Опрокинутое время

Владимир Бурдин
(Пролог)

Неравный бой эсминца «Гром» с германским линкором продолжался уже третий час. Немцам удалось подавить батареи и высадить десант на остров Эзель. Германское командование направило на Кассарский плёс большую группу своих миноносцев под прикрытием крейсера и линкора. Очередным залпом германского линкора эсминец «Гром» был лишён хода и выбыл из боевого порядка. На русском эсминце возник пожар, единственное уцелевшее орудие продолжало стрелять. Однако вскоре его заклинило, вода прорвалась в машинное отделение, и корабль стал тонуть.
Оказавшись в холодной балтийской воде машинист-минный старшина Дмитрий Жильников ухватился за обломок разбитой  немецким снарядом шлюпки и перевёл сорвавшееся дыхание. Повернув голову в сторону только что трагически закончившегося морского боя, Дмитрий увидел нос своего эсминца. «Гром», содрогаясь всем корпусом в предсмертной агонии, готовился найти  свой последний приют на дне Кассарского залива. Спасение пришло с канонерской лодки «Храбрый», моряки которого подняли на свой борт Жильникова.    Этот день 1 октября 1917 года Дмитрий будет потом считать вторым днём  своего рождения. Не ведал балтийский моряк,  что его второе рождение окажется на переломе эпох. Меньше чем через месяц будет арестовано Временное правительство, разогнано анархистом Железняковым  Учредительное собрание и революционные матросы возведут на своих штыках в Петрограде новую, никому не ведомую власть, которая продержится в России  три четверти века.
В своём прежнем составе российский военно-морской флот новой власти был не нужен, не нужен был голодному революционному  Петрограду и старшина с погибшего эсминца «Гром» Дмитрий Алексеевич Жильников. Прежде чем отправиться домой, он был вызван на комиссию по демобилизации, которая существовала тогда при Центробалте. Там Павел Дыбенко напутствовал  Жильникова такими словами:
-Ты, Жильников, хороший моряк, я не раз видел тебя   в бою, теперь пришло время нашу власть устанавливать. Я дам тебе поручительное письмо, с которым придёшь к председателю вашего городского Совета. Такие люди как ты,  Дмитрий Алексеевич, нужны революции. Кто кроме нас сумеет отстоять правду революционной борьбы, кто встанет на защиту революции.
Жильников знал Павла Дыбенко не только по службе на кораблях Балтфлота. Они не раз встречались на митингах, вместе радовались февральским событиям, которые восприняли с огромным воодушевлением. А теперь, когда Ленин провозгласил пролетарскую революцию делом свершённым, почувствовали себя хозяевами положения.
-Павел Ефимович, ты же знаешь, что после гибели «Грома» я на флоте не вижу себе места, да меня никто никуда и не звал . А у себя в Берёзовске на что-нибудь сгожусь. Спасибо за твоё братское напутствие и письмо, может ещё свидимся.
Они крепко обнялись, и Жильников вышел во двор дома, в котором размещалось здание Центробалта.

Глава 1.  Спирины.

