О Болонской системе образования

Антон Класин
Болонская система высшего образования - это система унифицированных образовательных стандартов в Европейском пространстве, направленная на расширение доступности высшего образования, повышение степени мобильности студентов и преподавателей, улучшение качества образования и уравнивание конкурентоспособности на рынке труда каждого из выпускников вузов, в странах участницах Болонского процесса, порождение глобализации, интеграции и мирового рынка труда. На сегодняшний день, Болонскую декларацию приняли 48 стран, в том числе и Россия. Но так ли Болонская система совершенна? Может ли единая система высшего образования быть одинаково эффективной в совершенно разных регионах и культурах? В данном эссе выделены основные достоинства и недостатки Болонской системы высшего образования и предложены ответиты на вопросы, нужна ли Болонская система и чего ей не хватает до совершенства.

Начнем с главного и самого интересного аспекта рассматриваемой проблемы: стандартизации. Унификация образования - прямое следствие интеграции европейского рынка, естественное стремление к повышению мобильности кадров, дающая возможность субъектам европейского рынка труда равные конкурентные возможности. Также общие образовательные стандарты дают возможность академического обмена студентами между вузами, в том числе иностранными, а преподаватели, в свою очередь, могут получить опыт работы в другой стране. Наверняка читатель согласится со мной, что, на фоне изменений, происходящих в мире, его постепенного объединения и стирания границ между странами и культурами, это закономерный и совершенно необходимый процесс. В этом и состоит самое главное достоинство и ключевая, по моему мнению, идея, цель введения Болонской системы высшего образования. Однако, с другой стороны, за кажущейся безупречностью и пользой подобной единой системы кроется ее самое уязвимое, непрочное место: сложности в адаптации этой системы в столь поликультурном пространстве, разрушение устоявшихся стандартов и, порой, тяжелая борьба с неприязнью новизны и каких-либо нововведений. Особенно ярко эта проблема проявилась в России в виде путаницы в образовательных программах, рудиментарного специалитета и, кажется, недостаточной информированности преподавателей о нововведениях и их непонимании самой сути Болонской системы. Кроме того, диплом, полученный студентом в России, пока совершенно не имеет веса в Европе. И хотя члены Болонского процесса планируют в ближайшем времени юридически унифицировать дипломы всех стран-участниц, пока это только планы.

Следующей важной особенностью является деление высшего образования на две степени: бакалавриат и магистратура. По моему мнению, это чрезвычайно полезно в условиях непрерывно изменяющейся конъюнктуры рынка, ведь у выпускника, в случае не востребованности его специальности, появляется возможность на базе уже полученных знаний получить другую специальность или, напротив, получить более узкую специализацию в его области и, соответственно, более углубленное знание предмета. Это определенно один из плюсов Болонской системы. Но, как бы хорошо все ни звучало, тут же появляется вопрос: а благоприятно ли сокращение времени обучения, ведь, как правило, студенты довольствуются степенью бакалавра, сказывается на знаниях учащихся и их профессионализме в качестве будущих работников? Я думаю, что отсутствие узкой специализации у бакалавров может привести к трудностям в их будущей работе и, возможно, недостатку знаний, необходимых в их области. А это уже минус.

Немаловажной чертой Болонской системы является особая система оценивания знаний: так называемая, система "кредитов". "Кредиты" - это баллы, которые студенту необходимо набрать для того, чтобы перейти в следующий семестр и, в конечном, итоге получить диплом. Причем для обязательных предметов установлен порог необходимого количества "кредитов", а остальные "кредиты" студент может получить, как он пожелает, даже за достижения в спортивных соревнованиях. С одной стороны, подобный подход делает образовательную программу более гибкой, и позволяет студентам самим выбирать, что изучать, исходя из своих интересов и предпочтений. С другой стороны, много ли Вы знаете студентов, действительно заинтересованных в учебе, стремящихся получить как можно больше полезных и интересных знаний и навыков? Студенты скорее будут искать легкие пути набора дополнительных баллов, совершенно не получая при этом необходимых знаний. Кроме того, сухое число кредитов, полученных студентом за время его обучения в вузе, совершенно ничего не говорит об уровне его образования. Поэтому систему кредитов нужно отнести скорее к числу недостатков, нежели достоинств Болонской системы.

Болонская система подразумевает повышение степени самостоятельности студентов в изучении дисциплин, преподаваемых в вузе, уменьшение аудиторных часов. Снова вопрос к добросовестности студентов. Крайне маловероятно, что студенты, пышущие молодостью, будут использовать свободное время для обучения. Возможно, лишь немногие из большинства. А это крайне неблагоприятно сказывается, опять же, на качестве образования.

Наконец, переходим к последнему и самому спорному моменту из рассматриваемых в данной работе - ориентация образования не на знания, а на их продажу. Как уже не раз было отмечено, Болонская система больше ориентируется на рынок и на успех выпускников на нем. Студенты превращаются не в свободно мыслящих людей, а в рядовых рабочих пчелок. Стоит отметить, что даже на официальном сайте Болонского процесса "способствование трудоустройству студентов" выделяется как первостепенная цель Болонской системы. Хорошо это или плохо - я не знаю и не могу знать. В условиях современности - однозначно. Однако Болонская система пагубно сказывается на становлении личности и свободного, гибкого мышления, не подогнанного под образовательные стандарты, ограниченного ими, как стенами темницы.

Таким образом, Болонская система - замечательная, но пока еще не совершенная и очень слабая образовательная система, которой, в первую очередь, не достает грамотных критериев оценивания знаний, совершенствования системы бакалавриат-магистратура, разумного построения образовательных программ и стимулов для студентов к обучению. Возможно, со временем идея единых международных образовательных стандартов приблизится к совершенству. Однако в настоящее время, к сожалению, она далека от достаточного уровня эффективности.