Хазарус. От Чагур до Чуфут Кале

Олег Данкир
Чагур!!
     Музыкальный инструмент у аварцев.
     Есть ещё чагчана.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чагчана!!
     Музыкальный инструмент у аварцев (смычковый).
     Есть ещё чагур.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чалибы!!
     Возможно, что традиция греческих авторов пятого и четвертого веков относительно чалибов, кузнечного народа, может относиться к кавказским плавильщикам железа.
     Искусство плавления железа должно было сохраняться в секрете значительное время родами плавильщиков, с тем чтобы сохранить собственные привилегии.
     Поэтому, в то время как изготовленные ими изделия экспортировались, их техника сперва не распространялась за пределы Кавказа.
     Именно греки стали посредниками в торговле железом между Кавказом и северным Черноморским регионом.
     (Вернадский)
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чанг!!
     Струнный инструмент у хазар во времена княгини Ольги.
     Ча;ньго (чанго) — корейский ударный музыкальный инструмент, род двустороннего барабана.
     Состоит из деревянного полированного (иногда также лакированного) корпуса и 2 стянутых шнурами кожаных мембран.
     По форме напоминает песочные часы или две рюмки, поставленные вертикально одна над другой и соединённые основаниями коротких ножек.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чанго!!
     Венгерское название половцев.
     Венгерский ученый Мункачи пишет: «Команы были светловолосыми блондинами, и чанго, их вероятные потомки, сохранившиеся в Молдавии и Венгрии, ещё в столь слабой степени утратили эту особенность типа, что их антропологической характеристикой и до сих пор могут служить белокурые, иногда светлые, как лен, иногда рыжеватые, нередко вьющиеся волосы и голубые глаза, хотя субъекты с карими глазами среди них вовсе не редкость».
     Русское прозвище – половцы – происходит от слова «полова» - рубленая солома, что отражает цвет их волос – соломенно-жёлтый.
     Название «чанго» в грубом переводе с румынского или молдавского означает «скитальцы».
     Сами они считают своим предком вождя гуннов Аттилу (Ф. Вивиано 2006 г. Инт.).
     Они потомки кочевого народа, некогда пришедшего на развалины Римской империи, как и большинство нынешних европейцев: в этом азиатские истоки всей Западной цивилизации.
     От Арини до ближайшей страны, входящей в Европейский союз (Румыния войдёт в него в 2008 г.), — около пятисот километров.
     Современный мир — генная инженерия, исследования космоса, Интернет — сюда не проникает.
     Молдавские чанго хранят верность традициям, верят в магию и колдовство.
     Они живут в бесконечной Вселенной, раскинувшейся на тысячи километров к востоку, где законы и представления XXI века не властны.
     Из Википедии известен корейский ударный музыкальный инструмент Чанго (Чаньго).
     Из художественной литературы о Древней Руси известен под названием «чанг» струнный инструмент у хазар во времена княгини Ольги.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чанъань!!
     Около 555 г., китайцы записывают, что эфталиты уже покорены (Бичурин).
     Это известие опередило события, но, очевидно, оно соответствовало каким-то значительным изменениям в Средней Азии.
     Надо полагать, что китайцы были информированы не только тюркютами, но и иранским посольством, прибывшим в Чанъань в 555 г.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чаньго!!
     Ча;ньго, чанго — корейский ударный музыкальный инструмент, род двустороннего барабана.
     Состоит из деревянного полированного (иногда также лакированного) корпуса и 2 стянутых шнурами кожаных мембран.
     По форме напоминает песочные часы или две рюмки, поставленные вертикально одна над другой и соединённые основаниями коротких ножек.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чараберда!!
     Крепость.
     Католикос Виро, находившийся в селе Кагдарак, оставив всю находившуюся при нем церковную утварь, бежал в горы Арцаха (Карабах) и скрылся в крепости Чараберда.
     Здесь к нему явились послы от хазар шада с намерением насильно увести его с собой.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чат!!
     Chat. Male Turkic Khazarian names. (Brook)
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чатин!!
     Chat`n. Male Turkic Khazarian names. (Brook)
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чаха!!
     Так звали турецкого пирата, который угрожал около 1071 года Константинополю.
     Это когда император Алексей Комнин, потерпев страшное поражение от печенегов, постыдно бежал.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чач!!
     Ташкент, город.
     Границы тюркютской державы перед началом эфталитской войны определены также и Фирдоуси: «Все до берега реки Джейхуна от Китая его (Истеми) называли подателем справедливости.
     Военачальником (он был) о войском, казной и короной до Гульзариума (Сыр-Дарьи) от той стороны Чача (Ташкента)».
     Фирдоуси ясно говорит, что граница за Чачем (Ташкентом) проходила по Сыр-Дарье и одновременно указывает, что тюркюты достигли Джейхуна, т.е. Аму-Дарьи.
     В 563 г. Хосрой нанес тяжелое поражение эфталитам, а в 565 г. и Истеми начал решительные операции против них и первым делом захватил Чач (Ташкент).
     От кипения всадников в Чаче вода Гульзариула сделалась цвета розы (Firduosi).
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чдар Болкар!!
     Болгары.
     В «Новом списке армянской географии», относящейся ко времени не раньше конца VII в. в описании Азиатской Сарматии говорится: «В Сарматии лежат горы Кераунские и Гиппийские.
     К северу от них живут народы тюрков и болгар, которые именуются по названиям рек: Купи-Булгар, Дучи-Булкар, Огхондор-Блкар-пришелъцы, Чдар-Болкар.
     Эти названия чужды Птолемею».
     Название этого племени кажется очень извращённым так, что его трудно отождествить с каким-нибудь другим именем болгарских племён.
     Ближе всего оно стоит к наименованию хазарского города Семендера в Северном Дагестане, который носил имя обитавшего там болгаро-хазарского племени.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Челарёво!!
     Югославия.
     Петрухин В сообщает о том, что Челаревский могильник в современной северной Сербии с его сломанными кирпичами, имеющими образы меноры, шофара и Звезда Давида, содержит кости иудейских хазариев. (Брук)
     Как сообщает Павич, анонимный нотариус короля Белы, так же как и Абдул Хамид из Андалузии и Кинам, считает, что на территории Челарёво рядом с Дунаем проживало население тюркского происхождения (измаилиты), которое считало себя Потомками переселенцев из Хорезма.
