Путники

Александр Потапов 8
05
ПУТНИКИ

Не всегда можно понимать, что правильно, а что нет. Не всегда есть время подумать о прошлом и оценить ситуацию в настоящем. Иногда проще отпустить свой кораблик по волнам жизни, которой каждый из нас капитан. Судьба нам преподносит подарки, которые мы не выбираем. Жизнь, как лотерея, и какой выигрышный билет – не угадаешь. Но иногда приходится просто начинать всё сначала…
Мёртвую тишину разбудил гул мотора. Свет осветил заросшие дебри просёлочной дороги.
– Похоже, мы заблудились, – рассеянно произнёс водитель.
– Давайте не будем раньше времени паниковать, – уверенным голосом произнесла женщина средних лет.
– Мариночка, ты как всегда права и внушаешь всем свою уверенность, – похвалил её пассажир сзади.
– Мы едем уже два часа. Если будем держаться главных дорог, мы в любом случае найдём город, –снова произнёс водитель.
– Слава, давай рули повнимательней. В дороге всякое происходит, тем более в такой глуши!
– Николай Сергеевич, Вы тут вроде как самый старший, жизнь повидали, я думаю, пока мы с Вами, с нами ничего не случится.
– Ну конечно! Но из расчёта, что такой автомобиль не предназначен для длительных путешествий, я склонен заключить, что скоро закончится бензин, – сделав умное лицо, проговорил Николай Сергеевич.
Поправив очки на переносице, он включил фонарик и попытался разглядеть атлас автомобильных дорог.
– Слава, у меня к Вам вопрос. Когда Вы приобрели этот атлас? – Листая страница за страницей, он пытался найти нужный раздел.
– В прошлом году, а что? Совершенно новый практически. В конце есть дата печати. – Слава чуть развернулся к Николаю, перевернул атлас и указал на год.
– Да, действительно, 1973 год. Ну где эта чёртова дорога? – заволновался Николай Сергеевич.
Автомобиль стал подавать характерные признаки того, что скоро закончится бензин и дальше ехать будет невозможно.
– Ну вот. Это было предсказуемо, – пробормотал Николай.
– Так, а вот теперь хорошие новости, – сказала Марина, протянув руку вперёд. – Вы видите там, между деревьев? Кажется, горит свет!
– Ну хоть что-то, – уставшим голосом произнёс Слава.
Дымок сочился из трубы старого дома. Свет горел только в одном окне, да и домик был небольшой, на три окна. Забор почти завалился и стоял весь на перекос – не хватало штакетника, на который он должен был быть прибит. Рядом с домом стояла собачья будка, но собаки в ней не было. Это было видно по привязанной цепи и пристёгнутому к ней ошейнику, которые лежали рядом с будкой. Машина впритык подъехала к ветхому забору и заглохла.
– Так, я пойду проверю, что и как. Свет горит, значит кто-то дома, значит кто-то не спит. –Водительская дверь распахнулась, и Слава пошёл осторожной походкой к дому.
Середина ноября была в самой поре. Промёрзшая земля и пар изо рта свидетельствовали об этом. На ходу он стал размышлять о том, как начнёт разговор. «Есть ли там кто-то нужный? И кто там вообще живет?» На окне висели занавески, и было видно, как тень бродит по дому туда-сюда. Слава решил провести визуальную разведку, заглянув для начала в окно. После чего он чуть ли не собрался постучать в него, как за окном неожиданно раздался голос старой женщины:
– Кто там ходит?
Слава очень удивился, подумав, как она могла услышать, к тому же – старый человек.
– Простите, бабулька, мы тут это... Заблудились немного. Нам бы до утра у Вас побыть, – доходчиво попытался объяснить ей суть проблемы молодой человек.
– Заходите, открыто! Давненько я не видала гостей. Заходите, конечно. Как не помочь.
Слава махнул рукой в сторону машины, и из неё вышли остальные незваные гости. Дверь в дом распахнулась, и заблудившаяся тройка вошла внутрь. В прихожей было темно, и они то и дело натыкались на какие-то предметы. Звенели пустые ведра, лопаты, кастрюли и ещё много чего неизвестного.
Старушка была невысокого роста, волосы собраны на голове в пучок. На плечах повязан тёплый платок. В правой руке она несла чайник, медленными шагами двигаясь к дровяной плите. Паленья с треском горели и излучали тепло. Уют деревенского дома согрел путников.
– Проходите, садитесь. Сейчас чаю заварю, и всё расскажите, откуда и куда путь держите.
– доброжелательно произнесла незнакомка.
– У меня к Вам собственно возник вопрос. Это что же Вы тут одни живете? Есть тут ещё кто-нибудь, кроме Вас? – поинтересовался Николай Сергеевич.
– А чего мне надо? Всё есть. Всё своё. Люди помогают. Тут селение есть неподалёку за пару вёрст. Там много добрых людей, не дают пропасть. – Старушка подбросила дубовые поленья в печь, и чайник вскипел. Она открыла старый комод и достала оттуда почти новенькие чашки с блюдцами для чая.