Зинаида Степановна Зачёсова готовилась в школу, где она вела уроки истории. Собрала свою потёртую сумку, в которую аккуратно уложила тонкие ученические тетради. Весь вчерашний вечер ушёл на проверку контрольной работы по теме: «Гражданская война в Россиии и её герои». Ученики в основном с заданием справились, кратенько изложили причины войны, вспомнили Будённого, Ворошилова, Фрунзе, Чапаева. Некоторые назвали даже Щорса, Лазо, Пархоменко, матроса Анатолия Железняка. Молодец Серёжа Тимохов! Как хорошо написал о Дмитрии Жильникове, чьё имя носила их средняя школа № 2  города Берёзовска. Всё, что было написано в школьном музее о герое Гражданской войны  Жильникове, об их земляке, всё, что Зинаида Степановна по крупицам собирала о нём, все стенды Серёжа внимательно изучил, и что особенно льстило учительнице истории, запомнил почти наизусть.  Не забыл Серёжа и  то, что Зинаида Степановна говорила на своих экскурсиях по музею.  За долгие годы учительства  она сжилась с образом моряка-балтийца, он стал почти родным человеком, членом её семьи, правда, героически погибшим в давние-давние времена. Ей так хотелось говорить о нём как о своём прадеде, но она нигде не нашла кем же были его дети, да и существовали ли они вообще.  Зинаида Степановна рассказывала о  нём всегда с душевным подъёмом, начинала свою экскурсию с детских лет Димы Жильникова. Уж, из каких источников она черпала знания о Жильниковых, которые были ничем не примечательными жителями заштатного городишки Берёзовска, никто толком не знал. Да и сама она, видно, собирала «исторические факты» из закромов своего воображения, которые с годами   становились для неё незыблемыми железобетонными вехами из жизни героя.  Получалось так,  будто  Жильников, с завидным  упорством учился  в  церковно-приходской школе и готовился к службе на военно-морских кораблях, а потом мечтал стать пламенным революционером. Об отце Алексее Никитиче она говорила не охотно, старалась уклониться от описания его заботы о детях. Жильников старший читать и писать не умел, к революционной деятельности пристрастен не был и, конечно, о Марксе слыхом не слыхивал. Жизнь он вёл простую, шил сапоги, подшивал валенки, сильно выпивал и вскоре умер от перепоя. Зинаида Степановна в жизни никогда не видела моря, в Берёзовске не было моря, не было даже репродукций с бессмертных полотен Айвазовского, однако о морской части жизни Дмитрия Алексеевича она рассказывала так, словно сама участвовала в походах эскадренного миноносца «Гром» на просторах седого Балтийского моря. Всем своим педагогическим существом    она уверовала в то, что Жильников защищал там,  на морских рубежах молодую социалистическую революцию, а не выполнял приказы Временного правительства о войне с Германией до победного конца.
Твёрдую пятёрку поставила Зинаида Степановна Серёже Тимохову за контрольную работу по истории. В прихожей своей однокомнатной квартиры она надела старенькое демисезонное пальто, заученным годами движением поправила причёску и, не взглянув в крохотное зеркало, висевшее в простенке, закрыла входную дверь и вышла из подъезда «хрущёвки». До школы имени Дмитрия Жильникова было десять минут ходьбы, так что к началу урока Зинаида Степановна успела загодя. Правду сказать она никогда и не опаздывала, её пунктуальность директор Инна Юрьевна всегда ставила в пример своему педагогическому коллективу. Она часто  говорила, что в школе работает больше двадцати лет, и все эти годы образцом для себя считала и считает Зинаиду Степановну и что молодым учителям есть чему поучиться у этого прекрасного педагога.
На уроке Зинаида Степановна перенесла отметки из проверенных тетрадей в классный журнал. Она уже хотела закрыть его и положить на край стола, как вдруг заметила, что нет оценки против фамилии Дениса Спирина. Зинаида Степановна взяла в руки стопку тетрадей, внимательно переложила каждую тетрадочку в новую стопку, однако тетради Спирина не нашла.
-Денис, а где твоя тетрадь, ты, что её не сдавал разве?
Денис встал из-за парты, опустил голову вниз и, глядя исподлобья, ответил:
-Я, Зинаида Степановна, не стал отвечать на вопросы этой контрольной работы.
-Это ещё почему, заболел что ли?
-Нет.
-Тогда почему? Тема простая, можно написать сколько хочешь. Наверно все смотрели фильм «Неуловимые мстители», знаете, что такое Гражданская война, значит должны знать и тех, кто геройски сражался за свой народ. Так почему ты не написал об этом?
-Зинаида Степановна, а за какой народ воевали Деникин и Колчак? Ведь они тоже за народ воевали.
Зинаида Степановна вдруг часто заморгала глазами, которые казалось, вот-вот выскочат из глазниц, открыла рот, хотела что-то быстро сказать, но вместо слов её горло выдавило какие-то хриплые звуки. Левой рукой она машинально поправила причёску, поднялась со стула, потом снова быстро села.  Наконец, совладав с собой, произнесла фразу, которая  станет потом её долго преследовать.
-Денис, ты дурак  набитый, чтобы завтра же пришёл в школу с родителями, - Зинаида Степановна пыталась ещё сдерживаться, не кричала и,  как ни странно, даже несколько успокоилась. Продолжить урок она смогла, но делала это как-то натянуто, как будто кровь в её жилах загустела, словно смазка двигателя в холодную зиму, когда его  долго не заводили.  Она раздала тетради, похвалила Серёжу Тимохова, хотя сделала это  без особого энтузиазма,  задала очередное  домашнее задание и обратила свой взгляд в окно, за которым виднелась тополиная аллея.  Наконец прозвучал звонок,  скомканный урок закончился, Зинаида Степановна пошла  в учительскую.  Там она села за свой стол и глубоко задумалась. В её голове не укладывались вопросы Дениса Спирина. Откуда они взялись, почему заклятые враги советской власти Деникин и Колчак вдруг  вызывают симпатию у этого школьника? Как можно до такого додуматься?  Может, я плохо объясняла детям историю страны?  А, может, в семье говорят такое, что не приведи господи?  Нет, родителей надо обязательно вызвать и поговорить с ними.
***      ***      ***
В редакции газеты «Берёзовский голос» была обычная будничная суета. Газета выходила три раза в неделю,  редактор Симаков Вадим Сергеевич подписывал её к печати по давным-давно заведённому порядку в восемнадцать часов накануне выпуска.  Вот  и сегодня он ждал, когда ему принесут её на подпись. А в это время в кабинете ответственного секретаря  Николая Спирина совещались редактор первой полосы Альберт Розеев и молодая сотрудница газеты выпускница факультета журналистики  областного университета Елена Гаронова. Они собрались обсудить новую рубрику первой полосы под рабочим заглавием «Герой и время». После обмена традиционными приветствиями и обсуждения  редакционных сплетен Спирин сказал:
- У нас в газете давно нет острых материалов, которые пригласили бы читателей высказаться о сокровенном, о том, что является  не временными, а вечными ценностями.  Мы не побуждаем  людей, особенно молодых, задумываться,  почему подвергаются девальвации человеческие деяния. Надо искать ответы на вопросы, поставленные самой жизнью, а именно почему не все  герои уходящей эпохи  вызывают подражание у наших детей, да и  у многих из нас.
-По центральным каналам телевидения передают материалы с окраской тех сторон прошлого, которое раньше воспринималось лишь с отрицательным знаком. Значит, есть у людей интерес  к прошлому,  к объективности в его понимании, - поддержал Розеев.
-Ты, Алик, как-то отстранённо говоришь о народном интересе. А что изменилось в нашем городе? Может краеведы или историки что-то новое  сказали о прошедшем? Нам самим надо почаще и подотошнее всматриваться в своё прошлое. А то живём только сегодняшними днём, брызгами  размазанных луж, - сказала Лена.
-Почему же, вон наш краевед  Пылаев весь район изъездил, обо всех написал, причём всё со знаком плюс. Его герои спать не спали, есть не ели, только о Родине думали, будто с плаката  в жизнь нашу вошли. Как он дотошно всматривается  в прошлое, как лелеет его, какое  оно у него зализанное.
-Ладно, братцы, -  притушил их немного Спирин, - думать надо о нашей газете. Лена, ты у нас человек новый, глаз у тебя еще не замыленный, может своим взором пообъективнее посмотришь на наш городок. Смотри сколько улиц и площадей носят имена не очень-то известных людей. Вот, например,  площадь Майского, улица Кравцова, переулок Кетана. Да что далеко ходить, мой сын учится в школе имени Жильникова.  А за какие заслуги он удостоен этой чести? Вот ты, Лена, и попытайся в этом разобраться. Надеюсь, хороший материал выдашь, читателей порадуешь.
-Николай Петрович, как будто у меня работы мало, я днями по городу мотаюсь, новости собираю, а вечерами  письма читателей просматриваю, когда же я смогу заняться этой школой. Да и что она Вам далась, может этот Жильников действительно  какой-то важный герой, пусть так люди о нём и думают.
-Да в том то и дело, Елена Павловна, что никто о нём толком ничего не знает. Одним словом загляни в архив, зайди в военкомат, Жильников как раз был чуть ли не первым военкомом нашего города и даже района. Разберись, почему он так рано ушёл из жизни. Я тебя не тороплю, недельки через три поделись своими наработками, - подвёл итоги разговора Спирин.
-Николай, а как же с сегодняшними героями, что о них то будем писать? Где они эти герои?  Не о бизнесменах же писать, как они героически палатки кругом настроили, да карманы жадно набивают, - обратился Розеев к Спирину.
-Алик, неужели ты всё ещё не понял, что время неумолимо движется вперёд и на смену передовикам  соцсоревнования,  портреты которых  висели в каждом цеху любой обувной фабрики, приходят люди без громких титулов и звонких  эпитетов. Этих людей не устраивает средняя зарплата по стране. У них разнообразные и широкие потребности и они хотят их удовлетворять, причём не за счёт государственных подачек, а своим упорным трудом, порой исключительно тяжёлым.
-Мало ли среди них рвачей, которые от налогов уклоняются, своим сотрудникам  платят меньше, чем  советская власть платила, да вообще  непорядочные люди, - возразил Алик.
-Конечно, немало, - продолжил Николай Спирин, - вот в том и состоит твоя задача, чтобы отделить зёрна от плевел. В том то и дело, чтобы, словно лучом прожектора, высветить росток нового незнакомого нам растения. Среди предпринимателей, организаторов пока ещё и мелкого производства есть люди, которые производят  добротные товары, торгуют хорошими продуктами, предоставляют разнообразные услуги. И вообще вглядись в их лица, посмотри какие у них интересы, как относятся к семье, к детям, чему их учат. Да мало ли что можно узнать интересного от этого народа. Действуй Альберт, удача тебя настигнет!
На этом Николай Спирин закончил совещание и стал собираться в городскую администрацию, там предстояло совещание по дорожному строительству и ремонту дорог. Эта тема давно интересовала  Спирина, горожане не раз жаловались ему  как депутату городского собрания на безобразное состояние  дорожного покрытия, особенно на выезде из города в сторону областного центра. Улицы Берёзовска действительно были в дурном состоянии, рытвины, ухабы  хуже, чем описал их более ста лет назад Николай Некрасов.  «Да дорога не легка, рытвины, ухабы...»  В глаза бросается такая растерзанность асфальта, будто на улицах города систематически  рвутся противотанковые мины, которые не успели отправить в Чечню.  Не редко можно увидеть легковой автомобиль,  застрявший в очередной пробоине с вывернутым колёсом.  Понятно, такую нагрузку редкая шаровая опора выдержит, диски колёс лопаются, словно они сделаны из обожжённой глины.   Почему же наши начальники так не любят дорог, почему на их ремонт никогда не хватает денег? Может это идёт от того, что сами-то чиновники всю жизнь ездят на казённых машинах, чего их жалеть, сломается одна, другую возьмут. А что касается городского общественного транспорта, так там и того проще,  поднял цены на билеты вот и ремонтируй автобус, а  можно и маршрут иной отменить, или интервалы движения увеличить вдвое, а то и втрое, ничего, народ постоит, подождёт.