     В Челарёво обнаружено захоронение VII-XI вв. Раскопки проводил доктор Исайло Сук в 1959 году.
     Он предположил, что это захоронение хазар, которые пришли с Чёного моря сюда, на Дунай, ещё в VIII веке.
     Вместе с другими еврейскими символами найдены в Челарёво, а также и в Крыму, найдена менора, изображение еврейского ритуального семиконечного светильника.
     Указывает на то, что некрополь в Челарёво принадлежит частично иудаизированным хазарам.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Челкар!!
     Озеро.
     Ибн Фадлан на своём пути к болгарам в 922 г., т.е. лет за тридцать до Константина Багрянородного, встретил печенегов близ р. Урала на берегу озера Челкар.
     По словам этого писателя, это были бедные печенеги, жившие разведением овец.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чен тчепетух!!
     Тчепетух.
     Начальник над войсками кагана на северо-западе, как сказано в Истории Себеоса, когда войска кагана в правление Хосрова Парвиза (590-628) помогали персам в войне с кушанами.
     Чен-тчепетух потом склонил к измене армянских нахарраров для борьбы на стороне греческого царя.
     Греческий царь, на помощь которому является тчепетух со своими полчищами и изменившими персам армянами, есть не кто иной, как император Ираклий, воевавший с Персией и в союзе с хазарами.
     Тчепетух Себеоса может означать то же лицо, что "джебу-каган" "Истории агван" и "зиевил" или "зигевил" византийских источников.
     Это предводитель хазар, подчиненный великому кагану севера, его наместник, второе лицо после кагана.
     Патканов видел во всех обозначениях этого лица различную передачу не собственного имени, а одного и того же титула.
     Наиболее верной из них он считает - джебу-каган.
     Патканов отмечает также, что турецкий каган у Менандра называется сильзибул, то же самое имя у Табари передаётся как син-джибу (Артамонов «Хазары и турки»).
++++++++++++++++++++++++++++++++
Черемисы!!
     Мари у Артамонова.
     Вызывает сомнение упоминание в письме Иосифа черемис (мари), которые под этим именем в других источниках известны только в русской летописи.
     Указанные географические и этнографические названия служат серьезным доводом в пользу соответственно позднего возникновения пространной редакции письма Иосифа (Артамонов).
     Во время царя Иосифа, т.е. в середине X в., Хазария была ещё значительным государством, хотя её прежняя мощь уже сильно пошатнулась.
     Границы своего государства царь Иосиф определяет следующим образом: на севере в состав Хазарии входят буртасы, болгары, сувары, эрзя (арису), черемисы, вятичи, северяне и славяне, под которыми, по-видимому, подразумеваются другие славянские племена.
     У караимов – чора – батрак, конюх, мискин – бедный, нищий - буквально батраки. (Ага М.Ю.)
++++++++++++++++++++++++++++++++
Черепа свиней!!
     На Маяцком городище обнаружены черепа свиней, замурованные в стену, предположительно, культового сооружения. Такие встречаются чаще у алан. (Винник, Плетнёва)
++++++++++++++++++++++++++++++++
Черкассы!!
     В переводе с тюркского языка означает воины-асы.
     Булгары, оставшиеся после разгрома Великой Булгарии хазарами на своей прежней территории на Северном Кавказе, после монгольского завоевания Восточной Европы вошли под названием черкасов в состав Золотой Орды.
     Под именем черкас известны были также полумагоматанские и полуязыческие обитатели страны, простиравшейся к северу от закубанских горцев, между берегом Каспийского моря и Кавказским хребтом”.
     Первые из черкас были потомками живших здесь ещё со времён Великой Болгарии булгар, в последствии они вошли в состав кубанских казаков.
     А вторые черкасы, о которых идёт речь в книге О.В. Ключевского, также были потомками булгар, живших на территории современного Дагестана в пределах Хазарского каганата.
     Они в последующем вошли в состав терских казаков (Р. Бариев).
++++++++++++++++++++++++++++++++
Черкесы!!
     Оттесненные ещё гуннами в горы Кавказа, аланы занимали бассейны верхнего и среднего течения Терека и Кубани, имея соседями на востоке Серир, а на западе адыго-черкесские племена, собирательное название которых было Кешек (касоги — по русской летописи.
     В черкесском предании говорится, что через несколько лет после победы «тамтаракайского» князя над «Ридадэ» адыгейцы (касоги) при помощи осов-ясов завоевали Тмуторокань.
     Относительно Кедарской земли, вероятно включая и Крым, в описании Петахии Регенсбургского (последняя трети XII в. (1175-1185 гг.) замечено, что там нет настоящих евреев, а живут только минеи.
     Этим словом называются манихеи, но в Талмуде им обозначаются сектанты.
     Возможно, это были остатки хазар-иудеев.
     Плано Карпини в 1245 г. упоминает, наряду с аланами и черкесами, на Северном Кавказе хазар (брутахии), придерживающихся иудейства).
--------------------
     Черкесы, как и хазары, были не теми черкесами, которых мы знаем сегодня, а черкасами, предками нынешних казаков.
     Черкесы в русских древних документах всегда означает не воинственный кавказский народ, а предков нынешних казаков.
     Один из самых больших казачьих городов так и назывался: Новочеркасск.
     Хазары, отчего-то считавшиеся исчезнувшими, частенько появлялись в летописях уже гораздо позже той даты, согласно которой их города были начисто уничтожены русскими князьями.
     В 1203 г. "Пошёл Мстислав на Ярослава с хазарами и касогами".
     Примерно к тому же времени относятся упоминания о хазаро-черкесском князе Георгии Чуло.
     (Антон R).
--------------------
     На догадку о черкесской народности коренных Хазар между прочим навёл нас рассказ Константина Багрянородного о хазарском племени Кабарах (Кабардинцах?).
