Брусника

Николай Шустиков
  Гомон в салоне автобуса смолк только тогда, когда свернули с трассы на просёлочную дорогу в сторону леса.
 –Давай поближе к кусту, в тенёк. Вот-вот, здесь и затаборимся, – советовал бывалый Володя.
 Машина, подпрыгнув на кочке, остановилась. В открытую настежь входную дверь ворвался свежий, прохладный, пропитанный запахами осени воздух. Из салона наружу, уставшие от долгой дороги, загруженные рюкзаками, вёдрами и коробами повалили ягодники. Природа приняла их в свои прохладные ароматные объятия.
 –А точно это то место? – поинтересовалась у Володи Гутя, заядлая любительница брать ягоду и грибы.
–Да что вы, я сюда уже лет десять езжу и нынче приезжали, ты же с нами была Гутя, неужто не узнаёшь? Вот смотри, тропинка и камень, о который ты запнулась, убегая от медведя, и ягода, рассыпанная в траве лежит, не высохла ещё. 
–Ха-ха-ха!!! – раздался дружный смех сослуживцев. Многие были очевидцами, той смешной сцены, когда Гутя с пронизывающим воплем – Помогите!!! – с полным ведром брусники неслась по тропинке из леса. Немного не добежав до лагеря, запнулась, упала, быстро обернулась и, не обращая внимания на смех сидевших у костра сослуживцев, встав на коленки, быстро начала собирать рассыпавшуюся ягоду.
–Смейтесь, смейтесь, посмотрим, на чьей улице будет сегодня праздник.
–А ты что, сегодня у сына «комбайн» взяла?
–Не кудахтай, я и руками больше тебя наберу, жаль короб маленький.
–Ничего у меня двухведёрный. Подсобишь набрать?
–Размечтался, я лучше Мишке-водителю отсыплю.
–Ладно, Михаил, оставайся кашеварить. Пойдёмте, а то времени много уже,– забросив на спину алюминиевый короб под ягоду и взяв ведро с «комбайном», выдвинувшись вперёд, сказал Володя.
 Все ягодники, проделав тот же ритуал, по одному потянулись за ним. И только Гутя замешкалась, вытаскивая из своего рюкзачка ситцевые платки.
–Зачем они тебе в лесу? – спросил Михаил.
–Как же, вёдра завязывать, а то пока несу ягоду, мусор всякий нападает, потом откатывай дома.
–Ты же всё равно будешь перебирать. Знаем мы тебя чистоплюйку.
–А как же, жучки, паучки, гусеницы, не варить же их вместе с листьями и палками?
–Варенье наваристей будет.
–Ладно, пойду я, а то не догоню своих-то, будут ещё дожидаться, а время идёт.
 Её никто и не ждал, все знали, что Гутя в лесу ходит одна и, найдя курешок крупной ягоды, никогда не позовёт помощников собрать. Сама к другим не лезет и к себе никого не подпускает. Кричать и аукать её бесполезно, глуховатая она, а на ягоду и грибы везучая, бегая по лесу, быстро находила и собирала, никогда не ворачи-валась пустой или последней.
 Вот и в этот раз Михаил только сварганил супец и снял чай с костра, а на тропинке  уже появилась Гутя, неся тяжёлое перевязанное цветастым платком жёлтое эмалированное ведро.
Поставив поближе к огню чай, Михаил бросился на помощь.
–Как быстро. Неужели набрала?  Ну и как ягодка, дошла уже?  – подхватив ведро из рук Гути скороговоркой поинтересовался Михаил.
–Быстро, потому что внимательная, а дошла или нет,  не знаю,  кажется, белобокая ещё.
–Ты чего несёшь? Была на ягоде, …нет?
–Иду, смотрю, брусничника много, но какой-то голый весь, и куча ягоды лежит на тропинке. Огляделась, никого нет, думаю, кто просыпал. Собрала, в аккурат ведро. Вечёрось дождь был, ягодку обмыло.
 Подошли к табору, присели, видят, а из лесу ягодники их, по одному выходят. Подошёл сильно расстроенный Виктор.
– Видела, что делается, белую побил гад!
–Кто?
 –Друг твой, наверное, который тебя тот раз напугал, а мы думали - врёшь. Ты что, набрала? Ну, где?
–Места надо знать, а то медведь, медведь. Люди вытоптали её белую, вот тебе доказательство. Гутя развязала ведро: – Иду, смотрю - куча, кто-то, как и я в прошлый раз, просыпал, я и собрала.
–Дура, это же медведь и наклал!
–А я вам говорила: рано ещё, белая она, в прошлый раз кода приезжали посмотреть. А ты что? Дома дойдёт! Вот и покарал нас боженька, нельзя так с природой.
 Внезапно налетел ветер, небо почернело и из-за сопки на которую ходили ягодники выползла чёрная туча, накрыв спорящих холодным ливнем.
–Вот и поели, быстро в автобус! – прокричал Михаил.
–Права ты, ещё дед мой говорил: «Раньше сроку не ходи в лес, не топчи ягоды»,- пробурчал недовольный Виктор.
–Правильно, нас много, а зверья, ею питающегося мало, вот они и берегут её для себя.
–Правильно, неправильно, а нам теперь что делать, не вездеход ведь, как на трассу выезжать будем? – послышался голос Михаила.
2016 г.