Равновесие справедливости М. Рабина в теории игр

Антон Класин
Мэттью Рабин (родился 27 декабря 1963) – профессор поведенческой экономики в Гарварде и Гарвардской школе бизнеса. В 2001 году был награжден медалью Дж. Б. Кларка, а в 2006 – премией имени Джона фон Неймана. Исследования Рабина направлены, в первую очередь, на включение более реалистичных психологических допущений в эмпирически применимую экономическую теорию. В числе особенно интересующих его тем находятся ошибки в выводах на основе статистических данных, эволюция верований и религий, влияние контекста на выбор и предпочтения, предпочтения, зависящие от информации, и ошибки в выводах, которые люди делают в рыночных и «лабораторных» условиях. Использовал для прогнозирования в психологии решения так называемый «квази-Байесовский подход», с помощью которого предлагал находить вероятность того, выбирает человек общение в теории игр или умалчивание информации (гипотезы А и В).

Рассказывая о том, кто такой Мэттью Рабин, необходимо упомянуть его статью «Включение справедливости в теорию игр и экономику», сделавшую его знаменитым в университетских кругах. До выхода статьи в свет экономисты и теоретики использовали в моделировании поведения два стандартных предположения: рациональность и самостоятельность. Не смотря на то, что экспериментальные свидетельства указывали на ограниченность рациональности и «личного интереса», данные рабочие гипотезы продолжали использоваться. Например, исследователями в области теории игр было выявлено, что эгоистичные игроки в «Ультиматуме», которые принимают любое положительное предложение, в реальности отказываются от 20% пирога, даже если он имеет внушительные размеры, что противоречит идее рациональности. Результаты исследований просто игнорировались.

Рабин прибегнул к другому подходу, использовав экспериментальные доказательства для выведения функции полезности, учитывающей справедливость. Скажем, ответчики отклоняют предложение в 5% пирога, так как считают обмен в отношении 95:5 «несправедливым», и отказываются от деления, стремясь тем самым «наказать» обидчика. В дилемме заключенных по Рабину происходит похожая ситуация: игроки сотрудничают, потому что так всем хорошо, это честно и справедливо. Таким образом, Рабин включил некий элемент здравомыслия в стандартную теоретическую модель.

Ключевая идея Рабина состоит в том, что люди ни альтруистичны, ни эгоистичны все время. Скорее, их взаимодействие похоже на взаимную справедливость: люди хорошо относятся к людям, которые хорошо отнеслись к ним, и учитывают то, что человек когда-то нанес им вред в принятии решения. Вопрос в том, как включить это в модель.

Результаты, которые дает эта модель в стандартных играх «Дилемма заключенного», «Ультиматум», «Цыпленок», оказались совершенно противоположными равновесным в традиционной модели Нэша. Кроме того, экспериментальные данные доказывают, что они, к тому же, более вероятны. Рабин доказывает существование равновесия справедливости на примере невозможности поддерживания фирмами монопольных цен (что подтверждается во многих экспериментах, например, «Ruffle» (лотерея) 2000 года).

Самое примечательное в работах М. Рабина то, что он бесстрашно предлагает модель, считающуюся провокационной и ошибочной, стойко выдерживая обрушивающиеся на него шквалы беспощадной критики. Коллеги и студенты отзываются о нем как о милом и очень скромном человеке, не жалеющем времени ни для кого и, в то же время, полностью посвящающем себя своей работе.