     Недаром черкесское или хазарское племя отличалось своею наружностью, характером и языком посреди Угров ещё в X веке, то есть в эпоху Константина.
     (Недаром и лучшее, самое почитаемое войско у них стало называться хусары, то есть хасары или хазары.) (Иловайский)
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чёрна княгиня!!
     Самая романтическая версия о происхождении названия города Чернигов связана с легендой о правившем здесь в Х веке князе Чёрном и его дочери по имени Чёрна (или Цорна).
     По легенде, княжна отличалась необычной красотой, любила верховую езду, охоту, была прекрасной лучницей.
     Слух о красоте девушки дошёл до ушей хозарского кагана (князя), которому князь Чёрный платил дань.
     Каган послал в Чернигов сватов с богатыми подарками.
     Но гордая княжна отказалась выйти замуж за врага своего народа.
     Каган попытался захватить Чернигов штурмом и завладеть девушкой силой, но горожане мужественно отбивали атаку за атакой и хозарам ничего не оставалось, как попробовать взять город осадой.
     Поскольку в то время князь Чёрный был в ссоре с великим киевским князем Олегом и, ждать помощи ему было неоткуда, он решил прорвать осаду пока людских сил, продовольствия и воды в городе было ещё достаточно.
     Как только князь со своей дружиной и народным ополчением вышел за городские стены, шайка предателей ворвалась в комнату девушки, на самом верхнем этаже терема, который, как гласит легенда, был также высок, как старые дубы, которые росли вокруг него.
     Княжне удалось поразить нескольких нападавших, но когда кончились стрелы, девушка выбросилась из окна.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чёрная вода!!
     Согласно глоссе, имеющейся в конце списка, опубликованного Де Боором в 1891 г., Хоцирская епархия находилась близ Фулл и Харасиу, «.что значит Черная вода» (Карасу), в административном центре хазарских владений в Крыму.
     Название её, несомненно, происходит от древнего имени хазар — хациры (акадиры?).
     Издатель списка епархий Готской митрополии относил его к первому периоду иконоборчества (726-765 гг.), другие же авторы датировали его серединой VIII в. или даже ещё более поздним временем.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чёрная земля!!
     Область в Хазарии.
     К северу от Кумы по Восточному Манычу находятся знаменитые «Чёрные земли» с прекрасными весенними пастбищами для скота.
     Именно туда, дойдя до В-д-шана-Кумы, и поворачивал Иосиф, а затем, когда трава выгорала под горячим летним солнцем, шел по Западному Манычу и долине Дона к северной оконечности своей страны, откуда уже глубокой осенью и возвращался вдоль по Волге в Итиль.
     Де Гуе считал, что путешественники во главе с Салламом Переводчиком в 842-844 гг. направлялись к Великой Китайской стене, и отождествил область с чёрной землёй и дурным запахом со степью восточнее оз. Балхаш.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чёрная легенда!!
     Легенда, имеющая своим происхождением Западную Европу, о пресловутой неспособности кочевников к восприятию культуры и творчеству.
     Роль кочевников явялется оригинальной и её не так просто разгадать.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чёрная река!!
     Тиль. Итиль. Волга.
     Огоры и угоры в 50-е годы VI в., по словам византийского историка Феофилакта Симокатты, «…одно из самых сильных племён в силу своей многочисленности и благодаря военным упражнениям в полном вооружении.
     Они живут на востоке, там, где течёт река Тиль, которую тюрки обыкновенно называют Чёрной».
     Тиль в данном случае может означать Волгу — Итиль.
     У Феофилакта Симокатты о времени около 550 г. говорится: «Совершил каган предприятие и подчинил себе людей племени огор.
     Это одно из самых сильных племён в силу своей многочисленности и благодаря военным упражнениям в полном вооружении.
     Они живут на востоке, там, где течёт река Тиль, которую тюрки обыкновенно называют Чёрной.
     Там же находился Чёрный остров, где жили барсилы, баслы и бушки с хазарами.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чёрная трава!!
     На бывшей хазарской границе в полях росла чёрная трава.
     Игра слов. Хазары, назывались чёрными.
     Может быть на могилах хазар вырастала чёрная трава или этих могил в какое-то время стало очень много и тогда Хазария ослабла.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чёрная Угра!!
     Битторгуры.
     Угорский народ, обитавший в средней и северной России до прибытия туда славян.
     После смерти Аттилы сыну его Денгизиху остался верным народ Биттогуры.
     Д.П. Европеус считает, что имя Биттогур чисто угорское и означает «Чёрная Угра»; слово питты озннчает чёрный на языке Березовских и Обдорских остяков.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чернигов!!
     Черниговская земля.
     Русская земля.
     Одно из русских княжеств.
     Романтическая версия о происхождении названия города связана с легендой о правившем здесь в Х веке князе Чёрном и его дочери по имени Чёрна (или Цорна).
     По легенде, княжна отличалась необычной красотой, любила верховую езду, охоту, была прекрасной лучницей.
     Слух о красоте девушки дошёл до ушей хозарского кагана (князя), которому князь Чёрный платил дань.
     Каган послал в Чернигов сватов с богатыми подарками.
     Но гордая княжна отказалась выйти замуж за врага своего народа.
     Каган попытался захватить Чернигов штурмом и завладеть девушкой силой, но горожане мужественно отбивали атаку за атакой и хозарам ничего не оставалось, как попробовать взять город осадой.
     Поскольку в то время князь Чёрный был в ссоре с великим киевским князем Олегом и, ждать помощи ему было неоткуда, он решил прорвать осаду пока людских сил, продовольствия и воды в городе было ещё достаточно. Как только князь со своей дружиной и народным ополчением вышел за городские стены, шайка предателей ворвалась в комнату девушки, на самом верхнем этаже терема, который, как гласит легенда, был также высок, как старые дубы, которые росли вокруг него.
     Княжне удалось поразить нескольких нападавших, но когда кончились стрелы, девушка выбросилась из окна.
     Письменное упоминание Чернигова относится к 860 году, т.е. топоним возник значительно ранее событий описанных в предании.