***       ***     ***

Как и предвидел Николай Петрович на совещании в администрации ничего конкретного по ремонту и строительству дорог сказано не было. Сплошные сетования на дефицит городского бюджета, упрёки в адрес дорожно-строительного управления, которое ничего не делает, а если и делает кое-где текущий ремонт, то цены задирает несусветные. Всё это Спирин слышал не единожды, об этом надоело писать в газете, проку всё равно никакого не добьешься. Домой он пришёл, как принято говорить, не в настроении.  Однако,  следуя своей привычке, снял верхнюю одежду,  разулся и прошёл в ванную комнату. Он любил после работы принять прохладный душ, сполоснуть холодной водой  лицо, как бы снимая с него  налёт дневной усталости.
-Света, что у нас сегодня на ужин, - выходя из душа поинтересовался Николай  у жены.
-Твои любимые макароны по-флотски, я сегодня немного раньше обычного домой пришла и решила тебя побаловать домашней едой, а не дежурными пельменями, - отозвалась Света из кухни.  Она была в семье главной добытчицей средств к существованию. Известно, на журналистскую зарплату не проживёшь, её, пожалуй, хватает только на обувь да шариковые ручки. И то и другое у Спирина быстро изнашивались. Журналиста, как и волка, ноги кормят, а перо, точнее паста позволяет запить  скромную еду в лучшем случае чаем.
Светлана Спирина окончила экономический факультет «Плехановки», несколько лет работала главным бухгалтером в системе кооперативной торговли, а получив в наследство квартиру от родителей и, скопив часть средств, открыла своё дело – небольшой продуктовый магазин, назвав его «У реки». Магазин располагался в кирпичном двухэтажном доме, окна которого смотрели на перекрёсток двух оживлённых улиц. Со двора магазина можно было полюбоваться течением  речки Берёзовки, она в этом месте делала крутой поворот в сторону новой части города, ровное спокойное течение речки  меняло здесь своё направление, и от этого был слышен приятный характерный шум бурлящей воды. Во дворе стояли две небольшие лавочки, на которые часто присаживались пожилые люди, отдыхали и любовались Берёзовкой. Умела Светлана Ивановна создать уют не только в своём магазине, но и возле него, поэтому число покупателей у неё было всегда стабильным. Жители так и говорили: были, мол, у реки, подразумевая магазин Светланы Спириной.
-Что сегодня у тебя в редакции нового, с чем или с кем нынче борьбу собираешься вести, - с долей иронии спросила Светлана мужа.
Николай не успел ответить жене что-нибудь этакое мрачновато-язвительное, соответствующее его настроению, как в кухню вошёл Денис.
-Пап, тебя завтра Зинаида Степановна в школу вызывает, -  виноватым голосом сообщил Денис отцу новость.
-Денис, я уже больше двадцати лет, слава богу, не учусь у Зинаиды Степановны, самостоятельно постигаю уроки истории.
-Да нет, она не учиться тебя вызывает, а из-за меня, я не стал на заданную тему  писать сочинение по истории.
-На какую тему, какое ещё сочинение, какие теперь сочинения задают на уроках истории?
-Понимаешь, у нас была тема «Гражданская война в России и её герои». Я не стал писать о всяких там Будённых, мне больше нравится адмирал Колчак, но ведь о нём нельзя писать, вот я ничего и не написал. Она тебя из-за этого и вызывает.
-А чем тебе Колчак понравился? Что ты о нём знаешь?
-Пап, да у тебя же лежали книги о нём, кажется, Юрий Власов писал, ну этот, чемпион мира по штанге.
-Юрия Власова я знаю, он не только о Колчаке писал. Под псевдонимом Владимиров, это фамилия его отца, он написал большую монографию об Особом районе Китая.
-Знаю, знаю, вернее, видел её у тебя в шкафу. Так ты пойдёшь завтра к  ней, что мне ей сказать?
-Придётся, ладно завтра разберёмся.
Весь этот разговор отца и сына  Светлана слушала молча. Она не любила вмешиваться в их беседы о школе, уроках и учителях. Со школой её связывало лишь то, что она систематически выделяла деньги то на ремонт классных помещений, то на новые шторы для окон, а иногда и на подарки педагогам ко дню учителя, родители учеников знают, что он   отмечается в первое воскресенье октября. Светлана щедро одаривала  Зинаиду Степановну, которая была классным руководителем у Дениса. Не забывала подарить ей на день рождения букет цветов и дорогие французские духи наподобие Нина Ричи, Кристиан Диор, Армани или Гуччи. Когда же речь заходила об успеваемости или поведении сына, то Светлана Ивановна отшучивалась, мол, пусть отец разбирается с этим, они всё же мужчины.
-Отец, ты там не очень ругайся с Зинаидой Степановной , Денису ещё два года учиться под её знамёнами.
-Вот это и плохо, - заметил Николай, - за два года можно вконец  свернуть парню мозги набекрень. Ведь Зинаида давно ничего нового не читает, как нас учила, так и сейчас учит.
-Коля, всё же я тебя прошу, вспомни Дейла Карнеги, как лучше построить беседу, чтобы добиться своего.
-Света, я знаю, что ты в своём бизнесе руководствуешься не учением Льва Толстого, а моралью этого американца Карнеги.
-Ну и что, его рекомендации и советы мне лично всегда помогают, у меня и в магазине весь персонал придерживается его советов.
-Но ведь он не больно-то последователен, его система правил содержит в себе массу неувязок. Например, попытка следовать сразу всем его правилам едва ли может быть удачной. Попробуй одновременно реализовать принцип «будь искренним в выражении своих чувств»  и принцип «веди разговор в русле интересов собеседника». И это в том случае как у нас с Зинаидой, когда её взгляды мне лично не интересны.
-Коля, да ведь это свойство всех жизненных систем! Иной раз выход из тупика может быть найден путём поиска таких тем общения, которые интересны и тебе и ей.
- Мне только не хватает искать общие с ней темы, её гипертрофированный мозг не способен откликаться ни на какие изменения внешней среды. Всё, что не соответствует загипсованным знаниям Зинаиды Степановны, всегда принималось и принимается  ею в штыки.
-Видно твоя школьная нелюбовь к ней и является камнем преткновения в общении с ней. У меня с ней обычно хороший разговор получается. Она мне спасибо говорит, всегда вежлива со мной, мне даже кажется,  что она очень душевная женщина. Да и думать надо о человеке по тому, что в нём хорошее есть, а не потому, чего в нём не хватает.
-Ты опять мыслишь идеями Карнеги, опять села на своего любимого конька. Да пойми же ты, Света, он, как правило,  говорит что нужно сделать, но не всегда показывает как это делается.  Ладно, я сегодня устал, день какой-то ненормальный выдался, пойду отдыхать.
Светлана убрала кухню, включила телевизор, послушала новости, интересного ничего не было. Задумалась о сыне. Денис рос нормальным мальчишкой, как и все дети, любил поболтаться на улице, излюбленной одеждой его были затёртые до дыр джинсы и футболка, зимой  бегал в лёгкой куртке и кроссовках. Правда читать очень любит, и откуда  только этот Колчак на него свалился? Надо самой поинтересоваться, что там Власов о нём написал. Плохо, что в своё время не завели второго ребёнка, сейчас и Денис меньше собой бы был занят. Да, не знаешь как лучше,  а как и так сойдёт. Вот и Коля какой-то уставший домой приходит, видно не всегда надо спор затевать с ним. Он и так чувствует себя виноватым из-за маленькой зарплаты, разве виноват он в этом, ведь Николай толковый журналист, любит свою работу, не идти же ему на рынок шмотками торговать.
*     *     *

