Скороход. Взлет и падение

Виктор Кутуркин
           В годы развитого социализма, который с некоторых пор  именуют периодом застоя,  все граждане страны знали название этого предприятия -  Скороход.   
           Небольшая фабрика,  созданная в  1882 году,  в годы советской власти стала лидером по производству обуви в нашей стране.  1964 год ознаменовался появлением в СССР  крупных производственных объединений.  Одним из таких промышленных гигантов стало Ленинградское обувное объединение Скороход.   В его состав вошли – головное предприятие – фабрика Скороход,  фабрики Пролетарская Победа 1 и 2,  фабрики Восход,  Заря,  Спортобувь,  обувные фабрики в Выборге,  Луге,  Гатчине,  Невеле  и  Череповце.  К  семидесятым годам численность работающих в объединении насчитывала около 16 тысяч человек,   а  выпуск составлял свыше  40 млн. пар обуви в год.
          Более четверти века  автор этих строк отработал в объединении Скороход, из которых  около двух десятков лет непосредственно на производстве.   Удручающее впечатление производило большое количество операций, требующих ручного труда,  удушливая атмосфера в цехах,  шумное и грохочущее оборудование.   Были и участки с  повышенной вредностью для здоровья .   
           В 1975 году  началась  реконструкция  на головном предприятии и фабриках Пролетарская Победа 1 и 2.   На основании контрактов, заключенных с западно-германской фирмой  “Schon”, в цеха стало поступать современное оборудование.   Помню,  с каким интересом и удивлением,  мы знакомились  с  машинами, насыщенными  электроникой, сложными механизмами и узлами.  Не отходили от наладчиков, командированных из Германии,  изучали  схемы и инструкции.   Производили впечатление  швейные машины  фирмы  “Pfaff”,  надежные и обладающие повышенным ресурсом.   Известно, что немцы большие мастера по изготовлению  швейных машин.   До сих пор  в некоторых семьях  можно обнаружить работающий   “Зингер”. 
          Медленно,  но все-таки велась модернизация производства,   появлялись новые станки и полуавтоматические линии,  улучшались условия труда.   В некоторые цеха, такие как 5 на головном предприятии и 3 на Пролетарской Победе 1 было не стыдно привести представительную делегацию или экскурсию.  Однако говорить о полной реконструкции предприятий не приходилось.  С большими трудностями шло внедрение новых моделей и фасонов обуви.  Причиной было отсутствие качественных материалов, фурнитуры и квалифицированных рабочих.  Как шутили сами работники, из отечественных материалов претензий не было только к упаковочным коробкам.
          Проблему кадров пробовали решать, привлекая молодежь из различных регионов страны.  Строились общежития,  работало ПТУ,  кузницей кадров служил техникум на Цветочной улице и институт легкой промышленности, одна из кафедр которого располагалась в лабораторном корпусе предприятия.  Функционировали базы отдыха, детские сады, пионерские лагеря,  стадион у Московских ворот.  Был и свой цех культуры – ДК имени Капранова.  Отдельного упоминания заслуживает газета “Скороходовский рабочий”.  Она выходила тиражом десять тысяч экземпляров,  что было невероятным для фабричной многотиражки, а штат редакции насчитывал около двух десятков человек. , Ряд известных позднее в городе журналистов начинали в этой газете.  О работе в ней часто вспоминает Михаил Веллер,  будущий известный писатель.  Этот период он описывает в  произведениях с любовью и свойственным ему юмором. / читать “ Башня  вавилонская”/
                Наиболее острой перед руководством предприятия стояла проблема качества выпускаемой обуви.  Это постоянно становилось объектом шуток сатириков.                – И все-то на нем Скороход,  Мосшвейпром,  или Красный треугольник!- так отзывались о стандартной экипировке советского трудящегося  юмористы.  Во времена всеобщего дефицита достать модную импортную обувь было очень трудно,  а про отечественную можно было сказать, что она станет удобной лишь в том случае, когда ступня привыкнет  и сама примет форму  сапога.   Хотя бывали и исключения.   Небольшие партии качественной обуви выпускал дом моделей.   Но для их изготовления требовалась индивидуальная ручная работа.   А в те годы отчетом о работе любого предприятия служил  “ его величество” – план!  Как, впрочем, и качество.   Государство, в лице министерства легкой промышленности регулировало всю деятельность Скорохода, а министр и руководители города были частыми гостями на ппредприятии.                                Оригинальное кадровое решение было предложено для расширения производства.  Скороход  “пошел” в закрытые учреждения.  Сначала это было УС- 20/8  в поселке Форносово под Ленинградом.  Затем УС-20/7 на восточной границе города, в районе Дачи Долгорукова.  И третьим объектом такого рода стало исправительное учреждение в Новгородской области город Боровичи.  Автору этих строк пришлось не раз побывать по этим адресам, занимаясь монтажом оборудования и прокладкой коммуникаций, а в Форносово провести месяц на объекте,  представляющем собой 50-ти метровый металлический ангар.  В нем и смонтировали обувной цех.  Наскоро обученному персоналу из “сидельцев”  не доверили серьезный ассортимент для изготовления, а ограничились простейшими незамысловатыми моделями.  Надо сказать, что в этих заведениях качество было не на высоте.   Да и принудительный труд никогда не станет качественным и производительным.   Количество бракованной обуви порой доходило до 30 процентов.