     Исследователи склоняются к выводу, что город получил своё название от имени вождя местного племени или первого поселенца по имени Чернига или Чернега, тем более, что такое имя встречается у родственных славянских народов - поляков и чехов.
--------------------
     Царнигога у караимов - чирник - ручей, чырнакъ, чырныкъ - ручей, берег, брод, цырлак - буквально, берег с источником (Ага М.Ю.)
     Согласно летописи, Мстислав получил княжение в Тмуторокани в 988 г. Неизвестно кем управлялся этот город, после того как Мстислав отправился добывать отцовское наследство и осел в Чернигове.
     В 1054 г., когда Ярослав умер, Тмуторокань вместе с Черниговской землёй и некоторыми другими областями Древней Руси досталась его сыну Святославу, который и посадил в этом городе своего сына Глеба.
     По поручению жителей Тмуторокани инок Печерского монастыря, прибывший в этот город ещё в 1059 г. (по А.А. Шахматову в 1061 г.), построивший близ города церковь Богородицы, основавший здесь монастырь и позже сыгравший крупную роль в истории русского летописания, Никон отправился к Святославу в Чернигов просить отпустить Глеба снова «на стол» тмутороканский.
     С дружиной и наёмной половецкой ордой Олег и Борис вторглись в Русскую землю и в августе 1078 г. разбили на реке Сожице вышедшего навстречу Всеволода и заняли Чернигов.
     Это был первый случай привлечения половцев в княжеские междоусобицы, весьма отрицательно оценённый не только потомками, но и современниками.
     Однако черниговцы активно поддержали Олега и Бориса, и когда соединённые силы князей Изяслава, Всеволода, Владимира и Ярополка осадили город, оказали им упорное сопротивление.
     Олег и Борис, находившиеся вне города, поспешили ему на помощь, но, не имея под руками половцев, оказались много слабее объединившихся против них русских князей и были разбиты на «Нежатине Ниве».
     Борис был при этом убит, а Олег с небольшой дружиной успел спастись и укрылся в Тмуторокани.
     В этой же битве погиб и старейший из Ярославичей, киевский князь Изяслав.
     В 1094 г., после смерти Всеволода и разгрома русского войска половцами на Стугне, он опять в союзе с половцами начинает борьбу за Черниговскую землю и в конце концов обосновывается на Новгород-Северском княжении.
     С середины XI в., когда степи заняли половцы и политическое значение Тмуторокани снизилось, эта связь должна была порваться, и Белая Вежа могла превратиться в самостоятельную политическую единицу среди других русских феодальных образований или находиться в прямом подчинении у какого-нибудь другого из русских княжеств, скорее всего княжества Черниговского.
     В Древнейшем своде (сохранились лишь фрагменты, носившие характер местной, киевской, областной истории) Чернигов упомянут впервые под 1024 г. Чернигов упомянут вторым в договорах Руси с греками в 907 и 945 гг. Есть сообщение Константина Багрянородного 10 века о том, что Чернигов был важный центр, имеющий значительную долю в общих доходах Русской земли.
     Название «Чернигов» идёт от племенного рода северцев, севере, чёрный с иранского языка, ираноязычных, носителей роменской культуры.
     Созвучно названию одного из хазарских племён савиры, составлявшим основу Хазарского каганата.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Черниговское княжество!!
     Население Черниговского княжества было смешанным славяно-тюркским, ибо ещё раньше здесь осели савиры и другие болгарские племена, обрусевшие под влиянием русской этноноосферы.
     Между черниговскими князьями и половецкими ханами постоянно укреплялись родственные отношения.
     Внук Ярослава Мудрого Олег Черниговский был женат на половчанке, на половчанке же женился сын Олега Святослав, его первой женой была дочь половецкого хана Аепы; от этого брака родился Игорь (главное действующее лицо “Слова о полку Игореве”, который был женат на внучке Юрия Долгорукого и половчанки (Р. Бариев).
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чёрное море!!
     Румское море у Ибн Хордадбеха.
     Русское море во времена Тмуторокани (X в.).
     Понтийское море и Понт у Иордана и в «Армянской географии».
     В 13 веке Чёрное море называлось у мусульманских писателей морем Хазарским, а Крым - Хазарией.
     Позже Хазарским морем называлось Каспийское море.
     Не имея возможности воспрепятствовать набегам варваров, император Анастасий (491-518 гг.) соорудил около 512 г. для защиты столицы известную «Долгую стену», протянувшуюся от Склимврии на Мраморном море до Деркоса на Чёрном; все же области к северо-западу от неё остались открытыми для вражеских нападений.
     Можно было бы думать, что поселившиеся в VI в. «над Понтийским (Чёрным) морем» гунугуры тождественны с болгарами, которых Иордан указывает тоже «выше Понта».
     Вместе с тем ясно, что гунугуры Иордана не что иное, как гунны.
     Он рассказывает, что сначала они жили в болотах за Меотийским озером (Азовским морем), а затем, случайно обнаружив брод через это болото, перешли на скифскую его сторону и напали на готов.
     Второе место их поселения находилось, согласно Иордану, на Балканском полуострове, а третье над Понтийским морем, там, где затем оказываются болгары.
     Выше готов-тетракситов, живших вдоль северо-Западного побережья Чёрного моря, и по соседству с аланами, — говорит Иордан, — «осели многие племена гуннов».
     По указанию анонимного Перипла Чёрного моря, относящегося к V в., по черноморскому побережью в окрестностях современных Анапы и Геленджика жили евдуснане, говорившие на готском и таврском языках.
     Это и есть те готы, которых другие источники называют тетракситами.
     По Иордану, анты в VI в. занимали область на изгибе Понта (Чёрного моря) от Днестра до Днепра.
     По данным Моисея Каланкатуйского для утверждения договора Ягбу-каган вместе с Андреем отправил ответное посольство, которое в сопровождении 1000 отборных всадников прорвалось через Дербент и, истребляя все на своём пути, достигло Куры, прошло через земли иверцев и егерцев (через Иверию и Колхиду) до Чёрного моря и уже по воде добралось до резиденции императора.
     По словам Феофана, относящимся к VI d, Куфис впадает в Чёрное море близ Мёртвых врат.