Весь вечер Зинаида Степановна не могла отвлечься от мыслей о Денисе Спирине. Как же это так, не выполнить задание в конце четверти, когда надо выставлять итоговую оценку. Ладно бы заболел, или даже проболтался бы где-нибудь с мальчишками, а то, видите ли, герои его не устраивают, Колчака ему подавай.  Да кто он такой этот Колчак! Бандит какой-то, впрочем, нет, он вроде бы адмиралом был, значит моряком. Так и  Жильников моряк, только он за Советскую власть боролся, а Колчак задушить её норовил. Неужели Денису это не ясно? Надо, надо Николаю  строго указать, чтобы на сына внимание обратил.  Сам- то он , наверно, не думает,  как его оболтус, в газете  работает всё-таки.
Наутро  Зинаида Степановна в заученном годами режиме собралась в школу, по-прежнему не взглянув на себя в зеркало. Выглядела она не то чтобы плохо, но как-то утомлённо, да ещё камни в почках напоминали о себе ноющей болью. В школу она пришла  с большим запасом времени, до начала занятий было больше получаса.
Уроки прошли как обычно, Денис сказал, что отец придёт к трём часам. Зинаида Степановна осталась в своём классном помещении, до трёх часов  было минут пятнадцать свободного времени. Надо, надо с Николаем серьёзно поговорить, не дело, когда у его парня мозги захлёстываются.  Дверь тихонько открылась, и в классе появился Николай Спирин.
-Здравствуйте Зинаида Степановна, никак Вы соскучились по мне? Я то думал, что ещё в школе Вам надоел, - слегка улыбаясь, поздоровался Спирин.
-Здравствуй Николай, хорошо, что ты пришёл в школу, не частый гость у нас. В газете обо всём  пишешь, а вот школа, в которой учился десять лет, твоего внимания не удостоена.
-Зинаида Степановна, пишите нам в редакцию, я обязательно опубликую Вашу статью, даже редактировать не позволю себе.
-Ладно, я не за этим тебя,  Николай Петрович,  пригласила. Тебе сын сказал, что он не стал о Гражданской войне писать? Он не видит в лице наших национальных героев примера для подражания. Ему, видите ли, Деникина с Колчаком подавай. Откуда у него это? Ты же сам учился по нашим учебникам, разве там такое писали? Надо с Денисом разобраться, провести беседу, узнать, откуда он черпает подобные сведения.
-Зинаида Степановна, Вы замечаете, как время бежит? Всё течёт, всё изменяется, у нас уже и страна стала иной, и детей теперь не учат по курсу истории коммунистической партии. Да и книги выпускаются новые, не те, которые рекомендованы Союзом писателей.
-Ну и что, разве изменилась наша историческая память? Нам что,  можно плясать теперь на могилах наших героев?
-Да нет же, речь не об этом идёт. Пусть могилы остаются нетронутыми, пусть на них по-прежнему стоят обелиски с золотым обрамлением, но дети вправе знать и другую сторону жизни, которая долгие  годы была запечатана не сургучом, а каменными скалами.
-Значит ты, Николай Петрович не хочешь наставить сына на путь истинный. Я думала, поймёшь меня, досадно. А что прикажете мне ему в четверти поставить, двойку?  А за что? Ведь он никаких знаний не проявил  по данной теме, точнее не захотел проявить. Я вынуждена буду обратиться за разъяснениями  к Инне Юрьевне. Жаль, Ваша супруга не пришла, она бы, я думаю, по-другому отнеслась к моей озабоченности, - Зинаида Степановна не заметила, как перешла в разговоре со Спириным на Вы.
-До свидания, Зинаида Степановна, Вам решать какую оценку в четверти ставить Денису, мне добавить к нашему разговору нечего, - Николай встал, застегнул куртку на «молнию» и вышел из класса.
Классная руководительница девятого «Б» класса почувствовала себя униженной, её самолюбие было основательно деформировано. Что за родители пошли, их не интересует оценка ребёнку за четверть, это значит, их не интересует мнение классного руководителя. Вот откуда всё идёт, где же будет ученик правильно думать, если отец говорит ему совершенно о другом. Им нужна какая-то не запечатанная история. История она одна, какая была такая и есть, можно изменить сегодняшний день, а история не меняется  и её надо знать! Правильно сказал какой-то великий человек, если в историю выстрелишь из пистолета, она выстрелит в тебя из пушки. Что-то не понимает нынешнее поколение этого. Деньги, деньги затмили этим людям глаза, за деньги могут и историю переделать, только вот кому и зачем это надо?
Наконец Зинаида Степановна собралась с мыслями о том, что же ей делать. Она пошла к директору школы Инне Юрьевне и подробно рассказала обо всём, что произошло за эти два дня с Денисом Спириным и его отцом. Особый упор она сделала на то обстоятельство, что отца Дениса не интересует оценка сыну за четверть и вот теперь она не знает, что ему выставить.
-А какая у него за полугодие была оценка,  какие текущие оценки? - спросила Инна Юрьевна.
-Положительные, четвёрки и тройки, двоек не было, - ответила Зинаида Степановна.
-Ну, вот и поставьте среднюю, наверно тройка выйдет.
-Хорошо, я так и сделаю, но всё равно такое дело без внимания оставлять нельзя.
-Зинаида Степановна, близятся майские праздники, Вы всегда организовывали в этот период встречи с ветеранами. Пригласите их опять, позовите и Спирина, пусть как журналист поприсутствует. И тему героизма поднимите там среди ветеранов. Думаю, они Вас поддержат, а это станет уроком для  журналиста.
Зинаида Степановна ушла от директора школы успокоенной. Действительно, надо как следует подготовить встречу с ветеранами, они люди боевые, сами помнят героев Гражданской войны, на их подвигах росли, под их командованием в войну воевали. Надо самой обойти ветеранов, поговорить с ними перед встречей, пусть послушает Спирин что они скажут.

Глава 2. Встреча с ветеранами.