         На участках по пошиву заготовок, которые стали располагать в поселках и деревнях Ленинградской области, качество было вполне приличным.    Вспоминаю командировки в Гатчинский, Волосовский и Приозерский районы,  где в бывших клубах и других свободных помещениях наскоро монтировали оборудование, и местные жители охотно использовали возможность заработать.  Уже не помню, кто предложил организовать участок по пошиву обуви в республике Дагестан.  Странной была не только сама идея, но и тот факт, что ее начали серьезно прорабатывать.   Технический отдел уже готовил документацию и планировки, отправили машину со светильниками, и в командировку в Махачкалу для знакомства с обстановкой выехали энергетик и начальник техотдела.   Хорошо, что в дальнейшем от этой безумной идеи решили отказаться. 
          Но творческая мысль не покидала руководителей и на Пролетарской Победе 1 появились рабочие- китайцы.  Для их проживания были освобождены несколько комнат в общежитии на Московском проспекте 148.   Работниками они оказались неважными,  вечно опаздывали и конфликтовали с мастерами и бригадирами.  В начале восьмидесятых дружественный Китай еще не испытывал экономического подъема и гастарбайтеры из Поднебесной вовсю скупали в магазинах бытовую технику и велосипеды, но работать особенно не стремились.  Все закончилось в один прекрасный день, когда китаец попробовал пролезть без очереди в фабричной столовой.  Возникла драка, переполнившая чашу терпения и от помощи “трудолюбивых” китайских друзей решили отказаться. 
          Столетний юбилей в 1982 – м году Скороход встретил на подъеме.  Были поздравления,  торжественные собрания,  приветствия и награды.   Моему цеху по разнарядке была выделена медаль  “За трудовое отличие”.   Посовещавшись с трудовым коллективом, решили ее вручить лучшему по профессии.
            Казалось,  что впереди у предприятия безоблачное будущее, но грянули перемены.   Наступала эпоха перестройки и гласности.   Повышалась роль трудового коллектива, трудящиеся стали принимать участие в выборах руководителей, в распределении фонда заработной платы, перестали бояться критиковать начальников.   Появились новые формы оплаты труда, такие как работа на единый наряд и другие.
           Качественным прорывом послужило создание в 1987 году первого в стране совместного с западногерманской фирмой Salamander обувного производства  Ленвест.  Решение принималось на самом высоком уровне.  Для осуществления  не простой задачи была выбрана Пролетарская Победа 2, ведь фабрика считалась одним из образцовых предприятий страны и носила звание -  “Предприятие высокой культуры”. Поставив самое современное обувное оборудование  и технологии,  немцы отказались от выработанной десятилетиями конвейерной системы и теперь заготовки перемещались от одной операции к другой с помощью специальных тележек.  Так внедрялась культура производства и прекратилась гонка за планом.  Приоритетом у немцев всегда являлось высокое качество производимых изделий.  Такую задачу немцы поставили и перед русскими партнерами. Цеха теперь выглядели образцово и были эталонами чистоты.  В подобных  условиях нельзя было работать плохо и кадры Ленвеста подбирались тщательно, на конкурсной основе.  Многие работники были командированы в ФРГ  и прошли обучение.