     Это известные Некропилы, нынешний Каркинитский залив, омывающий Крымский полуостров с северо-Западной стороны.
     Значит Куфис Феофана следует отождествлять не с Кубанью, а с рекой, впадающей в Чёрное море.
     Вестберг связывает название Дучи-Кучи с рекою Кочо, указанной в той же «Армянской географии» в Европейской Сарматии в качестве впадающей в Чёрное море (Понт).
     В 655 г. в Херсон был сослан папа Мартин 1.
     В своих письмах друзьям он жалуется на дикие нравы населения и на недостаток и дороговизну продуктов питания в этом городе.
     По его словам, Херсон не имел своего хлеба и должен был привозить его с южного побережья Чёрного моря.
     В первой половине IX в. речному пути по Дону и Волге не только никто не угрожал, но мало кто по нему и плавал.
     Этот путь приобрёл важное значение только со второй половины IX в., когда здесь появились русские ладьи, по свидетельству Ибн Хордадбеха, приходившие из Днепра через Чёрное море.
     Константин Багрянородный рассказывает, что через некоторое время после поселения мадьяр в Ателькузу (890) хазарский царь вызвал к себе главного воеводу мадьярского Леведия, причём, вероятно, потому, что путь через степь был преграждён врагами, послал за ним суда для проезда по Чёрному морю.
     Фема Армениаков, Пафлагонской фемы, фема Вукеллариев, - все находятся в Малой Азии на побережье Чёрного моря.
     Туда должны быть по совету Константина Багрянородного отправлены «все, какие окажутся в столице, херсонские корабли с их грузом должны быть конфискованы, а матросы и пассажиры херсониты должны быть закованы и заключены в тюрьму, затем должны быть посланы три царских чиновника в случае восстания в Херсоне или нападения на него хазар.
     ещё в конце VIII — начале IX в., когда поляне освободились от хазарского ига (М.И. Артамонов) самостоятельное Русское государство немедленно заявило о себе опустошительными набегами на Крым, южное побережье Чёрного моря и на острова Эгейского моря, сведения о которых сохранились в житиях Стефана Сурожского, Георгия Амастридского, а также в «Прологе» к житию преподобной Афанасии.
     Я'куби приводит сообщение об обращении закавказских феодалов в 854/5 г. с просьбой о помощи к правителям Византии, Хазарии и славян.
     Под славянами здесь следует понимать Русь, благодаря опустошительному нападению по Черному морю, приобретшую известность в Закавказье.
     Ибн Хордадбех, сведения которого относятся к IX в., говорит, что русские купцы плавают не только по Румскому (Черному) морю, но и по морю Джурджана (Каспийскому), «выходят на любой берег.
     Хельгу мог представлять особую Русь, независимую от Игоря в 943 г., отличавшуюся от Руси киевской и обитавшую где-то, не то в Крыму, не то на Таманском полуострове, так называемую Черноморскую Русь.
     Русь в середине X в. могла ударить на болгар, а тем более на византийские владения в Крыму, и из Поднепровья, особенно принимая во внимание е1 господствующее положение на Чёрном море, которое именно поэтому и называлось в то время Русским.
     Европейские купцы добирались до Итиля в X-XI вв. или сухим путем через Венгрию, Русь и Волжскую Болгарию, или же по Чёрному и Азовскому морям до Дона и вверх по этой реке до переволоки в Волгу.
     Еврейские купцы «ра(х)даниты», т.е. знающие пути, по свидетельству Ибн Хордадбеха, были хорошо знакомы и с другим путем в Хазарию — по Чёрному морю.
     Из Хазарии они направлялись в Балх, Мавераннахр и далее в ал-Син — Китай.
     В начале XI и. русы могли появляться на Каспийском море и, при дружественных отношениях с Византией, через Закавказье и Черное море возвращаться к себе, могли и по суше предпринимать набеги на Дербент и Ширван.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Черноморское побережье!!
     Прокопий, рассказывая о переходе кутригурами и утигурами Меотийского бола, сообщает, что кутригуры остались на новом месте и служили Византии, утигуры вернулись.
     Около 406 г., у других авторов в IV в. или даже в VI в., на обратном пути недалеко от Меотийского болота дорогу утигурам преградили готы-тетракситы.
     Встреча произошла на перешейке (Перекопском?), где готы заняли очень крепкую позицию.
     Не желая биться, те и другие решили стать союзниками и поселиться вместе.
     Готы-тетракситы перешли с утигурами на восточный берег Меотиды и обосновались по Черноморскому побережью южнее Таманского полуострова, а утигуры заняли всю страну, в которой они раньше жили вместе е кутригурами.
     По указанию анонимного Перипла Чёрного моря, относящегося к V в., по черноморскому побережью в окрестностях современных Анапы и Геленджика жили евдуснане, говорившие на готском и таврском языках.
     Это и есть те готы, которых другие источники называют тетракситами (Васильевский).
     Укрепившись к 576 г. на Северном Кавказе и захватив Боспор, тюркюты, продолжая войну с Византией, пытались проникнуть в её закавказские владения.
     Так как проходы через горы находились в руках Ирана, с которым у тюркютов был мир, они двинулись вдоль Черноморского побережья.
     По словам Феофилакта Симокатты, «каган предал острию меча народ колх (лазов, живших в устье Риона).
     В ту минуту, когда победа уже, по-видимому, улыбалась кагану, среди тюрок разразилась гражданская война».
     В 581 г., после смерти верховного кагана тюркютов Тобохана (Арсила, Арслан у византийцев), между членами рода Ашина разгорелась борьба за власть.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чёрные клобуки!!
     Чёрноклобуки, черкасы, черкесы, касоги, адыгеи, берендеи, печенеги, торки, коуи.
     Чёрные клобуки это также каракалпаки, потомки абаров, часть коих в 10-11 вв. попала в Древнюю Русь, сохранив своё название: «чёрные клобуки».
     Чёрные клобуки составили союз кочевников на юге Киевской Руси.
     Столицей их был Торческ.
     Жили также и в других городах Поросья в 11-12 вв. и на Днепре.