Накануне Дня победы Николай Спирин получил приглашение на встречу с ветеранами, да  не по телефону, а официальной открыткой, с печатным текстом, с обращением «Уважаемый Николай Петрович». Спирин улыбнулся, что-то уж очень официально Инна Юрьевна его приглашает, что-то здесь не так. Сходить, конечно, надо, ветеранов всегда интересно послушать, потом целую полосу в газете можно этой встрече посвятить. Его размышления прервал приход Елены Гароновой.
-Николай Петрович, помните Вы мне давали задание по поводу Дмитрия Жильникова, - вместо приветствия спросила журналистка.
-Да, помню, но это не мешает нам при встрече здороваться, здравствуй Лена.
-Ой, извините, Николай Петрович, я совсем замоталась, конечно надо поздороваться, здравствуйте Николай Петрович. Но я хотела Вам сообщить, что нашла интересный материал в архивах по поводу гибели Жильникова. Оказывается, его убил совсем мальчишка, он мстил за своего брата.
-Погоди, погоди, ты мне рассказывать всё это собираешься? Лена, ты же сотрудник газеты, а не радио или тележурналистка. Вот сядь и оформи всё это в статью. У тебя есть уже предварительный набросок?
-Ещё нет пока, но я знаю как подать материал.
-Вот и хорошо, когда статья будет готова, приходи, вместе почитаем и к редактору сходим.
Лена вышла от Спирина, сбегала за пирожным к чаю, (это был её обычный обед) и углубилась после такой скромной трапезы в свои заметки о Жильникове. Она задумалась, поправила свои очки, (их оправа была ей чуть великовата) и написала заголовок.  «Героизм наизнанку или кого прославляет наше время». Елена Гаронова  старательно нарабатывала свой журналистский опыт, ей хотелось видеть свои статьи на второй и даже на первой полосе газеты. В мыслях она перекладывала на столе из одной стопки в другую письма читателей, которые будут присылать свои отзывы на её творения. Елена вздохнула, писем пока не было.
«Знать своё прошлое, гордиться историей страны, не быть «иванами, не помнящими родства», это означает  иметь в своей душе высокое нравственное начало, - Лена перечитала несколько раз первую фразу и продолжила.
«Мы росли и воспитывались на беспримерных подвигах наших предков, которые не щадили себя для возвеличивания России. Имена  Александра Невского, Дмитрия Донского, Михаила Кутузова, Фёдор Ушакова, Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина, многих других великих сынов Отчизны золотыми буквами вписаны в скрижали русской истории. Это герои высшего порядка, их деяния носят общенациональный характер. А сколько малоизвестных имён присвоено городам, улицам, площадям, дворцам, школам, заводам и тому подобное.
Вот и в нашем городе многие улицы носят имена малознакомых героев. Например, имя Дмитрия Жильникова присвоено средней школе номер два. Зайдите в школьный музей и послушайте рассказ о Жильникове учительницы истории Зачёсовой Зинаиды Степановны. Из её повествования, живого, энергичного с  весомой долей экспрессии вы узнаете  об удивительной истории матроса-балтийца, который отдал свою жизнь за идеалы социалистической революции. Как же погиб герой Дмитрий Жильников?  Может быть, он заслонил своей грудью женщину от руки кровожадного бандита, может быть, спас ребёнка, вынося его из горящей квартиры, а может быть…  Как заметил великий пролетарский писатель Максим Горький «в жизни всегда есть место подвигам», вот о подвиге  Жильникова и хотелось бы рассказать нашему читателю».
Лена оторвалась от листа бумаги, она ещё не знала, как лучше поведать историю Берёзовского военкома. Захотят ли читатели принять новую,  никому неизвестную версию подвига Жильникова?
Наконец  она собралась с решимостью и продолжила свою статью о местно-чтимом  герое.
«Мне довелось поработать в архивах Министерства обороны, теперь доступ к материалам Гражданской войны открыт. Из них чётко явствует, что Дмитрий Жильников после гибели эсминца «Гром» был демобилизован и приехал в Берёзовск, где его вскоре назначили военным комиссаром нашего города и уезда. В те далёкие годы в России полыхала Гражданская война. Из школьных учебников, не отягощённых изложением  реальных  фактов  и  событий, мы знали, что «красные» воевали против «белых» . Среди «красных» – рабочие и крестьяне, а «белые» – буржуазия и её приспешники офицеры царской армии. Именами героев «красных» и названы были наши города, посёлки, улицы и ….и всё, к чему можно прилепить имя, допустим к колбасной фабрике или цеху завода резиновых калош. Имена же героев «белого» движения преданы анафеме. Война носила ожесточённый характер, Советская власть порой держалась на ниточке, особенно летом девятнадцатого года. Вот тогда правительством Ленина и была поставлена задача мобилизовать в Красную Армию всех, кто способен держать в руках оружие. Только вот защищать молодую Советскую республику рвались не все рабочие и крестьяне. Военком Жильников получил строгую разнарядку, в которой указывалось, сколько человек призвать в ряды  армии Льва Троцкого. Солдаты, прошедшие Германскую войну, в новой войне участвовать отказывались. Вот тут Дмитрий Жильников и проявил флотскую смекалку. Он вызывал людей как бы для регистрации и постановки на воинский учёт, а на самом деле арестовывал их, приставлял к безоружным мужикам караульных и под конвоем отправлял на сборный пункт. Там их обмундировывали, как могли и посылали прямиком на фронты против Врангеля, Колчака и Деникина.  Эту «военную» операцию Жильников  проделывал несколько раз, планы мобилизации даже перевыполнял. Губернское начальство замечало рвение Берёзовского военкома, хвалило его и обещало повышение по службе.
Среди призванных обманом оказался  отец троих детей Семён Клемёхин. Родные Клемёхина на коленях умоляли военкома оставить Семёна, жена больная, дети ведь не выживут без отца. Жильников выше семейного благополучия  Клемёхиных ставил революционную целесообразность. Через два месяца пришло известие о гибели Семёна. Его младший брат Мишка, отчаянный пацан, неполных шестнадцати годов, поклялся отомстить за Семёна, которого и сам почитал за отца.  Он раздобыл револьвер, их неучтённых тогда, было навалом и поздним вечером, когда Жильников возвращался из военкомата домой, подкараулил его в подъезде и двумя выстрелами в живот и грудь тяжело ранил военкома. Жильников успел запомнить парня и даже узнал в нём Мишку Клемёхина. Ранение было тяжёлым, военком в больнице скончался, Мишку вскоре схватили и, как «контрреволюционного выкормыша», расстреляли.