– Каркаде. Люблю. Полезно. И вам советую, –
живо сказала старушка.
В комнате стоял круглый стол, за который всех и усадила хозяйка.
– Спасибо, что приютили. Как Вас зовут? Мы так и не представились, а Вы чаем угощаете, да и вообще... – Не успела закончить свою мысль Марина, как старушка её перебила:
– Серафима Фёдоровна. Чего там знакомиться? Живу, всё знаю, да и не до знакомств было как-то. – Старушка с чаем уселась в кресло-качалку и продолжила беседу:
– Год назад свадьбу вон сыграли Славка и Маринка. Ребёнка ждёте, очень долго хотели. Мальчик будет. А это – ваш родственник Колька. В детстве бегал… Все обижали. С Леркой не сошлись, разбежались. Дочь Светланой зовут, настрадается по жизни. Вот он и стал таким… Много читает, все хочет знать, боится повторять ошибки, но так и не нашёл, что искал. Вот и познакомились! Да и куда вы пойдёте на ночь глядя? Да к тому же, вы нашли, что искали.
Путники переглянулись между собой и просто онемели.
– Послушайте, как Вы всё это делаете? Что вообще означают Ваши слова? – удивилась Марина.
– Вы не ведьма случаем? – испугался Николай Сергеевич.
– Ни к чему эти вопросы. Вам нужно отдохнуть перед дорогой. Да и чаёк стынет поди. Вы угощайтесь, – успокаивающим голосом проговорила Серафима Фёдоровна.
– Ну это как так? Вы говорите о таких вещах, о которых Вы не имеете представления, и, по-вашему, мы должны быть спокойны? – нервно спросил Слава.
– Вы – мои гости. И пока вы здесь, всё будет хорошо. Всему своё время, всему своё время, –загадочно закончила старушка, попивая чай из блюдца.
Прошло достаточно времени, чтобы наступил рассвет. За окнами стелился густой туман, но рассвета словно и не было. Нельзя было сказать, что ночь прошла и наступило утро. Этот переход как бы застыл. Не было слышно ни проезжавших мимо машин, ни шума деревьев, ни единого звука, лишь треск дров в печи и мерцание огня, пробирающегося в тёмные уголки комнаты.
– Всё это очень уж странно! – воскликнул Николай. – Откуда ей известно о моём детстве, да ещё и в таких подробностях?!
– Может нам просто уйти? Кто знает, что это за старуха? – обеспокоенно проговорил Слава.
– Давайте не будем торопиться, решать кто плохой, а кто нет. Тем более у меня нет страха, что она нам навредит. Просто у неё есть какой-нибудь дар. Например, видеть прошлое или будущее. Мало ли кто она? Да к тому же, тут намного приятней находиться, чем на улице, – проговорила убедительным тоном Марина.
– Но вы же понимаете, что что-то не так с этим местом? Деревья качаются будто от порыва ветра, но я не слышу шума ветра или скрипа веток, –настороженно проговорил Николай Сергеевич.
– У меня страх тоже куда-то пропал. Может с чаем что-то не так? Дорогая, я полностью с тобой согласен. Нужно дождаться утра. Всему своё время... – задумчиво повторил слова старушки Слава.
Огонь в печи стал угасать. Старушка, шурша, направлялась к ним в комнату.
– Ну что вы тут? Согрелись? – В руках у неё была железная миска с пирогами. Аромат только что испечённых пирогов разносился по комнате.
– Я вам тут пирогов испекла с вишней. Все их любят. Они помогают забыть плохое. – Старушка поставила миску на стол.
Все подошли к нему и сели. Посмотрев друг на друга, они молча взяли по пирогу.
– Я просто ваш проводник – готовлю вас в путь. Скоро вы сами всё поймете, если конечно захотите. Но я не вправе вам говорить то, что вы не готовы сами принять. Иначе вы просто запутаетесь, и этот день никогда не кончится. И вы снова и снова будете приходить в мой дом, мы снова будем пить чай с пирогами. Каждый раз вы будете всё забывать и смотреть на меня, как будто видите впервые, – проговорила Серафима Фёдоровна.
– Получается, мы уже были у Вас? Поэтому Вы столько знаете о нас? – спросила Марина.
– Получается, не получается, кто ж его знает?
– Старушка села в своё кресло и с некоторым ожиданием посмотрела на часы, которые висели на стене.
– У каждого своё время, а у вас – одно на всех, –пробормотала старушка чуть слышно, закрыла глаза и уснула, чуть раскачиваясь в кресле.
За окнами раздался стук копыт – чётко и даже как-то громко. Силуэт всадника мельком пронёсся в окне. Через секунду дверь в комнате распахнулась. Там стоял человек в цилиндре и длинном плаще, высокого роста, с голубыми, как небо, глазами, приятным лицом. Он им улыбнулся и, протягивая Марине руку в поклоне, приветливо произнёс:
– Простите, что побеспокоил вас, но если вы закончили, нам пора. Я не люблю опаздывать и уж вам точно ни к чему. Час пробил! Попрошу за мной!