     Воевали с половцами на стороне русских.
     Проживали они также и в Сакове.
     Могли быть выходцами из Хазарии или одним из её племён, отошедшим, после разгрома Хазарского каганата в 965 г. к русским пределам и платившим князю киевскому дань.
     Чёрноклобуцкие и русские дружины часто нападали на приднепровских половцев.
     Под руководством Игоря Святославича их совместные дружины были основательно потрёпаны в походах 1185 и 1191 гг. Первый поход 1185 г. завершился небывалым разгромом русского войска у речки Каялы.
     Владимир Мономах около 1103 г встретил в походе на нижнеднепровских половцев торков (видимо тюрки) и привёл их на Русь.
     Он же в 1116 году выгнал из России Берендеев, Печенегов и Торков.
     Многие из них остались на Днепре, были известны под общим именем Черных Клобуков, или Черкасов.
     Западнее реки Ингулец хорошо известны погребения и даже могильники половецкого времени (чёрноклобуцких типов), но ни разу не найдено там ни одной каменной статуи, ни одного половецкого могильника (русские звали половцами кыпчаков - степное кочевое племя).
     Видимо это были чужие для половцев степи, через которые они могли проходить, но где не могли ставить свои вежи, а значит, и хоронить в этой чужой земле своих родичей и воздвигать в их честь статуи.
     Русские князья образовали из народов, составлявших чёрных клобуков, прочный, хотя и не всегда верный заслон от половцев.
     В 1162 г. на Изяслава ополчилось несколько князей: Мстислав из Владимира-Волынского, Рюрик из Торческа с Владимиром Андреевичем, Васильком Юрьевичекм с берендеями, коуями, торками и печенегами.
     Воевали в составе половцев и гузов (не относились к гузам по происхождению), как на стороне русских, так и против них. Но больше тяготели к половцам.
     Народы, составлявшие чёрных клобуков, были предшественниками половцев в южнорусских степях.
     Чёрные клобуки, по мнению Рината Алиева, есть- та часть каракалпаков, отказавшихся принять ислам, приняв православие, потерялись как народ.
--------------------
     Происхождение названия города - Чернигов - точно неизвестно.
     Одни считают, что этот топоним произошёл от лесов, которые некогда окружали город и были настолько густыми, что издали казались черными.
     Но в эту версию трудно поверить, поскольку во времена, о которых идёт речь, вся Европа была покрыта густыми лесами, исчезнувшими со временем в результате деятельности человека.
     Есть также мнение, что город получил своё название от древнего народа Черные клобуки.
     У казанских татар - потомков волжских булгар до сегодняшнего дня национальным головным убором является чёрная тюбетейка (чёрный клобук) (Р. Бариев).
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чёрные места на страницах Хазарского словаря!!
     Места, где наши взгляды (взгляды хазар) не проникают на поверхность.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чёрные хазары!!
     Каразазары.
     О них упоминает Иштакхри.
     Всегда, когда мусульманские источники упоминают хазар, остаётся неясно, имеется ли в виду один народ.
     Похоже, что весь народ имел двойника, так же, как и его правитель.
     Если это так, то разделение на черных и белых может быть понято по-другому: так как "хазар" по-арабски означает и белую и чёрную птицу, не исключено, что белые хазары представляют дни, а черные - ночи.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чёрные хазары!!
     Погонщики верблюдов.
     Чёрные хазары, лицами напоминали жителей Индии и были менее крупными, чем их "белые" соотечественники. (Винокур)
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чёрный богатырь!!
     Моходу-хеу значит «чёрный богатырь».
     Моходу был ханом приазовских болгар.
     Это прозвище, а его имя могло быть Органа, т.е. Ураган.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чёрный вход!!
     По рассказам Павича, во дворце столицы хазар на Волге помимо парадного входа был ещё чёрный вход.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чёрный Иртыш!!
     «Возмущений» в Западно-тюркютском каганате в 630 г. произошло два: Ашина Шони, племянник Хели-хана, овладел городом Каганступа (Бишбалык близ Гучена), и восстали карлуки, обитавшие на берегах Чёрного Иртыша (Л. Гумилёв).
     К середине VII в. китайцы, расправившись с Восточно-тюркютским каганатом, попытались возглавить борьбу с арабами, но, разбитые под Таласом (751 г.), вынуждены были оставить Среднюю Азию на произвол судьбы.
     Тюргешей сменили карлуки с Черного Иртыша, покорившие Семиречье, области Таласа и р. Чу (766 г.).
     Тюргеши частью подчинились завоевателям, а частью ушли на восток — к уйгурам, владения которых простирались тогда от Западной Маньчжурии до Джунгарии включительно.
     Обосновавшиеся в VIII в. в Семиречье карлуки, как раньше тюргеши, сдерживали дальнейшее продвижение арабов и только в X в. (960 г.) сами обратились в мусульманство.
     К северу от Сыр-Дарьи жило племя кангар-печенегов, а между ними и карлуками, главным образом по р. Иртышу, кочевали кимаки, западную ветвь которых составляли кипчаки-половцы; западнее последних обитали гузы — предки современных туркмен.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чёрный князь!!
     По легенде в Х веке князь Чёрный правил городом, который потом и стал называться его именем.
     У него была дочь по имени Чёрна (или Цорна).
     По легенде, княжна отличалась необычной красотой, любила верховую езду, охоту, была прекрасной лучницей.
     Слух о красоте девушки дошёл до ушей хозарского кагана (князя), которому князь Чёрный платил дань.
     Каган послал в Чернигов сватов с богатыми подарками.
     Но гордая княжна отказалась выйти замуж за врага своего народа.
     Каган попытался захватить Чернигов штурмом и завладеть девушкой силой, но горожане мужественно отбивали атаку за атакой и хозарам ничего не оставалось, как попробовать взять город осадой.
     Поскольку в то время князь Чёрный был в ссоре с великим киевским князем Олегом и, ждать помощи ему было неоткуда, он решил прорвать осаду пока людских сил, продовольствия и воды в городе было ещё достаточно.