            На открытие производства пожаловала партийно-правительственная делегация из Москвы во главе с Михаилом Сергеевичем Горбачевым.
            Обувь, производимая на СП,  стала самой качественной из всей отечественной обувной продукции.  Она вызвала в городе настоящий ажиотаж.  Но купить красивые и модные советские  “саламандеры” было не просто.  Продажа осуществлялась только в специализированных магазинах предприятия и только по приглашениям.  Достать такой талон-приглашение было нелегко.  В некоторых случаях он становился разменной монетой,  им можно было рассчитаться за услугу,  он служил в  качестве подарка.  Имея талоны можно было поставить автомобиль без очереди в автосервис,  купить любой дефицитный товар. Именно тогда и появился термин – бартерная сделка.  На работников Ленвеста,   в большей части естественно на руководителей, посыпались различные блага.  Но кое-что перепадало и рядовым труженикам. В обмен на обувь поставлялись автомобили,  телевизоры,  видеомагнитофоны.  Выделялись участки земли для коллективного садоводства в живописных местах Карельского перешейка, давались ссуды на льготных условиях для приобретения квартир.  Достаточно сказать, что за качественную обувь Ленвеста даже завозили на предприятие ящиками коньяк.
          Появление Ленвеста дало толчок к созданию на площадке Пролетарской Победы еще ряда совместных производств,  потому что теперь требовались качественные пресс-формы и подошвы,  фурнитура,  детали верха и низа обуви, расширялась ремонтная база.  Так возникли СП Дескор, Скортек, Конскор и ряд других.  Но это были уже самостоятельные предприятия, которые, как и Ленвест, к Скороходу не имели отношения.  С интересом и некоторой завистью следили скороходовцы за успехами Ленвеста.  Далеко не всем довелось увидеть преображенные цеха.  Бдительная охрана не пускала посторонних на производство.  Чтобы стать работником Ленвеста, надо было выдержать нешуточный конкурс,  а лишних руководителей и работников немцы на работу не брали.
          Совместные производства,  возникшие в конце восьмидесятых, сумели просуществовать несколько дольше,  чем основное предприятие – объединение Скороход.  Развал обувного гиганта был вызван изменением политической и экономической ситуаций в СССР.  Неудачные попытки руководителей страны реформировать экономику привели к ее полному развалу.  Рост безработицы,  хронический товарный дефицит,  обнищание населения,  привели к падению покупательной способности.  Остро стала ощущаться нехватка товаров и продуктов первой необходимости.  Попытка провести реструктуризацию Скорохода,  сбросить висящие тяжким грузом  коммунальные и дотационные объекты,  различные вспомогательные службы и отделы, дав им самостоятельность,  особых результатов не дали.  Объединение стало называться концерн Интерленпром.  Все освобождавшиеся площади сдавались в аренду.  На территории Скорохода открылся магазин Пятерочка,  заработал танцевальный клуб в бывшем лабораторном корпусе на Московском проспекте 111,   пустующие помещения  сдавались различным мелким фирмам.   Отдельные цеха продолжали работать, но начались задержки с выплатой зарплаты.  Недовольные работники выходили на митинги и отказывали в доверии руководителям.
         В новых рыночных условиях  советское мышление привело к банкротству.  Некоторое время Скороход еще работал по инерции,  но затем рассыпался на небольшие предприятия. 
         Ленвест продержался до середины девяностых годов,  но затем Salamander вышел из состава СП.   Пролетарская Победа с трудом рассчитывалась с немцами,  были арбитражные суды,  попытки возобновить сотрудничество,  но они закончились неудачей.   Сегодня на территориях и в цехах бывшего Скорохода работают различные предприятия.  Некоторые продолжают выпускать обувь и даже достигли  определенных  успехов.  К ним можно отнести Детский Скороход,  имеющий свои магазины и вошедший в топ – 100  ведущих предприятий России.
            Падение  обувного “монстра”,  которым являлся Скороход,  наглядно показало неэффективность государственного вмешательства и  регулирования производства товаров народного потребления.  Такие методы, в отсутствие свободной конкуренции, способны привести только к товарному дефициту и низкому качеству выпускаемой продукции.    
       
         Продолжение для заинтересовавшихся - /Киноинженер на обувной фабрике/ http://proza.ru/2020/11/08/1893