Мастер и Маргарита, про что шедевр?

Александр Васильевич Гринь
      
       Двенадцать лет работал М. Булгаков над этим бессмертным произведением. Публикация романа даже с купюрами весьма взволновала читающее население планеты. Для своего места и времени вещица оказалась столь свежа и оригинальна, что породила особенную эзотерическую семантику, которая до сих пор будоражит воображение. Почему? Какая неуловимая скрытая сила заставляет новые поколения вчитываться в эту сказку? Этот классический феномен пытались разгрызть многие критики, но дело так и кончилось ничем. До настоящего времени никто с уверенностью ничего сказать не может на тему о главной идее, запрятанной в эти строки.

Для примера, попробуем в сети интернет различные мнения поискать. «Поскольку главным героем романа является Мастер, писатель, то разумно предположить, что основной темой является тема искусства и пути художника».
Второе распространённое мнение состоит в следующем: «Некоторые литературоведы считают, что основным смыслом этого мистического произведения является вечная борьба между добром и злом. По Булгакову получается, что добро и зло на Земле всегда должны находиться в равновесии. Иешуа и Воланд олицетворяют собой именно эти два духовных начала».
Наша любимая википедия в этом вопросе, похоже, вовсе запуталась. «Булгаковеды отмечают, что основным источником, повлиявшим на интонацию, структуру, поэтику «Мастера и Маргариты», является «вся жизнь».

Поэтому количество ассоциаций с произведениями художественной литературы, возникающих при чтении отдельных глав, сцен и эпизодов, приближается к «бесконечному числу». (Это- по источнику Лесскис Г. А. ТриптихМ. А. Булгакова о русской революции: «Белая гвардия», «Записки покойника», «Мастер и Маргарита». Комментарии. — М.: ОГИ, 1999. — ISBN 5-900241-35-1).

В — названии, господа! Тут надо искать ключ к правильному пониманию.

Смотрите сами, — конец 20-х годов и — плюс 12 лет. «Революция, о которой так долго говорили большевики", наконец,не только «свершилась», но и показала первые свои плачевные результаты. Булгаков с удивлением замечает, что революция в природе человеческой ровным счётом ничего не изменила даже в среде творческой интеллигенции. Пошлость, мелочность, предательство и корысть так же властвуют над миром, как и в дореволюционный период. Только ещё хуже стало. Интеллигенция с её романтизмом по-поводу «святости» революции в стиле блоковского «Двенадцать» круто получила «по сусалам». И это заставило умы искать новые основы в общечеловеческом существовании.

Конечно, М. Булгаков об этом тоже думает на изломе исторических смыслов. И открывает для себя удивительную истину. Так в чём же она?

А только в том, что вся эта человеческая пошлая мишура, в том числе культурно-художественная и даже религиозная стоит всего на двух столбах, - двух высших инстинктах гуманоидного комплекса, составляющих самое важное и основное в эволюционной природе человека.

«Мастер» у Булгакова — символ творчества, а «Маргарита» — символ любви, платонической, главным образом, и — немного секса в котором. Платоническая любовь у Булгакова в определении своём распространена на всю любовь человека к человеку и человечеству в целом. Такой любовью исполнен и Мастер, и Иешуа, образы которых намеренно находят слияние по смыслу.

Творчество и любовь — два вечных начала человека, пробивающих себе дорогу сквозь все исторические эпохи, упадки и свершения. «Рукописи не горят» — эта формула утверждает самый великий вечный смысл существования человека познающего, человека любящего и созидающего.

Как же тут не заметить, что даже сам всесильный Воланд просто слуга любви и творческого начала в человеке? Да, он приходит временами в этом мир, чтобы встряхнуть пошлость, сжечь её в керосиновом пламени волшебного примуса. Единственно над чем не властно время — это женская красота, зовущая мастеров к творчеству и к торжеству творчества в вечности. («Рукописи не горят»).

Может и видел Булгаков в Воланде самого Сталина. Может даже Булгаков в том числе так у Сталина себе покоя испрашивал и защиты от травли со стороны творческого союза писателей. Возможно и такое, на что с радостью поспешил поставить акцент известный в некоторых кругах литературный критик Дмитрий Быков. Но это не главное. Главное в литературном произведении всегда открытие новых форм подсознательной или вполне рациональной семантики или открытие существенных, но неизвестных закономерностей социального бытия.

  Главное то, что смерть никогда не успевает запретить истинному Мастеру шагнуть в вечность.

Пафос Булгакова в предположении двух человеческих начал величественен.

На балу к ногам Маргариты символично падает всё, — и прошлое, и будущее, все великие достижения и все мерзости подлунного мира. Она истинная царица этого бала, зовущая Мастера к свершениям и единственно способная жалеть Мастера в его фатальной роли. Иешуа с необходимостью развития главного мотива приобретает в романе смысл любви вообще. Любви всесильной, неуничтожимой, но жертвенной, готовой пожалеть даже своего мучителя.

Мастер приходит в этот мир так же, как Иешуа, — с любовью, верой и на муки. Чем воздаётся ему? Только вечностью и иногда трудной истинной любовью, на которую не способны сильные мира сего, грязно предающие в себе самые прекрасные душевные порывы, и больше ничем, что, в общем то, ни мало. Магия булгаковского литературного стиля мягко и незаметно проникает в подсознание читателя с багажом скрытого смысла.

Тут сам Булгаков — Мастер, которого аналогично не разглядела современность. Может время ещё не пришло? Или, так и не придя к нам, уже ушло безвозвратно?