Нормальная экономика

Георгий Томберг
Постоянно идут споры о лучших формах организации народного хозяйства. Одни намертво стоят за капитализм, другие проповедуют социализм, третьи молятся на шведскую систему, четвёртые – на китайскую модель… При этом исходят из умозрительно заданных критериев «нормальной» экономики. И все попадают в непроходимые ловушки, расставленные самой человеческой природой экономической деятельности. Поэтому заранее определить «нормальную» экономику невозможно. Реально лишь определить, какой она не должна быть.
Нынче общепринято, что современная экономика – рыночная. Некий студент из Казахстана в своём реферате https://revolution.allbest.ru/economy/00471598_0.html шестью пунктами описал «рыночную экономику». Используем его труд.

«Основные признаки и модели современной рыночной экономики
Рыночная экономика - это хозяйственная система, основанная на добровольном сотрудничестве индивидов, на прямых связях между самостоятельными производителями (продавцами) и потребителями через свободную куплю-продажу.

Важнейшие признаки современной рыночной экономики можно свести к шести пунктам:
1. Основа экономики - частная собственность на ресурсы. Именно на этой базе главными действующими лицами в экономике являются индивидуальные, партнерские, акционерные и частно-государственные предприятия.
2. Свобода и материальная ответственность предпринимателей, при которой каждый желающий может заниматься законной предпринимательской деятельностью, принимать самостоятельно решения и нести ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности.
3. Свобода выбора экономических партнеров и покупаемых товаров и услуг, причем решающее слово принадлежит потребителю. Именно его выбор определяет, что и сколько должна производить экономика.
4. Личная выгода участников экономических связей. Она является лучшим стимулятором человеческой инициативы, активности, изобретательности.
5. Саморегулирование экономики рыночными факторами (свободно складывающиеся цены, свободная игра спроса и предложения, конкуренция).
6. Минимум вмешательства государства в экономику. Чем меньше государство вмешивается в экономику, тем меньше помех для рыночного саморегулирования, меньше бюрократизма, коррупции, увиливания от налогов, а значит больше стимулов к творческому поиску, энергичному труду и новаторству».

Под термином «частная собственность на ресурсы», видимо, следует понимать частную собственность на средства производства – от марксистской терминологии у нынешних экономистов скулы сводит. Впрочем, под «ресурсами» можно понимать и рабочую силу (интеллект, знания), с которой работник вступает в «партнёрские» отношения с работодателем.
Итак, пункт 1 провозглашает парцеллярность экономики, её дробление на множество частных владений. Вот только эта эпоха безвозвратно ушла вместе с XIX веком и остатками независимых рыночных отношений, уступив место монополизации. Сейчас экономическую жизнь планеты определяет не свободный рынок, а группа транснациональных финансовых корпораций, по своей прихоти обрушающих рынки и курсы валют целых регионов – как это не раз проделывал Сорос. Можно ли назвать нормальной экономику, в которой благосостояния стран приносятся в жертву личным интересам финансового спекулянта? Нет, это безумная экономика.

«Свобода и материальная ответственность предпринимателей» при капитализме оборачиваются непрерывным переделом собственности, сопровождаемыми гигантскими, но тщательно скрываемыми потерями реального сектора экономики. Если конкурент не спешит обанкротиться, задача каждого успешного бизнесмена – помочь ему в этом.
Потребителю принадлежит «решающее слово» в выборе товаров, навязанных агрессивной рекламой. Прежде всего это касается лохов, больных шопингом бытовухи. Их заставляют раз в 5 лет менять автомобили – «старьё непрестижно». Их заставляют покупать вредную и ядовитую пищу (она гораздо рентабельнее в производстве, нежели качественная, доступная лишь «сливкам общества»). Их заставляют давиться в очередях «чёрных пятниц» и предпразничных распродаж по бросовым ценам. Реальной свободы выбора товара у потребителя нет – им управляют рекламные психологи.

Личная выгода, как лучший стимулятор инициативы и прочих хороших качеств экономически активного человека. Бред. То, что было справедливо во времена Робинзона Крузо, нынче оборачивается уничтожением естественного плодородия почв, насаждением непроверенных толком генно-модифицированных продуктов, неудержимым сведением лесов, разбалансировкой экономики. Пример – личная выгода побудила американских бизнесменов перенести производство в Азию. Что сейчас выпускает американская промышленность? А британская?
Трамп попытался вернуть хотя бы часть материального производства в Штаты – получил холодную гражданскую войну. Ничего личного – просто бизнес.
У нас в России личная выгода выхлёстывает нефть, газ, лес, руды и металлы на потребу иностранному капиталу, в страны НАТО – неизбежного нашего военного противника.
Безусловно, первую, вторую и большинство прочих скрипок в этом оркестре играют крупные, олигархические конгломераты. Мелкому бизнесу отводят роль подбирателя корок со стола толстяков. При этом чиновничество также играет активную экономическую роль – в целях личной выгоды, конечно. Нормальная экономика? Не надо так… шутить.

