В годы развитого социализма, который с некоторых пор именуют периодом застоя, все граждане страны знали название этого предприятия - Скороход.
Небольшая фабрика, созданная в 1882 году, в годы советской власти стала лидером по производству обуви в нашей стране. 1964 год ознаменовался появлением в СССР крупных производственных объединений. Одним из таких промышленных гигантов стало Ленинградское обувное объединение Скороход. В его состав вошли – головное предприятие – фабрика Скороход, фабрики Пролетарская Победа 1 и 2, фабрики Восход, Заря, Спортобувь, обувные фабрики в Выборге, Луге, Гатчине, Невеле и Череповце. К семидесятым годам численность работающих в объединении насчитывала около 16 тысяч человек, а выпуск составлял свыше 40 млн. пар обуви в год.
Более четверти века автор этих строк отработал в объединении Скороход, из которых около двух десятков лет непосредственно на производстве. Удручающее впечатление производило большое количество операций, требующих ручного труда, удушливая атмосфера в цехах, шумное и грохочущее оборудование. Были и участки с повышенной вредностью для здоровья .
В 1975 году началась реконструкция на головном предприятии и фабриках Пролетарская Победа 1 и 2. На основании контрактов, заключенных с западно-германской фирмой “Schon”, в цеха стало поступать современное оборудование. Помню, с каким интересом и удивлением, мы знакомились с машинами, насыщенными электроникой, сложными механизмами и узлами. Не отходили от наладчиков, командированных из Германии, изучали схемы и инструкции. Производили впечатление швейные машины фирмы “Pfaff”, надежные и обладающие повышенным ресурсом. Известно, что немцы большие мастера по изготовлению швейных машин. До сих пор в некоторых семьях можно обнаружить работающий “Зингер”.
Медленно, но все-таки велась модернизация производства, появлялись новые станки и полуавтоматические линии, улучшались условия труда. В некоторые цеха, такие как 5 на головном предприятии и 3 на Пролетарской Победе 1 было не стыдно привести представительную делегацию или экскурсию. Однако говорить о полной реконструкции предприятий не приходилось. С большими трудностями шло внедрение новых моделей и фасонов обуви. Причиной было отсутствие качественных материалов, фурнитуры и квалифицированных рабочих. Как шутили сами работники, из отечественных материалов претензий не было только к упаковочным коробкам.
Проблему кадров пробовали решать, привлекая молодежь из различных регионов страны. Строились общежития, работало ПТУ, кузницей кадров служил техникум на Цветочной улице и институт легкой промышленности, одна из кафедр которого располагалась в лабораторном корпусе предприятия. Функционировали базы отдыха, детские сады, пионерские лагеря, стадион у Московских ворот. Был и свой цех культуры – ДК имени Капранова. Отдельного упоминания заслуживает газета “Скороходовский рабочий”. Она выходила тиражом десять тысяч экземпляров, что было невероятным для фабричной многотиражки, а штат редакции насчитывал около двух десятков человек. , Ряд известных позднее в городе журналистов начинали в этой газете. О работе в ней часто вспоминает Михаил Веллер, будущий известный писатель. Этот период он описывает в произведениях с любовью и свойственным ему юмором. / читать “ Башня вавилонская”/
Наиболее острой перед руководством предприятия стояла проблема качества выпускаемой обуви. Это постоянно становилось объектом шуток сатириков. – И все-то на нем Скороход, Мосшвейпром, или Красный треугольник!- так отзывались о стандартной экипировке советского трудящегося юмористы. Во времена всеобщего дефицита достать модную импортную обувь было очень трудно, а про отечественную можно было сказать, что она станет удобной лишь в том случае, когда ступня привыкнет и сама примет форму сапога. Хотя бывали и исключения. Небольшие партии качественной обуви выпускал дом моделей. Но для их изготовления требовалась индивидуальная ручная работа. А в те годы отчетом о работе любого предприятия служил “ его величество” – план! Как, впрочем, и качество. Государство, в лице министерства легкой промышленности регулировало всю деятельность Скорохода, а министр и руководители города были частыми гостями на ппредприятии. Оригинальное кадровое решение было предложено для расширения производства. Скороход “пошел” в закрытые учреждения. Сначала это было УС- 20/8 в поселке Форносово под Ленинградом. Затем УС-20/7 на восточной границе города, в районе Дачи Долгорукова. И третьим объектом такого рода стало исправительное учреждение в Новгородской области город Боровичи. Автору этих строк пришлось не раз побывать по этим адресам, занимаясь монтажом оборудования и прокладкой коммуникаций, а в Форносово провести месяц на объекте, представляющем собой 50-ти метровый металлический ангар. В нем и смонтировали обувной цех. Наскоро обученному персоналу из “сидельцев” не доверили серьезный ассортимент для изготовления, а ограничились простейшими незамысловатыми моделями. Надо сказать, что в этих заведениях качество было не на высоте. Да и принудительный труд никогда не станет качественным и производительным. Количество бракованной обуви порой доходило до 30 процентов.