Они по-одному последовали за незнакомцем, но не успели даже закрыть за собой дверь, как очутились в чудесном саду. Там гуляли люди, звенели ручьи. В небольшом пруду плавали чёрные лебеди. Дети и взрослые кормили птиц. У всех на лицах была улыбка, было спокойно и легко. Не появилось даже мысли спросить, как незнакомец это сделал, что это за место и зачем они здесь. Безмятежное спокойствие охватило их души. Ощущение счастья разливалось по их телам. Они смотрели по сторонам, встречались взглядами с людьми, которые приветливо кивали им.
– Какое чудесное место! Я как-то в детстве видел сон. Здесь почти всё тоже самое. Просто невероятно! – удивлённо воскликнул Николай.
Пройдя пару шагов, Слава увидел своих родных, сидящих за одним столом. Все пили, ели, рассказывали интересные истории и шутили. Они позвали его к себе. За столом было свободное место, словно его ждали. Столовые приборы поставили на стол, налили ему вина. «Мы никогда так не собирались», – подумал Слава. Когда он обернулся посмотреть на Николая и Марины, то никого не увидел. Да он почти и забыл, что с кем-то был. Он присоединился к шумной компании. Он был счастлив.
Незнакомец шёл впереди Марины, не оборачиваясь. Его плащ развевался на ветру, словно в полёте. Марина перестала чувствовать землю. Её шаги стали лёгкими и невесомыми. Оглядевшись по сторонам, она увидела знакомые места, как будто была тут совсем недавно. Замедляя шаг, незнакомец посмотрел на неё и сказал:
– Тебе пора обратно. Мы не выбираем, нас выбирают. Возможно, мы ещё увидимся. Все возвращаются. Ты не закончила то, что должна.
Только он проговорил эти слова, как всё резко изменилось. И она очнулась от жуткой боли, пронзившей всё её тело. Не сдержав боль, она застонала.
– Ммм… Что случилось? – Чуть приоткрыв глаза, она увидела рядом с собой окровавленного Славу, неподалёку лежал Николай Сергеевич.
Машина была вся измята и лежала внизу небольшого обрыва. К ней постепенно стала приходить память. Она вспомнила, что они поехали в гости к её родителям, чтобы сообщить им прекрасную новость – она ждёт ребенка. На ледяной дороге машину понесло в кювет. Сбив дорожный знак, машина перевернулась и свалилась в овраг. Она ничего не могла произнести, слёзы полились сами собой. Она поняла, в каком месте все они побывали. Звук сирены она услышала сквозь сон… Носилки, доктора, ещё какие-то люди… Все куда-то спешили и кричали.
Наступило утро. Марине показалось, что это был просто дурной сон, что на самом деле ничего не произошло, что она не встречала милой старушки и странного незнакомца. Мысли путались, было трудно понять, что правда, а что нет.
– Вот Вы и пришли в себя! Доброе утро. Вам крупно повезло, ребёнок тоже не пострадал. Просто чудо какое-то! – радостно воскликнул врач.
– Простите, где я? Где Слава, Николай? Что произошло? – негромко спросила Марина.
– Вам не нужно волноваться. Вы в больнице. Мы связались с Вашими родителями. Они скоро будут здесь, – спокойным голосом ответил врач. – Мне очень жаль, я соболезную Вашей утрате. Вы разбились на машине, в живых остались только Вы. Остальные погибли на месте. Вам сейчас нужно подумать о ребёнке, – проговорил врач, взяв её за руку.
– Почему это случилось именно со мной? – Глаза заблестели от слёз, Марина стала плакать, оттого что она ничего не могла изменить.
Эта жуткая реальность безжалостно рвала её душу на части. Она закрыла глаза, чтобы немного успокоиться и увидела Серафиму Фёдоровну, которая, словно заклинание, повторяла: «Каждому своё время…»
Через час приехали родители Марины, стали обнимать её и плакать.
– Господи, какое же горе случилось! Хорошо, что ты не пострадала! – в истерике восклицала мама.
Отец, сдерживая слёзы, рассеянно смотрел по сторонам.
Через неделю Марину выписали из больницы, и она с родителями поехала домой. Проезжая перекрёсток, она обратила внимание на дом. По виду он был самым обычным. Собака сидела на цепи у будки и приветливо махала ей хвостом. На крыльце стояла старушка, одинокая и уставшая от жизни. Нет, это была не Серафима, а «ещё одна исписанная книга судьбы», которая ждала своей очереди. Ждала безымянного всадника на коне и в чёрном плаще, который отведёт её в собственный рай. Туда, где люди даже не понимают, что их больше нет. Остаётся только память о них, исписанные черновики каждой человеческой жизни.
Марина думала обо всём этом. Она теперь точно знала, какую главу ей нужно продолжить, чтобы жить по-новому. У каждого свой путь, но не каждый умеет правильно его понять.

07.08.2017 год