«Свободно складывающиеся цены, свободная игра спроса и предложения, конкуренция» - если и наблюдаются, то в самом низу экономики, среди мелких предпринимателей, которым милостиво позволяют выжить. Все серьёзные экономики нынче зарегулированы, во всех странах осуществляется планирование, иначе «личная выгода» давно бы уже разнесла эти страны вдребезги.
Россия, вернее, «экономисты», посаженные на министерские посты, предали анафеме планирование, как совковую атрибутику, отчего до сих пор не восстанавливается в необходимом объёме отечественное станкостроение, почти погибшее в 2008-2010 гг., т.е. уже при Путине.

«Минимум вмешательства государства в экономику»… Вопрос на засыпку – какая компания работает эффективнее – государственная или частная? Большинство проголосуют за частную. Может быть, в Германиях и Италиях так оно и есть, но не у нас в России. По опыту 17-летней работы в «ООО» могу сказать, что менеджеры разводят гораздо больший бардак, неразбериху и воровство, нежели профессиональные производственники советских заводов. «ЮКОС» часто приводили в пример, как наиболее эффективную компанию… Друзья, которые там работали, говорили, что юкосовский бедлам намного бессмысленнее и агрессивнее, нежели «советская социалистическая бесхозяйственность». Собственно говоря, у крупного частного бизнеса хозяина нет – управляют наёмные менеджеры, временщики. И отчёты они пишут таким же временщикам, только рангом повыше и с «золотыми парашютами».
Современной компанией, особенно слепленной из разнородных по профилю предприятий, один человек и даже какой-нибудь совет директоров (представителей, наблюдателей и пр.) управлять не в состоянии. Ни за какую зарплату – слишком многому ему придётся учиться, жизни не хватит. Значит, хозяйством управляют дилетанты. «Нормальная экономика»?

Вообще, что нужно нам от нормальной экономики?
Минимальная инфляция. Определённый её уровень неизбежен, особенно в развивающихся экономиках, но это не 5, 10 или 20%. Такую инфляцию генерируют частные банки, преследуя «личную выгоду» акционеров. Их стараниями удушается всякая экономическая активность в реальном секторе, процветают лишь финансовые спекулянты, да торговля кое-как держится на плаву. Значит, частных банков, как ОПГ, быть не должно.
Доступность энергоресурсов. Чем ниже стоимость бензина, тем активнее бегают фуры, интенсивнее товарообмен, ниже цены на то, что завозится в магазины. А это значит – никаких частных фирм в ТЭК быть не должно, единая энергосистема должна быть восстановлена – с ликвидацией промежуточных «рогов и копыт», а Чубайс сесть пожизненно в одиночку. Или – на выбор – копать золотишко для страны на вольном колымском воздухе.
Бензин дешевле бутылки молока и булки хлеба? Так оно и должно быть, ибо стоимость топлива закладывается в стоимость конечной продукции. А вот модернизацию и финансирование отрасли в целом можно вести за счёт отчислений из прибыли предприятий конечного передела сырья (производителей готовой продукции).
То же относится и к транспортной системе страны. Частными могут быть только участки дорог от шоссе к личному дому. Или хозяйству. Всё прочее – муниципальное (внутренние дороги) или только государственные, бесплатные (магистральные). При желании всегда можно найти механизм финансирования дорожного хозяйства. И уж никаких частных железных дорог и авиакомпаний!
Что ещё? Связь. Наравне с частными фирмами должна быть одна государственная, способная обеспечить бесперебойную связь в чрезвычайных обстоятельствах. Частные фирмы для этого слишком дороги.

Осталось немного, но малоочевидное. Госмонополия на недра – определённые виды полезных ископаемых остаются государственной собственностью, частнику оплачивают только добычу и переработку до конечного продукта.
Воды, леса, земли – в государственной или муниципальной собственности. Земля может быть только арендована, но не куплена.
Это не социализм – его, как такового, ещё не было. Это – социализированный капитализм, позволяющий проявлять инициативу там, где она полезна для общества и обрубать руки экономическому жулью. Более нормальная экономика, нежели то, что устроено в России на сегодня.

Да, совсем выпустил из виду – уголовное наказание за агрессивную рекламу. Она уничтожает свободу личности.