбе, она вне сезонов, так поэтому в пост рыбу вкушать допускается, но не всегда, чтобы не забывали - мы сухопутные. Не водоплавающие. Рыба - это рыба, чтобы стать рыбой, это, знаете ли, надо рядом с Господом ходить, как апостолы, которые не постились на зависть фарисеям.

То есть, в пост мы заглядываем сначала в собственное тело: какие телесные болячки  не дают нам полноценно поститься, и бежим к Господу за исцелениями (причастие, соборование. Не лишним будет "для вескости слов" сказать, что сама лично знаю нескольких людей, которые получили телесное исцеление от соборования). Если тело не имеет противопоказаний к пощению, значит, дальше смотрим в плоть: если мы постимся, а хищное в нас повышается (агрессия, например), это тревожный признак. Значит, мы каким-то боком намертво сцеплены с идеей смерти. Это могут быть грехи предков (а мало у кого деды не воевали. За Родину, это так, но убийство - это убийство, смертный грех, то есть - сцепка с идеей "убить ради жизни", съесть мясо или яйцо, потому что - а не могу без того, чтобы не убить кого-то! Не могу, и все тут! Или кого-то, или его детей! Отсюда - агрессия, мы ж ее на людях срываем, а не на березах или собаках. Если на березу в ярости кричать, то в дурку посадят, а если собаку пнуть - то она ж покусать может, нафига?). Это могут быть личные грехи (червяка на крючок удочки, например, можно насаживать с наслаждением, а можно - уливаясь слезами "ему же больно!". Мелкий грех, а вот поди ж ты). А может быть "от Бога" - в Священном Писании множество примеров подобного рода, когда Бог просто так насылает на человека скорбное.

Это - погружение в плоть. В свою, своих предков, в Божию. Он не был бесплотен, но Его плоть - антигреховна, погружаясь в нее простой мыслью: "за какие грехи я не в состоянии нормально отпоститься?" - уже приобщаешься Логосу.

Ярость - это один из духов злобы (смерти. Злоба и смерть - это одно и то же). Дух злобы телесной, как проявления животного состояния убийства, телесного.
Уныние - это другой дух злобы, злобы духовной, когда убивают не тело, а - радость. Жизнерадостность. Любовь. Покой.
Уныние - это, по-нашенски, апатия, депрессия, отсутствие желания жить и "пусть катится как-то само собой", отсутствие желания двигать жизнь собой.

"Собой" - вот ключевое слово. Бог - Жизнодавец. Он двигает жизнь. Нами, своими инструментами. Отсутствие желания жить - это как "закосить от армии" по неуважительной причине типа христианского миролюбия и невозможности совмещать в себе любовь к Богу и табельному оружию. (Сразу оговорюсь - тем, кто любит в первую очередь Бога, тому Бог подает и табельное оружие, и стратегическое и тактическое мышление, и генеральские погоны, и победы в кровавых бойнях без единой царапины. Христиане и пацифисты - это смежные понятия, но не идентичные).

Коротко: уныние это дух злобы против собственной божественной сущности, затыкание в себе "дырки к Богу", противогаз против Духа Святаго, Духа Истины: все подает Бог. И если Он чего-то не подает, то нужно радоваться этому, значит, либо подаст позже, либо нам вредно то, что Он не подал.

Так мы различаем духов, которые в нас, и которыми мы привыкли руководствоваться.

Заглянув в тело, плоть и собственную насыщенность духами, вдруг понимаешь, что душа - потерялась. Где она? Как в нее заглянуть? И приходит страх... А нету души. Пропала. Погублена, расточена, привязана миллионами нитей к:
- яичнице и кофе со сливками и сахаром по утрам, обеду из трех блюд и десерту на ночь;
- мягкому матрасу, сиденью с подогревом и гидроусилителем руля;
- зарплате, телевизору, книжной полке, картинам маслом или акварелью по рисовой бумаге;
- надутым губам детей, женщин и нахмуренным бровям мужчин, начальников и лайкам одноклассников;
- Путину, Биллу Клинтону, бродячей собаке, которой привык приносить косточки, остающиеся после обедов;
- и так далее.

Душа привязана к каждому человеку, от которого мы что-то ждем, к каждому прилету стрижей, к каждому фотону солнца, вычерняющему нашу кожу на радость владельцам отелей у моря.

И благо, если Господь в состоянии настроить эти веревочки так, чтобы они тащили душу к Богу - славословить Его за каждый пункт душевных привязанностей. И ужас тому, кого Господь как-нибудь возьмет, да и дернет за эти веревочки В РАЗНЫЕ СТОРОНЫ, порвав душу на микроны.

В этом суть любого поста - заглянуть в тело, плоть, сделать перекличку духам и - понять, что душа наша мертва без Бога.

В чем особенность Великого Поста?
В том, что "на выходе" нас ждет ни много, ни мало - власть над духами злобы, над плотью, над телом и над душой. Мы же ПРЕВОЗМОГАЕМ. Это означает - владеем: собственным телом, плотью, духами, и в том числе владеем духами злобы поднебесной - не давая им власти над собой.
Такими были наши предки. Такие же и мы - в точности такие же...

Вот и думай - надо ли поститься?..