     Как только князь со своей дружиной и народным ополчением вышел за городские стены, шайка предателей ворвалась в комнату девушки, на самом верхнем этаже терема, который, как гласит легенда, был также высок, как старые дубы, которые росли вокруг него.
     Княжне удалось поразить нескольких нападавших, но когда кончились стрелы, девушка выбросилась из окна.
     Какой бы красивой ни была эта легенда, но она никак не связана с названием города, потому, что первое письменное упоминание Чернигова относится к 860 году, т.е. топоним возник значительно ранее событий, описанных в предании.
     Исследователи склоняются к выводу, что город получил своё название от имени вождя местного племени или первого поселенца по имени Чернига или Чернега, тем более, что такое имя встречается у родственных славянских народов - поляков и чехов.
     Косвенным подтверждением этой версии служит топоним столицы Украины: Киев получил название от имени своего князя - Кия.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чёрный локоть!!
     Арабский фарсах как линейная мера равнялся 3 милям, а миля — 4000 «чёрных» локтей.
     Длина локтя была немного меньше полуметра, т.е. 0,49 м. (Крачковский И.Ю.)
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чёрный остров!!
     В «Армянской географии», по данным Патканова, говорится, что в дельте Волги «находится остров, на котором укрывается народ баслов (барсил) от бушков и хазар».
     Остров называется Чёрным потому, что кажется черным от множества баслов, населяющих его вместе со своими стадами».
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чёрный Князь!!
     Князь россов в середине 9 века.
     Попытался объединить разрозненные в это время отдельные племена россов.
     Основал город Чернигов.
     Был побеждён беком Манассией, начальником северной пограничной хазарской крепости, когда отряды Князя Чёрного были обескровлены междоусобицей.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Черняховская культура погребений!!
     Если судить по погребениям (черняховская культура погребений) в этих местах, то они должны быть приписаны готам в 3-4 вв. Были там ещё погребения сарматов и, возможно, славян (антов).
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чехословакия!!
     Процесс разложения Аварского союза после 626 г. выразился в образовании самостоятельного славянского государства Само в нынешней Чехословакии.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чешлюев!!
     Поселение половцев.
     Это поселение раньше принадлежало Хазарии, возможно под другим именем.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чжоусцы!!
     По данным Л. Гумилёва, чжоусцы породили древнекитайский суперэтнос (IX в до н.э. - V в. н.э.), прошедший все фазы этногенеза.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чжурчжени!!
     Жужани.
     По мнению китайцев, чжурчжени были варварским степным племенем. Правили сунами после киданей.
     Суны поначалу покровительствовали чжурчженям, но сами попали под их власть и платили ежегодную дань в двести пятьдесят тысяч лан серебра и двести пятьдесят тысяч кусков шёлка.
     Чжурчжени - предки чжурчженей китайцами назывались сушэнь, уги, мохэ, но это был один и тот же этнос – маньчжуры.
     Во время танской агрессии 7 в. они поддерживали китайцев, и столь мужественно, что китайцы казнили всех захваченных пленников.
     Однако подчинить себе мохэ китайцы не смогли.
     Это сделали кидани в 10 в. В 1116-1125 гг. вождь чжурчженей Агура сокрушил Кидань, а затем ответил на нападение южных китайцев таким ударом, что в 1141 г. империя Сун заключила позорный мир, уступив чжурчженям весь Сверный Китай.
     Чжурчженьские цари в китайских хрониках именуются династией Цзинь (буквально «Алтан» - золото).
     Китайцы 12 в. эту династию рассматривали как иноземную и враждебную, считали их «варварами».
     Чжурчженьская культура бвла наследницей ряда археологических культур Приморья и имела происхождение, совершенно независимое от Китая.
     Но это и не означало её родства со степной культурой монголов.
     Монголы были также далеки от китайцев, как китайцы далеки от чжурчженей.
     Завоевав Северный Китай, чжурчжени-Кинь совершали планомерные набеги на Великую Степь, убивали мужчин и стариков, а женщин и детей продавали в рабство на плантации Северного Китая.
     С 1141 г. «через каждые три года посылались чжурчженями войска на север для истребления и уничтожения татар…».
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чигиль!!
     Тюркское племя.
     Мощь Саманидов, как пишет Артамонов, заключалась не только в оружии.
     Мусульманские проповедники проникали в тюркские кочевья и распространяли там веру ислама.
     Около 900 г. были обращены племена чигиль и ягма, жившие в горах Тянь-Шаня от озера Иссык-Куль до Кашгара, затем ислам был распространен среди гузов, хотя и не охватил весь народ.
     Тем не менее гузы вступили в союз с Саманидами и так стеснили карлуков, что те утратили гегемонию в степи и тоже приняли ислам.
     В начале X в. в мусульманскую веру обратились камские болгары.
     Хазария оказалась во враждебном полукольце, охватившем её с востока.
     По данным Л. Гумилёва, в конце 10 в. тюркские племена чигиль и ягма, только что принявшие ислам, двинулись на Самарканд и Бухару.
     Казалось, что соотношение сил было в пользу Саманидов. У них было больше людей, полей, городов. У саманидов была роскошная культура. Но у Саманидов не хватало воли к свершениям.
     Оба города сдались без сопротивления и Саманиды были убиты.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чигитаджи!!
     В этом городе на левом берегу Ахтубы во времена ещё Татищева был селитёрный завод.
     Большой город с развалинами каменного строения, которое было видно аж за 70 вёрст, говорит, сам в 1741 году видел.
     Жили там нижневолжские булгары, предками которых Татищев называет козари или хозари с языком, что у коман (половцы) (Р. Бариев).
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чики!!
     Жили на малых речках, составлявших истоки Енисея в начале VIII в.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чилбы!!
     Античные сильвы.
     Жили в верховьях Андийского Койсу.
     Упоминаются в "Истории Егише" в связи с событиями около 450 г., когда армянский князь Васак Сюни, перешедший на сторону Ирана призвал их на свою сторону в борьбе с гуннами за контроль над "крепостью при воротах гуннов" (наверное Чор) в стене, перегораживающей проход через Кавказский хребет между владениями албанов и гуннов.