Подробности этой истории не поведала мне Зинаида Степановна, может быть она и сама не знала  в чём же был героизм военкома. В архиве, когда я работала над этой темой, мне пришла в голову такая мысль. Почему героями у нас являются те, кто убивал, предавал, обманывал, а не те, кто строил, изобретал, находил лекарства от страшных недугов, лечил людей, выводил новые сорта полезных культур. Кому человечество больше обязано маршалу Ворошилову или изобретателю аспирина немецкому химику Фредерику Герхарду, имя которого  мало кто знает. А ведь сегодня аспирин является самым популярным лекарством в мире, он входит в состав более чем 400 препаратов, продаваемых без рецепта врача. Мне думается, мы долгое время культивируем в своей исторической памяти совсем не те подвиги, которыми следовало бы восхищаться, а какой-то героизм наизнанку, героизм опрокинутого времени».
  Лена поставила точку и перевела дыхание, пожалуй, длинноватой получается статья, пусть Николай Петрович сам посмотрит, но вроде зачеркивать-то особенно нечего. Идти к Николаю Петровичу было поздно, рабочее время заканчивалось. «Ладно, - подумала Лена, - завтра покажу статью, вечером ещё поработаю над ней». Дома она снова прочитала свои наброски, кое-где  заменила острые выражения нейтральными, беспристрастными и переписала начисто. На следующий день с утра была в кабинете ответственного секретаря редакции. Николай Петрович с карандашом в руке прочитал статью, задумался, побарабанил пальцами левой руки по столу, затем посмотрел на Лену несколько изумлённым взглядом и сказал.
-Леночка, ты усмотрела суть проблемы. Да, героизм наизнанку, в этом выражении есть определённая точность попадания в цель. Как же люди в те годы не  понимали истинной цены геройства?  Похоже , действительно они жили в опрокинутом  времени. Какие же страдания им пришлось перенести? Какие же сердца должны были иметь вожди, чтобы натравить людей друг на друга,  столкнуть родных братьев, поднять сына на отца? А ведь за всё это приходится расплачиваться и нам, потому что не бывают искуплены грехи в одном поколении, они  долго преследуют потомков.
-Николай Петрович, ну что, будем публиковать статью?
-Будем, сейчас пойду к редактору, надо в ближайший номер газеты ставить.
Редактор Вадим Сергеевич, казалось, из своего кабинета никогда не выходил. Если он не вычитывал газету, то разговаривал с кем-то по телефону. Главной для него была задача поиска денег на газету, которых не хватало для оплаты не только коммунальных  услуг и типографии, но и на зарплату сотрудникам. Финансовое оздоровление наступало в период предвыборных кампаний, когда кандидаты не скупились на свою рекламу и обещания избирателям. В этот период Вадиму Сергеевичу удавалось залатать многие бреши и даже сделать небольшую заначку.
-Вадим Сергеевич, - обратился к редактору Спирин, - я к Вам посоветоваться. Тут Елена Павловна подготовила интересный материал по школе, точнее по Жильникову, его именем школа названа. Статья развенчивает подвиг этого героя, давайте поставим  материал в ближайший номер.
-Николай Петрович, а что за спешка такая, сейчас материалы ко Дню Победы нужны, а что у Гароновой ? Давай подождём.
-Как раз в этот период и будет интересна  статья Гароновой, это будет очень необычно, когда все только и говорят о героизме,  а здесь иной взгляд на героизм, думаю, будет много откликов, тираж газеты вырастет.
-Оставь мне эту статью, я сам посмотрю, к вечеру встретимся, - этими словами редактор дал понять Спирину, что обсуждение  данной темы пока закончено.
После долгих размышлений Вадим Сергеевич согласился с мнением Спирина. И не потому, что идея статьи его захватила, Жильников ему был безразличен. Мало ли каких героев бывает в мире, мало ли люди хотят повысить значимость своих или чужих подвигов. Что говорить о жильниковых, если даже люди с мировыми менами страстно заботились о возвеличивании своих заслуг. Колумб, например, ходатайствовал о титуле «адмирал океана и вице-король Индии», Виктор Гюго домогался переименовать Париж в его честь. Даже бессмертный Шекспир пытался придать блеск своему имени путём приобретения личного герба для своего рода. Правда, все эти примеры не имели идеологической окраски, имя же  военкома  напрямую связано с утверждением в умах людей идеи коммунизма.
Вадим Сергеевич согласился с мнением Спирина о публикации статьи Гароновой из-за меркантильных соображений, может действительно тираж газеты хоть чуть-чуть вырастит. А крамольного ничего в статье нет, на нынешнюю власть она не замахивается. В конце рабочего дня он пригласил к себе Николая Петровича.
-Ставьте в очередной номер на третью полосу, только заголовок наберите поскромнее. За все упрёки в «извращении» истории будешь ты, Николай Петрович,  отчитываться. Праведный гнев истинных патриотов отечества сам расхлёбывай.
-Я, Вадим Сергеевич, меньше всего боюсь «грома и молний» наших патриотов. Где они были, когда национальные банды Союз по мелким хатам растаскивали? А теперь их песенка спета, нам не до ура-барабанного патриотизма.
- Ну, ну, действуй, только повнимательней на стилистику статьи посмотри, что-то там о красно-белых примитивненько звучит. И помни о Дне Победы, это всё-таки главная тема месяца.
-Меня как раз в эту школу на встречу с ветеранами пригласили. Там, наверно, и возникнут вопросы. Одна Зинаида Степановна чего будет стоить.
Спирин вышел из кабинета редактора и отдал статью Елены Гароновой в набор. В этот день срочных дел больше не было и Николай Петрович решил пораньше уйти домой. Он хотел вместе со Светой навестить своих родителей, которые жили на другом конце города за речкой Берёзовкой.

