Матричные основы эпического жанра. Часть 4

Кларита Арта
КУЛЬТУРНАЯ МАТРИЦА БУДУЩЕГО (ГИМН СОЗИДАЮЩЕЙ МЕЧТЫ)

Навек душой с природою России
и небесами как из сердца свет,
и нашей путеводною мечтою,
высокою и вместе с тем простою,
она как компас и в грядущее билет.

Припев:
Корни наши уважаем.
Народа подвиг помним и скорбим.
Богатства края умножаем.
Мечтою сокровенное вершим.

Под ясной и счастливою звездою
зерно красивых целей прорастёт.
В любви и вере в мудрый мир науки,
соединим наши сердца и руки,
часы истории вновь ускоряют ход.

Припев.

Из тысяч голосов судьбы заветной,
собрав в букет все чаяния и сны,
любимой Родине вручаем ключ от века
труда и чести, славы человека
во имя жизни, процветания, любви.

Припев.

Основы матричного построения сценариев и музыкально-поэтических произведений будут рассмотрены на примере текста "Гимн созидающей мечты".

Прошлое мы изменить не можем. Поэтому в произведениях матричного типа делается акцент на теме будущего.
Слово "мечта" вынесено в название гимна. Это смысловое выделение.
Если мечта, а по сути программа, является лейтмотивом всего произведения, её эволюция должна прослеживаться с первой до последней строки.

В первом куплете мы просто заявляем, что у нас есть мечта и даём ей определение: она компас и билет в Будущее. Это констатация факта. После первого куплета поётся припев. В припеве мы утверждаем её результативность (это программа развития от А до Я, от Альфа до Омега). Словами "мечтою сокровенное вершим" определяется конечный пункт матрицы, а не промежуточные этапы реализации мечты. Конец реализации какой-то конкретной мечты не означает конец всему. Будет выбрана новая цель, задача, мечта. А текст гимна останется неизменным.

Если бы в припеве были такие слова:
"Корни уважая / святыни сохраним / богатства умножая / в замыслах летим",
или такие:
"В нас гены от седых веков / мы прошлое не забываем / но мысленно и без оков / как птицы в будущем летаем",
то это означало бы, что такие варианты подходят для песни, но противопоказаны в произведениях матричного типа жанра "гимн". В противном случае в подсознание закладывается мысль: "летим-то летим, но не факт, что долетим, так зачем упираться".

Во втором куплете идёт эволюция образа. Есть такое выражение: "родиться под счастливою звездою". Словами "Под ясной и счастливою звездою / зерно красивых целей прорастёт" тема развивается и подтверждается, что "прорастёт", "даст всходы", что означает "хорошее начало - половина дела". Далее опять поётся припев, где утверждается, что мы дойдём до успешного финала.

Для гимна наиважнейшей целью является призыв к сплочению.
В третьем куплете есть слова "Из тысяч голосов судьбы заветной / собрав в букет все чаяния и сны".
Слова означают, что не будет обойдён ни один человек, будут собраны в букет все чаяния и сны и все будут участвовать в реализации общей задачи. Но просто собрать все чаяния и сны - мало (любой букет рано или поздно завянет). Мечта должна стать "работающей", она превращается в "ключ" реализации. А для этого надо трудиться, вкладывать усилия, идти через трудности с честью к славе (смысл слов четвёртой строки) во имя жизни, процветания, любви (последняя строка гимна). Букет, который во времени не постоянен, превращается в постоянное процветание.
Далее опять поётся припев, словами которого мы ещё раз подтверждаем идею свершения мечты. Припев имеет самую большую временную протяжённость: от прошлого до будущего.

С точки зрения построения матричного произведения, ружьё, которое висит на стене в первом акте, должно выстрелить в последнем и закрепиться при пропевании ещё раз или несколько раз припева. Если оно не выстреливает, сценарий мёртв, он лишён плодотворной силы.
Мечта созидательна по своей природе. Единая общественная идея - это лучший объединяющий фактор. И она результативна. В.Гюго принадлежат слова: "Ничего нет сильнее идеи, время которой пришло". Но только идея должна быть благородной и нравственной по своей природе.

Наличие образа мечты, идеи в названии и самом гимне пронизывает произведение энергией Будущего. И эта энергия, это созидательное начало обязательно будет искать в реале и на практике свой выход. Как факт своей реализации она существует на тонком плане в Будущем и за счёт заложенной в неё энергии, вдохновения тянет на себя реализацию. Так идёт два потока: один, восходящий в Будущее, как посыл, и второй, нисходящий в Настоящее, как реализация. Прошлое проявляется в Настоящем в виде последствий, а Будущее - в виде воздействия на него идеи, мечты. Таким образом, мечта имеет протяжённость. Она родилась в прошлом, живёт в настоящем, имеет реализацию в будущем. Она поднимает и несёт нас на своих крыльях в Будущее.