Смотреть с луны, чтобы не шалили

Олег Намаконов
Продолжение разговора с внуком, «Билет в будущее».
 
- Деда, а над чем сейчас работают специалисты предприятия?   
- Владик, наши заводы, цеха и лаборатории работают над несколькими важными перспективными проектами, но пока работы не завершены и не проведены все меры по защите интеллектуальной собственности – это коммерческая тайна предприятия. А вот то, что уже на выходе, где защитные регистрационные меры осуществлены и проходит «шлифовка» показателей, мы сможем посмотреть и даже пощупать своими руками.

Например, пойдем и  посмотрим, как работают гигантские электронный микроскоп и телескоп, которые производят увеличение  до миллиона крат.

– Деда, что даже с Луны можно меня увидеть и номер машины прочитать?   
- Да, сможем,  как только агрегат на Луну доставим и будем на Землю смотреть, чтобы здесь не шалили. 

А сейчас, давай-ка глянем на нашу соседку с Земли, но при одном условии, все, что ты увидишь в цеху, в лаборатории и даже на Луне – это государственная тайна,  и никому об этом нельзя говорить. 

– Ни сестрам и бабушке?
– Никому, ни сестрам, ни бабушке, ни тем более своим одноклассникам, все, что ты увидишь – это пока большой секрет. Придет время, когда все проверим, все ли мы правильно сделали и делаем, вот тогда всем об этом расскажем и даже покажем, а пока это черновая работа только для специалистов.

Ты заглянешь в будущее, потому что находишься при мне, как «младший научный сотрудник», поэтому все твои замечания и предложения также будут учтены. Придется надеть белый халат, а на обувь бахилы, здесь чистота -  залог безотказной работы электронных систем и приборов, где производственная пыль недопустима.   

Я наблюдал, как загорелись любопытством глаза ребенка, которому еще нет и десяти лет, увидевшему громадный сборочный корпус с двумя мостовыми кранами под потолком,  и как производственным персоналом производится конструктивная сборка разных элементов большого агрегата.

Подойдя к сборочной площадке космического телескопа, я попросил Михалыча, инженера-испытателя, навести телескоп на цель №5. Михалыч сел в специальное рабочее кресло и прильнул к окуляру  телескопа  и медленно штурвалом подвел прибор к лунной поверхности и сказал:
- Владик, садись в кресло и изучай тайны лунной поверхности. 

– Деда,  я вижу «Луноход - 1», который был отправлен на Луну 17 ноября 1970 года. Уже 40 лет прошло, а он, смотрите,  стоит как новенький. Нужно на Луну лететь и возвращать луноход  на Землю и выставить его в лучшем музее страны.

Деда, а ты знаешь, наш первый луноход десять месяцев отработал при температуре до минус 150 градусов по Цельсию и передал на Землю 20 тысяч телевизионных изображений и 200 телевизионных панорам, с его помощью было проведено более 500 исследований лунного грунта.  Наш луноход, изучая Луну, преодолел  более 10 километров, поэтому этого космического трудягу нужно обязательно вернуть на Землю.  Мы ходили с классом в Планетарий и нам об этом рассказали.

– Твое предложение принято к рассмотрению, будем изучать, и думать, как и чем его осуществить.

Деда, этот телескоп действительно мечта любого астронома, чтобы  «пошарить» по небу и найти новые звезды или кометы, а зачем нужен такой же мощный микроскоп?   

- Владислав,  чтобы лучше понять устройство мира, более 100 стран сбросились по кругу в шапку и собрали шесть миллиардов долларов, которые вложили в строительство Большого андронного коллайдера, который расположен на глубине 100 метров под землей и проходит через территорию двух стран – Франции и Швейцарии с длиной окружности около 27 километров. (начали строительство в 2001 году, а 21 октября 2008 его завершили).

Это многоцелевой исследовательский центр, на основе которого создаются и экспериментально подтверждаются разные теории, как я выше сказал,  чтобы нам лучше  понять, как устроен наш мир. 

Если говорить в двух словах – это самый большой в мире ускоритель заряженных частиц на встречных пучках, предназначенный для разгона протонов и тяжелых ионов и изучения продуктов их соударений…

Продолжение следует в статье "Поймать и увидеть шпиона".