***     ***     ***

Встречу с ветеранами назначили на седьмое мая. Зинаида Степановна готовилась к ней особенно тщательно. Она ещё раз перелистала учебник истории Великой Отечественной войны, сделав особый акцент на славные битвы под Сталинградом и на курской дуге. Она отметила для себя, сколько званий Героев Советского Союза было присвоено воинам за весь период войны, их оказалось более одиннадцати с половиной тысяч. Зинаида Степановна подбирала в уме самые  тёплые и проникновенные слова, которые она должна будет высказать ветеранам. Да, она готовилась отстаивать свои личные идеалы, своё понимание истории. Она этому отдала свои лучшие годы жизни, она вложила в преподавание истории свою душу. И как же теперь, когда какая-то журналистка Гаронова пытается  низвергнуть её представления не об истории  даже, а о самой жизни. С этим нельзя мириться, ибо, такие как она, посеют сегодня сомнения в нашей праведности, а завтра выбросят и нас самих на свалку истории. Что же получается, больше тридцати лет я воспитываю детей на подвиге Дмитрия Жильникова, а что теперь я им скажу? Ошибалась? Не знала?  Глупости всё это, он был настоящим коммунистом, он думал о нас с вами, потому и хотел помочь Красной Армии, потому и посылал на фронт против этих колчаков и деникиных берёзовских мужиков. Ветераны меня поймут, они стойкие люди, их головы не забиты этими фальшивыми идейками о неправильном героизме, «героизме наизнанку».
Зинаида Степановна с особой тщательностью подготовила   помещение школьного музея для встречи ветеранов. Ученики её 9-го «б» класса расставили столы, накрыли их скатертями, принесёнными по просьбе Зинаиды Степановны из дома. На каждом столике расставлены чашки с блюдцами, разложены шоколадные вафли и конфеты «цитрон», тонкими ломтиками нарезаны лимоны.  На угловом столике блестели своими нержавеющими боками два электрических самовара. Особое внимание Зинаида Степановна уделила подготовке ребят, которые должны будут задавать умные вопросы ветеранам о их подвигах. За каждым ветераном, а их она пригласила двенадцать человек, были закреплены по два ученика, дети тщательно проинструктированы кого и о чём спросить, кому какие задать вопросы. За долгие годы работы с ветеранами их классная руководительница хорошо изучила боевой путь приглашаемых ветеранов, их подвиги и награды. Да, всё было готово для того, чтобы встреча  с героями Великой Отечественной войны  стала достойным ответом вылазкам зарвавшейся журналистки. Пусть Спирин увидит, куда завело его недостойное отношение к истории нашей Родины.
К встрече всё было готово, Зинаида Степановна чувствовала себя персидским царём Дарием перед встречей с этим македонским выскочкой. К назначенному времени в школу стали подходить ветераны. На их пиджаках сияли ордена, медали и знаки воинской доблести. Иван Дмитриевич Попов, полковник в отставке, пришёл в военной форме, старшина 1 статьи Гришков Александр Александрович не забыл надеть свою, видавшую виды, тельняшку и бескозырку с ленточкой «Северный флот». Ветераны шумно здоровались, поздравляли друг друга с наступающим праздником и крепко обнимались. Для них это был единственный день в году, когда они виделись вместе.
-Проходите, дорогие ветераны, в школьный музей, прошу вас, проходите, - настойчиво приглашала их Зинаида Степановна.
Началась торжественная часть. Директор школы Инна Юрьевна открыла встречу, её слова текли тёплым весенним ручейком, заученная годами речь звучала ровно и гладко,  уста директрисы источали сладкий приторный елей.
-Вы прожили долгую, я полагаю счастливую жизнь, все свои знания, способности и огромный жизненный опыт отдавали нашей Родине, как в годы войны, так и в мирное время. Наш земной поклон вам за ваше мужество и самоотверженный труд. А сейчас давайте послушаем нашу лучшую учительницу, историка, заведующую этим школьным музеем Зинаиду Степановну Зачёсову.
Зинаида Степановна встала, правой рукой пригладила зад своей праздничной юбки и вышла на средину помещения.
-Дорогие наши ветераны! Вы знаете, с какой любовью мы относимся к вам, мы берём и будем брать пример преданности нашей Родине с вас. На уроках вашей героической жизни мы учимся, и будем учиться защищать наши святые идеалы. Мы не дадим отдельным людям зачеркнуть всё то, что для нас сделали вы и ваши отцы – герои революционной эпохи. К сожалению, в нашем городе встречаются «деятели», я беру это слово в кавычки, которые хотят вытравить из нашей памяти имена героев прошлого. Безответственная статья журналистки Гароновой вызывает в наших сердцах гнев и негодование. Сегодна на встрече с вами  присутствует ответственный секретарь редакции газеты «Берёзовский голос» Николай Петрович Спирин. Я хочу, чтобы он довёл до сведения жителей города наше общее мнение об этом вопиющем факте.
В помещении музея наступила неловкая тишина, ветераны не поняли о чём идёт речь, дети растерялись. И тут со своего стула поднялся Николай Спирин.
- Зинаида Степановна, едва ли будет интересно ветеранам, сидящем в этом музее,  разбираться сейчас с выступлением в газете Елены Гароновой. Вы своё мнение выразите, пожалуйста, в отдельной статье, а мы её опубликуем в ближайшее время.  Николай вежливо улыбнулся и сел на место.
  -Я напишу, я обязательно напишу и попрошу ветеранов подписать её вместе с коллективом наших учителей.
Негодование Зинаиды Степановны просматривалось в выражении её тонких бескровных губ, белизну которых не скрывала даже помада. В её взгляде появился блеск, присущий людям, часто выступающим на митингах и разных сборищах. Этот блеск врачи обычно наблюдают у людей с расщеплённым сознанием, подверженных беспричинной эйфории. Не отдавая себе, отчёт в том, что она неуместно стремится  привлечь на свою сторону ветеранов, которые до конца так и не поняли о чём идёт речь, Зинаида Степановна звала их на свои баррикады. Она не была политиком в прямом  смысле этого слова, но в данном случае выглядела близнецом этих прагматичных и безжалостных людей.
Как часто  политики разных мастей и толков использовали в своих, не всегда праведных целях доверчивость, а порой и наивность ветеранов. Да, они не дрогнули в боях, не щадили себя, неуклонно верили в победу, но им неизвестны были византийское лицемерие, двусмысленность хлёстких фраз, скрытое значение иноземных терминов, которые мутным  потоком лились с экранов телевизоров. Вместе с тем,  они прекрасно осознавали, что их послевоенная жизнь прошла  в стороне от  торжества высоких  идеалов человечества. Те же командиры, потом советские и партийные руководители не заботились о том, чтобы вытащить их из нищеты. Многие из ветеранов до конца своих дней не вылезли из коммуналок, не могли принимать современные и эффективные лекарства, пользоваться удобными протезами, не знали хорошей пищи. О них вспоминали только раз в году на 9-е мая, говорили красивые проникновенные слова и клялись революционными победными знамёнами помнить о героях войны вечно.
За столами появилось некоторое замешательство, обычные благосклонные заискивающие речи вдруг сменились гневным монологом Зинаиды Степановны.  Инна Юрьевна попыталась разрядить обстановку.
- Дорогие ветераны, сейчас мы хотим предложить вам несколько номеров, которые исполнят наши дети. Будем благосклонны к ним, они пока не артисты, но со всей искренностью хотят  показать вам  свои художественные номера.
Дети старательно читали стихи, танцевали, пели песенки, одним словом пытались проявить свои таланты    перед их заслуженными дедами, героями далёкой прошлой эпохи. Встреча подходила к концу, наступила пора прощаться, но тут Иван Дмитриевич Попов, бывший фронтовой разведчик, подошёл к Зинаиде Степановне и спросил её.
-Я что-то не понимаю, почему Вы, милая Зинаида Степановна, разволновались? Вас кто-нибудь обидел?
-Нет, обидели не меня лично, обидели наше прошлое. Вы не читали в прошлом номере газеты пасквиль на Жильникова? Нет? Посмотрите, надо дать достойный отпор этим измышлениям.
-Простите, я не совсем понял о каком прошлом Вы говорите. Мы тут сами прошлое, чего нас защищать-то.
-Вы, Иван Дмитриевич, не поняли.  Моя душа болит за наши идеалы, за те идеалы, которые Вас звали на подвиги. Как можно развенчивать революционный подвиг героя Гражданской войны Жильникова, если его имя звало Вас на бой с фашистами.
-Ну, допустим, на бой с фашистами мы шли за Родину и за Сталина, о Жильникове мы и не думали, вот поэтому я и не пойму о чём у вас сейчас идет спор.
-Иван Дмитриевич, -  вступил в разговор Спирин, - здесь дело совсем в другом. Речь идёт о значении подвига в общечеловеческом смысле этого слова. Вам, как профессиональному военному, конечно, знакомы не только имена, но и походы Деникина, Врангеля, Колчака. А за какие идеалы они воевали? Так ли уж хотели они низвержения России?  Разве они ненавидели свою родину? Пройдут годы и их имена будут востребованы новыми поколениями россиян! С этим может не согласиться Зинаида Степановна, но поколение грядущего века даже не спросит её об этом.
-Спросит, ещё как спросит, - Зинаида Степановна повернулась  к Спирину, её лицо выражало высшую степень негодования, - неужели Вы, Николай Петрович,  не понимаете,  что отрицая подвиги наших дедов, мы не сможем привить молодёжи чувство патриотизма?
-Я хотел бы Вам повторить, зачёркивать всё то, что сделано ради процветания нашей страны никто не собирается, никто не хочет оскорблять имена наших предков. Ну, посмотрите Вы на историю чуть объективнее, впрочем, мы с Вами на эту тему уже говорили.
Полковник молча стоял рядом с Зинаидой Степановной и  Спириным,   старый солдат не до конца понимал суть их спора. В чём же были разногласия между этими двумя образованными людьми? О каких подвигах они говорят? Чего они хотят от нас, ветеранов? Иван Дмитриевич не стал вслух задавать эти вопросы, он повернулся и пошёл к своим товарищам, которые начали потихоньку собираться домой.
Встреча с ветеранами получилась не совсем, так как виделось  Зинаиде Степановне. Она ожидала, что старая гвардия в один голос поддержит её, и всем своим несгибаемым  авторитетом обрушится уж если не на Спирина, то  на эту безответственную журналистку. А на поверку ветераны промолчали, не захотели постоять ни за себя, ни за историю. Скомканной получилась встреча, но ничего, я напишу заметку в газету, и пусть только её не опубликуют!

