Проблема смысла жизни в произведениях Альбера Камю

Луция
Альбер Камю  — французский философ экзистенциалист, а также писатель.
В своих сочинениях, драмах и романах он развивает философию человека, который потерял или никогда не имел веры в Бога, а также он отображает в них как жизнь во всех ее проявлениях с точки зрения экзистенциализма, так и проблему смысла бытия. Посредством своих литературных произведений он пытается найти ответы на волнующие вопросы: «Как жить человеку одинокому, отчужденному обществом?» «Как себя вести, если в мире нет заранее данного смысла?» «Какое вообще значение человек может придать своей жизни?»

Например,  в таком произведении как «Абсурд», философ приходит к выводу, что рождение человека и его неизбежная кончина представляет собой факт абсурда.
То есть «этот мир сам по себе не разумен». В нем нельзя найти никакого значения. Конечно, человеческий ум пытается искать во всем ясность и смысл мира, жизни и истории, но эти искания бесполезны. Искания какой-то смысловой глубины как раз доказывают, что наличествует чувство абсурда, что все вокруг исполнено иррациональности и бессмысленности.

Также эта мысль развивается у А. Камю в его произведении «Миф о Сизифе», человек в нем сравнивается с Сизифом, и прямое сходство между ними заключается в схожем образе действий Сизифа и человека: каждый обречен выполнять одну и ту же работу - определенный цикл. Сизиф - катить камень в гору, после того как тот скатится, идти за ним вниз, чтобы начать все заново, так и человек - в первом смысле, что он рождается (идет в гору) и неизбежно умирает (идет вниз), и в конце концов, все его действия на протяжении жизни пока он еще не умер, бесполезны как и весь труд Сизифа, ибо все равно человек умрет и уже будет ровным счетом не важно, что он сделал в жизни, как сделал и что вообще не сделал. Отсюда следует, что смысла жизни для человека не существует, вся действительность иррациональна.

Но как подметил Ж. Сартр, не следует слепо кидаться в рассуждения об абсолютном пессимизме экзистенциализма. Конечно, осознание человеком бессмысленности своего существования, превращает наше сознание в «несчастное сознание», превращает смысл жизни в следующую дилемму: либо осознать абсурдность мира и на что-то все-таки надеяться, либо покончить жизнь самоубийством. Камю избирает первый путь. Тот, кто понял, что этот мир абсурден, обретает свободу. А обрести свободу можно лишь восстав против всемирного абсурда, бунтуя против него. Бунт и свобода, по мысли Камю, нераздельны.

И, ни коим образом, А. Камю в своих произведениях не склоняется к самоубийству, а лишь  подробно рассматривает этот вопрос, который вполне закономерно встает при вышесформулированном заявлении о бессмысленности бытия человека. Камю говорил: «Есть лишь одна по-настоящему серьёзная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы её прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии». Конкретно философ ответил на этот вопрос так: «Прежде всего, следует отказаться от поисков превосходящего смысла мира, так как он, так и останется неизвестным и непостижимым для человека. После того как примите этот мир, сознаете его абсурдность и найдете себя, тогда придет осознание важности жизни».

Таким образом, можно точно сказать, что смысл жизни по Камю - это противостояние абсурдности жизни, бунт. И А. Камю извлекал из абсурда три следствия — мой бунт, мою свободу и мою страсть. Посредством одной только работы ума можно обратить в правило жизни то, что было приглашением к смерти — самоубийство.

А людей, пытающихся возвыситься над абсурдом, философ называет завоевателями. Классические образцы людей-завоевателей философ находил в произведениях французского писателя А. Мальро. Согласно Камю, завоеватель богоподобен, «он знает свое рабство и не скрывает этого», путь его к свободе освещает знание. Завоеватель — это идеал человека по Альберу Камю, но быть таковым, по его мнению, — это удел немногих.