На участках по пошиву заготовок, которые стали располагать в поселках и деревнях Ленинградской области, качество было вполне приличным. Вспоминаю командировки в Гатчинский, Волосовский и Приозерский районы, где в бывших клубах и других свободных помещениях наскоро монтировали оборудование, и местные жители охотно использовали возможность заработать. Уже не помню, кто предложил организовать участок по пошиву обуви в республике Дагестан. Странной была не только сама идея, но и тот факт, что ее начали серьезно прорабатывать. Технический отдел уже готовил документацию и планировки, отправили машину со светильниками, и в командировку в Махачкалу для знакомства с обстановкой выехали энергетик и начальник техотдела. Хорошо, что в дальнейшем от этой безумной идеи решили отказаться.
Но творческая мысль не покидала руководителей и на Пролетарской Победе 1 появились рабочие- китайцы. Для их проживания были освобождены несколько комнат в общежитии на Московском проспекте 148. Работниками они оказались неважными, вечно опаздывали и конфликтовали с мастерами и бригадирами. В начале восьмидесятых дружественный Китай еще не испытывал экономического подъема и гастарбайтеры из Поднебесной вовсю скупали в магазинах бытовую технику и велосипеды, но работать особенно не стремились. Все закончилось в один прекрасный день, когда китаец попробовал пролезть без очереди в фабричной столовой. Возникла драка, переполнившая чашу терпения и от помощи “трудолюбивых” китайских друзей решили отказаться.
Столетний юбилей в 1982 – м году Скороход встретил на подъеме. Были поздравления, торжественные собрания, приветствия и награды. Моему цеху по разнарядке была выделена медаль “За трудовое отличие”. Посовещавшись с трудовым коллективом, решили ее вручить лучшему по профессии.
Казалось, что впереди у предприятия безоблачное будущее, но грянули перемены. Наступала эпоха перестройки и гласности. Повышалась роль трудового коллектива, трудящиеся стали принимать участие в выборах руководителей, в распределении фонда заработной платы, перестали бояться критиковать начальников. Появились новые формы оплаты труда, такие как работа на единый наряд и другие.
Качественным прорывом послужило создание в 1987 году первого в стране совместного с западногерманской фирмой Salamander обувного производства Ленвест. Решение принималось на самом высоком уровне. Для осуществления не простой задачи была выбрана Пролетарская Победа 2, ведь фабрика считалась одним из образцовых предприятий страны и носила звание - “Предприятие высокой культуры”. Поставив самое современное обувное оборудование и технологии, немцы отказались от выработанной десятилетиями конвейерной системы и теперь заготовки перемещались от одной операции к другой с помощью специальных тележек. Так внедрялась культура производства и прекратилась гонка за планом. Приоритетом у немцев всегда являлось высокое качество производимых изделий. Такую задачу немцы поставили и перед русскими партнерами. Цеха теперь выглядели образцово и были эталонами чистоты. В подобных условиях нельзя было работать плохо и кадры Ленвеста подбирались тщательно, на конкурсной основе. Многие работники были командированы в ФРГ и прошли обучение.