***     ***     ***

Прошедшую ночь Зинаида Степановна спала очень плохо, она вставала принять валерьяновые капли, перед её глазами мелькали доверчивые лица ветеранов. Эти пожилые люди совсем не интересуются прошлым, вернее интересуются лишь своим прошлым. Только и могут, что взахлёб говорить о личных подвигах на войне, которые уже  известны школе не один десяток лет. Что-то всё не так, не хорошо получается, никогда такого не было, чтобы после встречи с ветеранами на душе оставался такой горький осадок. Да ещё этот Спирин!  Ей невыносимо больно было ощущать спокойную уверенность его в своей правоте.
Наутро Зинаида Степановна встала совершенно разбитой, однако постаралась взять себя в руки. Сварила кофе, добавила в чашку ложечку сгущенного молока, заметила, что её пальцы мелко дрожат, обжигаясь, мелкими глотками  без особого удовольствия выпила половину чашки. В этот день занятий в школе не было, спешить было некуда, и она решила дать бой журналистке Гароновой в «письменной форме», как в душе выразилась Зинаида Степановна.  Со своего письменного стола она взяла газету, в которой была статья Гароновой, прочитала её ещё раз и подчеркнула отдельные фразы, которые вызывали у неё острое неприятие.  Наконец она открыла школьную в клеточку тетрадку, завернула аккуратно обложку и на первом листе ровным крупным почерком написала заголовок.  «МЫ НЕ ПОЗВОЛИМ КРУШИТЬ НАШИ ИДЕАЛЫ!» Двойной линией Зинаида Степановна подчеркнула этот заголовок. Не позволим, не дадим смешивать с грязью всё то, во что мы верили всю жизнь, именно под таким девизом она хотела изложить свои праведные мысли. Затем её рука вывела подзаголовок статьи: «заметки на полях  газетной вырезки».
«Мне, учительнице истории, - писала Зинаида Степановна, -естественно по душе,  когда люди обращаются к нашей истории, ибо без прошлого нет настоящего, и не наступит будущее. Журналистка Елена  Гаронова, которая без года неделю работает в нашем городе, замахнулась на подвиг, захотела показать «в новом свете» историю Гражданской войны и конкретно участие в ней истинного героя того времени Дмитрия Жильникова.  Она подвергает сомнению активное участие военкома в борьбе за Советскую власть, она даже оскорбляет  само время, называя его опрокинутым. Нет, госпожа Гаронова, это не время опрокинутое, это Ваши поверхностные знания и Ваш образ мыслей опрокинутые. Уж не знаю, в какой школе и каком ВУЗе  Вас учили истории Родины, но Вы её совершенно не поняли. Это я Вам говорю как учительница более чем с тридцатилетнем стажем преподавания истории. Ваши бредни могут Вас далеко завести. Сегодня Вы отрицаете героев революции, завтра будете порицать наш подвиг в годы Великой Отечественной войны. Не знаю, что руководило Вами, когда Вы собирались рыться в архивах. То ли журналистское честолюбие, то ли желание показать себя с необычной стороны. Всё это не украшает интеллигентного человека, тем более молодую женщину. И чего Вы добились? Теперь в хороших домах Вас и за порог не пустят. Знайте, что Ваша статья «Героизм наизнанку…» кроме осуждения честными людьми по-другому встречена никогда не будет. Мы не дадим Вам крушить наши идеалы!» Зинаида Степановна после слова «идеалы» поставила восклицательный знак, ещё раз прочитала свой «ответ Чемберлену» и подписала «Не уважающая Вас З. Зачёсова».
После праздника Победы она зашла в редакцию газеты «Берёзовский голос», постучала в дверь Вадима Сергеевича и, не дожидаясь ответа, ступила за порог редакторского кабинета.
-Здравствуйте, Вы редактор этой газеты? - тоном человека, бесконечно уверенного в себе и своей правоте, спросила Зинаида Степановна.
  -Здравствуйте, чем я обязан столь неожиданному визиту ? – вопросом на вопрос ответил Симаков.
-Значит Вы редактор, это Ваша газета опубликовала статью о Жильникове!
-Да, Елена Гаронова наша сотрудница, а чем Вам не угодила её статья. Кстати, позвольте узнать, с кем имею честь беседовать?
-Я Зачёсова Зинаида Степановна, учительница истории школы имени Дмитрия Жильникова. Я не собираюсь с Вами обсуждать измышления Вашей журналистки, я принесла статью, вот и напечатайте её, если у Вас хватит смелости на это.
-Смелость тут не нужна, оставляйте Ваши материалы, мы дадим их в ближайшем номере, причём без каких либо изменений.
Зинаида Степановна достала два тетрадных листа, исписанных с обеих сторон,  и положила на стол редактора.
-Почерк у меня разборчивый, я думаю, Вы разберётесь, прочитаете и напечатаете без искажений, - с этими словами  Зинаида  Степановна вышла из кабинета Вадима Сергеевича.

***     ***     ***

Действительно, через неделю после посещения редакции статья Зинаиды Степановны была опубликована в  «Берёзовском голосе». Вопреки ожиданиям Николая Спирина  статьи Гароновой и Зачёсовой не ахти как взволновали читателей. Берёзовского жителя больше интересовали другие проблемы. Поиск средств к существованию, размер и своевременное получение пенсий, одним словом простое выживание в эти трудные годы  было у них во главе угла.  Эти проблемы значительно в большей степени  занимали умы жителей заштатного российского городка, чем дискуссия о людях, которые жили в так называемое опрокинутое время. Думается, чем дальше будет уходить от нас это время, тем легче станет дышать простому человеку, мысли которого всё меньше окажутся заняты идейными спорами. Пусть историки да писатели копаются, как сказал  Маяковский  «в окаменевшем дерьме», а патриотизм новых поколений будет формироваться вместе с повышением уровня жизни простого человека. Тогда гражданин сам, без подсказки зачёсовых и им подобных сможет разобраться в человеческой сущности героических дел, как предков, так и современников.

(Эпилог.)

Известно, что время всё расставляет по своим местам, оно неизбежно выправляет замутнённое сознание не только отдельных групп людей,  но и целых народов, а возможно и цивилизаций. Прав оказался Николай Спирин, утверждавший, что Родина-мать вспомнит своих лучших сыновей и воздаст должное их подвигам. Через восемьдесят пять лет после расстрела адмирала Колчака на берегу речки Ушаковки, притока Ангары, ему будет в Омске возведён памятник.
Верный сын России Александр Васильевич Колчак родился в семье русского морского офицера в 1874 году. Пятнадцатилетним юношей он был зачислен в Морской кадетский корпус , основанный Петром Великим, который блестяще окончил в возрасте девятнадцати лет. Уже в те годы его характеризовали как необычайно способного и талантливого офицера, обладающего редкой памятью. Он прекрасно владел тремя европейскими языками, хорошо знал лоции всех морей и историю морских сражений. Это был человек невысокого роста, с сосредоточенным взглядом живых и выразительных глаз, глубоким грудным голосом, прекрасно владеющий русской речью, глубоко мыслящий юноша.
Будучи молодым офицером, Колчак на судне «Заря» участвовал в Русской полярной экспедиции, в ходе которой были проведены многочисленные исследования Арктических морей и побережья  Северного Ледовитого океана. Именем Колчака названы открытый экспедицией остров и мыс в районе полуострова Таймыр. Им написано около десятка научных трудов по Арктике.
После поражения России в русско-японской войне, Колчак  стал страстным защитником  скорейшего возрождения флота, он внёс свой крупный и плодотворный вклад в разработку кораблестроительной программы и создание морской мощи страны. В годы первой мировой войны, Александр Васильевич становится крупнейшим специалистом минного дела, благодаря таланту Колчака, потери германского флота на Балтике превышали русские потери в боевых кораблях в три с половиной раза,  а по числу транспортов более чем в пять раз.
В сорок два года Александр Васильевич стал самым молодым адмиралом и флотоводцем России и в 1916 году назначен командующим Черноморским флотом.  Его  усилиями в минной войне турецкие и германские корабли были полностью заперты  в своих портах. За одиннадцать месяцев своего командования флотом адмирал Колчак добился абсолютного боевого господства русского флота над вражеским.
После февральской революции  1917 года Кочака направляют в США как эксперта по минному делу с мировым именем. Там ему предложили возглавить кафедру в лучшем военно-морском колледже и богатую жизнь на берегу океана в личном особняке. Колчак ответил «нет», кругосветным путём он двинулся в Россию. В Омске он  возглавил Правительство Российской империи и сто пятидесятитысячную армию. Основной ударной силой армии Колчака были Ижевская и Воткинская дивизии, сформированные целиком из мастеров и рабочих, поднявших в конце 1918 года восстание против политики военного коммунизма,  экспроприации и уравниловки. Это были самые лучшие в России  высококвалифицированные рабочие военных заводов уральских городов. Адмирал восстановил в Сибири законы российской империи, но против него правительство Ленина выставило полумиллионную группировку советских войск. 6 января 1920 года командование Чешским корпусом за часть золотого запаса, обещанного большевистским правительством, предало адмирала Колчака. Через месяц  Александр Васильевич был расстрелян. Перед казнью Колчак отказался завязать глаза повязкой и подарил свой серебряный портсигар командиру расстрельной команды.
Воистину не ведали люди, что творили своими руками, распиная лучших  представителей  человеческого рода. Видно так действовало на них ненормальное, опрокинутое в те годы время. Но оно же, это время выправится, сбросит с себя  наносное и расставит всё по своим  местам.