Матричные основы эпического жанра. Часть 2

Кларита Арта
КУЛЬТУРНАЯ МАТРИЦА БУДУЩЕГО (ГИМН СОЗИДАЮЩЕЙ МЕЧТЫ)

Навек душой с природою России
и небесами как из сердца свет,
и нашей путеводною мечтою,
высокою и вместе с тем простою,
она как компас и в грядущее билет.

Припев:
Корни наши уважаем.
Народа подвиг помним и скорбим.
Богатства края умножаем.
Мечтою сокровенное вершим.

Под ясной и счастливою звездою
зерно красивых целей прорастёт.
В любви и вере в мудрый мир науки,
соединим наши сердца и руки,
часы истории вновь ускоряют ход.

Припев.

Из тысяч голосов судьбы заветной,
собрав в букет все чаяния и сны,
любимой Родине вручаем ключ от века
труда и чести, славы человека
во имя жизни, процветания, любви.

Припев.

Схема разбивки текста куплета и припева по ударным и безударным единицам:

Куплет:

О I О I О I О I О I O
О I О I О I О I O I
О I О I О I О I О I О ( I О )*
О I О I О I О I O I О
О I О I О I О I О I О I

*( I O ) - дополнительные два слога для третьего куплета

Припев:

I O I O I O I O
O I O I O I O I O I
O I O I O I O I O
O I O I O I O I O I

где, "I" - ударный слог, "O" - безударный слог

Схема припева гимна "Культурная матрица будущего" повторяет заданный ритм куплета, но становится более короткой. Слов в припеве меньше, но охват тем больше. В припеве идёт концентрация тем трёх куплетов и добавляется ещё ряд новых значений. На подсознательном уровне при прослушивании припева создаётся ощущение, с одной стороны, смысловой рамки всего гимна, с другой стороны,- спрессованной энергии, внутренней мощи.
Вывод: чувство единства у слушателей возникает по причине единого ритма куплетов и припева (мелодии при этом у куплетов и припева разные), а чувство сплочённости - за счёт обширного смыслового содержания в укороченной форме припева.
Заканчиваются и куплеты, и припев ударным слогом (рифма мужская). Припев, к тому же, начинается ударным слогом (акцент на слове "корни" и это акцент, тем самым, в целом на припеве).

Схемы являются "скелетом", остовом, единой несущей конструкцией гимна, а музыка, исполнение - "мясом".
Припев - самая "народная" часть гимна. Если куплеты, где мелодия льётся плавно и широко с потенциалом внутренней мощи, будут, допустим, исполняться под симфонический оркестр солистом (возможно, бас), то в припеве хорошо бы зазвучал хор мужских и женских голосов, а для полноты картины, также подростковых и детских.
В музыкальном оформлении сочетание электронных инструментов с живыми классическими инструментами - тоже интересный вариант.

Подробное рассмотрение припева:
Три строки припева (без второй) собирательным образом включают в себя все смыслы гимна.
В катрене выделяется слово "корни" (своим ударением на первый слог).
Начинается припев словом "корни", заканчивается словом "вершим".

Корни - начало, первопричина, происхождение, род, колыбель, предлог, повод, почин, резон.
Со словом "корни" ассоциируется образ дерева. Припев народен по своей сути. Это много людей, "родовых деревьев", Сто тысячный Иван (исполняет припев хор).
Вершим - глагол несовершенного вида настоящего времени множественного числа (от "верх", "вершки").

Таким образом, от корней до вершин, до неба выстраивается "вертикальная линия" куплета. На подсознательном уровне возникает символ роста, развития.

В гимне напрямую не поётся о нашем достоянии - лесах. Но символический уровень - более глубокий уровень. Возникший образ "дерева" - это и природное дерево, и древо рода, и Мировое Древо, и дерево как единица леса. Возникший образ неба даёт ту высокую точку наблюдения, с которой виден весь лес, то есть целостность, цикл, матрица. Внизу на земле мы "за деревьями не видим леса", а с высокой всеохватной точки обозреваем всю картину.

Конечно, слово "корни", можно заменить на более благозвучное слово "истоки". Однако, внутренний смысл припева от этого ломается, рвётся. "Истоки" ассоциируются с водой, дождём. Капли дождя, поток водопада, вода фонтана падают вниз, вниз течёт по течению вода в реке. А дерево растёт вверх. Главный лейтмотив куплета - это устремление вверх, в космос, в полёт, в небо, в мечту, без которой жить нельзя. Но в тоже время люди стоят на земле и не отрываются от своих корней.

Существуют такие выражения как "корень зла", "вырывать с корнем". Это сильные выражения и они где-то на задворках подсознания обязательно всплывают. Но писать в гимне о борьбе добра и зла нет смысла. В некоторых гимнах прославляется противостояние, победа над врагом. Но в данном случае, когда объединяющей темой гимна является мечта, внутреннюю спокойную силу и мощь лучше передать через потенциал музыки.

Нельзя не отметить ещё одно выражение: "смотреть в корень". Продуманный текст гимна, его чёткая матричная структура, действительно, приглашают вдуматься, вникнуть в суть, осмыслить нашу жизнь и наш путь.

Со словом "корни" и "дерево" связаны такие популярные в народе слова как "кореш" (друг, приятель), "врубиться" (просекать), "стержень", "кардинально", "до основания", "коренным образом". Немаловажный факт: со словом "корень" связано и много ... выражений. Но так это жизнь.

Припев рассмотрен по вертикали. Теперь необходимо его проанализировать по горизонтали.
Первая строка - это Прошлое: корни человека, семьи, рода, история народа, прошлое региона.
Во второй строке поётся о Прошлом, но только в Настоящем (о подвиге помним и скорбим).
Третья строка - это Настоящее (богатства края умножаем).
И последняя строка Припева подразумевает, что мы движемся в Настоящем к реализации мечты в Будущем.
Таким образом, выстраивается горизонтальная линия. На шкале времени её принято изображать в виде вектора слева направо.
Припев - это крест. От корней до высот, от Прошлого в Будущее через "вечное сейчас". О символике креста говорить излишне. Этот образ для людей имеет глубокие исторические, нравственные и духовные корни.