На открытие производства пожаловала партийно-правительственная делегация из Москвы во главе с Михаилом Сергеевичем Горбачевым.
Обувь, производимая на СП, стала самой качественной из всей отечественной обувной продукции. Она вызвала в городе настоящий ажиотаж. Но купить красивые и модные советские “саламандеры” было не просто. Продажа осуществлялась только в специализированных магазинах предприятия и только по приглашениям. Достать такой талон-приглашение было нелегко. В некоторых случаях он становился разменной монетой, им можно было рассчитаться за услугу, он служил в качестве подарка. Имея талоны можно было поставить автомобиль без очереди в автосервис, купить любой дефицитный товар. Именно тогда и появился термин – бартерная сделка. На работников Ленвеста, в большей части естественно на руководителей, посыпались различные блага. Но кое-что перепадало и рядовым труженикам. В обмен на обувь поставлялись автомобили, телевизоры, видеомагнитофоны. Выделялись участки земли для коллективного садоводства в живописных местах Карельского перешейка, давались ссуды на льготных условиях для приобретения квартир. Достаточно сказать, что за качественную обувь Ленвеста даже завозили на предприятие ящиками коньяк.
Появление Ленвеста дало толчок к созданию на площадке Пролетарской Победы еще ряда совместных производств, потому что теперь требовались качественные пресс-формы и подошвы, фурнитура, детали верха и низа обуви, расширялась ремонтная база. Так возникли СП Дескор, Скортек, Конскор и ряд других. Но это были уже самостоятельные предприятия, которые, как и Ленвест, к Скороходу не имели отношения. С интересом и некоторой завистью следили скороходовцы за успехами Ленвеста. Далеко не всем довелось увидеть преображенные цеха. Бдительная охрана не пускала посторонних на производство. Чтобы стать работником Ленвеста, надо было выдержать нешуточный конкурс, а лишних руководителей и работников немцы на работу не брали.
Совместные производства, возникшие в конце восьмидесятых, сумели просуществовать несколько дольше, чем основное предприятие – объединение Скороход. Развал обувного гиганта был вызван изменением политической и экономической ситуаций в СССР. Неудачные попытки руководителей страны реформировать экономику привели к ее полному развалу. Рост безработицы, хронический товарный дефицит, обнищание населения, привели к падению покупательной способности. Остро стала ощущаться нехватка товаров и продуктов первой необходимости. Попытка провести реструктуризацию Скорохода, сбросить висящие тяжким грузом коммунальные и дотационные объекты, различные вспомогательные службы и отделы, дав им самостоятельность, особых результатов не дали. Объединение стало называться концерн Интерленпром. Все освобождавшиеся площади сдавались в аренду. На территории Скорохода открылся магазин Пятерочка, заработал танцевальный клуб в бывшем лабораторном корпусе на Московском проспекте 111, пустующие помещения сдавались различным мелким фирмам. Отдельные цеха продолжали работать, но начались задержки с выплатой зарплаты. Недовольные работники выходили на митинги и отказывали в доверии руководителям.
В новых рыночных условиях советское мышление привело к банкротству. Некоторое время Скороход еще работал по инерции, но затем рассыпался на небольшие предприятия.
Ленвест продержался до середины девяностых годов, но затем Salamander вышел из состава СП. Пролетарская Победа с трудом рассчитывалась с немцами, были арбитражные суды, попытки возобновить сотрудничество, но они закончились неудачей. Сегодня на территориях и в цехах бывшего Скорохода работают различные предприятия. Некоторые продолжают выпускать обувь и даже достигли определенных успехов. К ним можно отнести Детский Скороход, имеющий свои магазины и вошедший в топ – 100 ведущих предприятий России.
Падение обувного “монстра”, которым являлся Скороход, наглядно показало неэффективность государственного вмешательства и регулирования производства товаров народного потребления. Такие методы, в отсутствие свободной конкуренции, способны привести только к товарному дефициту и низкому качеству выпускаемой продукции.
Продолжение для заинтересовавшихся - /Киноинженер на обувной фабрике/ http://proza.ru/2020/11/08/1893