20. Той девицы клюками подпёрся...

Игорь Еремеев Труды
Попробуем разобраться в одном понятии - что значат «клюки» в тексте?
Новелла о Всеславе Полоцком начинается так:
«На седьмомъ веце Трояни вьрже Всеславъ жребии о девицю себе любу. Тъи клюками подъпьръ ся окони, и скочи къ граду Кыеву, и дотчеся стружiемъ злата стола Кыевьскаго.»

Сравним фразу «Тъи клюками подъпьръ ся окони, и скочи къ граду Кыеву» с фразой из «Девгениева деяния»: «и то слово изрёкъ и подпреся копиемъ и скочи чрезъ реку, яко дюжий соколъ» (ссылку на эту фразу приводит акад. Орлов).
Подпёрся ЧЕМ? Копьём… и скакнул.
В данном случае:
Во-первых, пишем слитно слово «подъпьръся».
Во-вторых, подпёрся чем? Клюками (хитростями).
Из летописи мы знаем, что как раз Всеслав был обманут киевским князем: поверив целованию креста он с двумя сыновьями явился на встречу, где был вероломно схвачен и заточён в киевский поруб. Прошло месяцев семь и народ поднял восстание, в результате которого Киевский князь Изяслав бежал в Польшу, а Всеслав был провозглашён Киевским князем.
Так что «клюки» в нашем фрагменте должны относиться к Киевскому князю Изяславу (старшему из триумвирата Ярославичей).
Полагаем, что общий смысл этого фрагмента таков:
Всеслав подпёрся (обманом Киева) и скакнул… на Киевский престол.

В «Повести Временных лет» поражение великого князя Изяслава Ярославича летописец объясняет нарушением им клятвы с целованием креста:
«Всеслав же сел в Киеве. Этим Бог явил силу креста, потому что Изяслав целовал крест Всеславу, а потом схватил его: из-за того и навел Бог поганых, Всеслава же явно избавил крест честной! Ибо в день Воздвижения Всеслав, вздохнув, сказал: "О крест честной! Так как верил я в тебя, ты и избавил меня от этой темницы". Бог же показал силу креста в поученье земле Русской, чтобы не преступали честного креста, целовав его.»

Возвращаясь к нашему отрывку:
Той (т.е. девицы) клюками (хитростями) опёрся (окони) и скакнул к…
Первое слово «той» относится к последнему слову предыдущего предложения, т.е. к «девице себе любой», т.е. к Киеву (многие бросали жребий на эту девицу!)

Что касается оставшегося слова «окони», то в данной конструкции оно не должно играть заметной роли (ведь опирается Всеслав на на него).
(Я слышал, что это слово использовалось в значении «как будто» или что-то в том роде.)

Общий смысл фрагмента:
«На седьмром веке Трояня (т.е. на седьмом веку от образования Византии, в 6576 году от сотворения мира или 1068 г. от Р.Х.) бросил Всеслав жребий о девице себе любой (т.е. о Киеве). Той (девицы-Киева) клюками (хитростью) опёрся (окони?) и скакнул к граду Киеву, и дотронулся стружием (древком, а не остриём) золотого стола Киевского.»

Обычно то, что Всеслав только дотронулся золотого престола трактуется как краткость его княжения в Киеве (всего 7 месяцев). Пусть так. Но этот образ стоит дополнить тем обстоятельством, что коснулся он его не копьём (остриём), а древком, т.е. противоположной стороной. Это может означать, что Киев он взял не в бою, но «клюками».

РЕЗЮМЕ:
Для прояснения данного фрагмента самого текста не достаточно и нужно прибегнуть к внешним источникам - к описанию истории Всеслава из «Повести временных лет» и фразе из «Девгениева деяния».
Заметим, что «копьё» из того отрывка про Девгения заменилось на чьи-то «клюки», но всё же совсем не ушло – древком того же копья Всеслав дотронулся до золотого престола, что, вероятно, символизировало то обстоятельство, что Киев им был завоёван не силой оружия.

Впрочем, рассматриваемая фраза может быть прочитана и иначе:
«Тот (Всеслав) клюками подпёрся о копьё и скочил к граду Киеву,
и дотянулся древком  до злата стола Киевского.»
Учитывая «подпреся копиемъ и скочи...», а также стружие копья, мы заменям непонятное «окони» на «о копiе» (как это понимал, например, Роман Якобсон).
(В пользу этого говорит и сравнение с зеркальным фрагментом об Олеге Гориславиче, где аналгичное место начинается: «ТОТ ведь Олег мечом крамолу ковал...». «Крамола» Олега похожа на «клюки» Всеслава.)