     По словам Фавста Бузанда (Фауста Византийского), царь маскутов, племени в Южном Дагестане на побережье Каспийского моря, "повелитель многочисленных войск гуннов (хонов)", по имени Санесан, враждуя со своим сородичем армянским царём Хосроем III, собрал войско в составе гуннов, похов, таваспаров, хечматаков, ижмахов, гатов, глуаров, гугаров, шичбов, чилбов, баласичев, егерсванов алан и других несметных кочевых племён и напал на Армению.
     Когда они прибывали в какое-нибудь знаменитое место, то предводители приказывали, чтобы каждый воин брал по камню и бросал в ту кучу, куда кидали его соплеменники, чтобы модно было определить количество людей в полках.
     В 451 г. марзбан Армении Васак Сюни щедрыми дарами и угрозами он привлёк на свою сторону «иберов, липнов и чилбов, ват, гав, гнивар и хырсан, и хечматак, и пасык, и посых, и пюкован, и все войска Таваспарана, горного и равнинного, в всю неприступную страну гор».
     Из перечисленных здесь племён, кроме уже упомянутых липнов или лбинов, чилбы (античные сильвы) жили в верховьях Андийского Койсу.
     Ослабленные изменою Васака Сюни, восставшие армяне, хотя и выдержали кровопролитное Аварайское сражение с персами 26 мая 451 г., в дальнейшем могли вести только партизанскую войну.
     Обещавшие помощь гунны к этому сражению опоздали; только в 452 г. они прорвались через стены и опустошили Северную Персию.
     И в дальнейшем гунны продолжали набеги, простиравшиеся иногда до границ Византии.
     Ирану пришлось пойти на уступки армянам и даже привлечь к ответственности Васака Сюни, которого, между прочим, обвиняли в тайных связях с князем гуннов Ераном.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чингизхан!!
     Великий каган монголов, татар, китайцев и других народов, обитающих на востоке. Так его представляли в Хорезме. Чингизхан не знал другого языка, кроме монгольского, и не умел писать (В. Бартольд).
     С приходом воинства Чингисхана Хазария бесследно исчезла, оставив после себя множество народов, которые растворились в самых разных этносах и культурах. Возможно, хазары дельты смешались с монголами. ((Головин)
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чир!!
     Правый приток Дона.
     Чир-Юрт, развалины древнего города, видимо, Беленджера.
     Чир-Юрт закрывает вход в плодоносную долину Сулака.
     Эта долина была плотно заселена в те времена раннего средневековья.
     На протяжении 15 км. её обнаружено 12 укреплённых поселений.
     В арабских источниках Беленджер именуется страной или владением Беленджер (буквально - много городов).
     Армянские источники называют Беленджер Варачаном, полагая, что это столица Берсилии.
     Если считать слово Беленджер иранским, то оно состоит из двух частей - боланд Джор, что может означать длинный и расселина.
     Именно так выглядит Страна Беленджер в долине реки Сулак.
     Когда в 723 году арабы взяли Беленджер, пленных приказали утопить, так как их было очень много.
     Но река Сулак - это единственная река в Дагестане, где можно кого-то утопить.
     Вокруг городища раскинулись многочисленные кладбища из бескурганных катакомбных и простых ямных могил, а также из катакомб под насыпями, относящиеся к 7-9 векам.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чирах-кала!!
     Крепость.
     На берегу реки Гильгинчай расположено городище, от которого остатки стен, следуя по краю Гильгинчайского ущелья, поднимаются на предгорье.
     Начиная с холма Кала-бойну, стена была сделана из камня и обожженного кирпича.
     На этом участке также прослеживаются остатки четырёхугольных башен.
     Заканчивается она крепостью Чирах-кала, занимающей вершину отдельной скалы.
     От этой крепости сохранились главная башня и западная часть стены, близ которой имеется крытая коробовым сводом водяная цистерна, до сих пор наполняющаяся свежей водой.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чистая Банка!!
     В 1981 г. астраханский историк К.Н. Васильков заявил, что он знает, где искать Итиль.
     Используя источники, описывающие местонахождение хазарской столицы и данные геоморфологии, он вычислил координаты легендарного города - район острова Чистая Банка! (Киракошьян)
++++++++++++++++++++++++++++++++
Читар-Хазр!!
     Чатгасар, гуннский вельможа.
     В 682 году в числе лиц, принимавших участие в переговорах с Исраелем и в посольстве к албанам и армянам, упоминаются гуннские князья или знатные вельможи: Тархан Овчи (Авчи), постельничий Читар-Хазр (Чатгасар) и Зурдкин-Хурсан.
     Все они относились к представителям царства гуннов на Западном побережье Каспийского моря в составе Хазарии.
     Это были переговоры между предводителем Албании Враз-Трдатом и царём гуннов Алп-Илитвером.
     Со стороны Враз-Трдата переговоры вёл епископ Исраель.
     Переговоры велись в столице гуннов, "великолепном городе" Варачане (современный Буйнакск).
     Речь на переговорах шла о мире и принятии царём гуннов христианства.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чичак, имя!!
     Chichek, Chich;k (means "flower"). Female Turkic Khazarian names. (Brook).
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чичак!!
     Цветок. Ирина.
     Дочь кагана или царяХазарии.
     Жена Константина V.
     Хазарская царевна, византийская императрица, жена Константина Копронима.
     В крещении она известна как императрица Ирина, а её сын Лев, царствовавший в 775-780 гг., за своё происхождение получил прозвище Лев Хазар.
     Брак члена императорской семьи с королевской семьёй Чазара не был полным отходом от традиции: Константин V должен был жениться на царице Чазара, чьё имя было, возможно, Чичеком, в 732 году.
     Брак сына Льва Исавра Константина Копронима (византийского царевича) с хазарской царевной (сестра кагана Бихара) Чичак (Ирина) в 732 г. (Википедия) (Плетнёва) (Артамонов)
     Для закрепления ценного для Византии союза с Хазарией император Лев Исавр в 732 году женил своего сына Константина на дочери или сестре кагана (Летопись Феофана, летопись Никифора).
     Девушку звали Чичак, что означало цветок.
     Позже её хазарским именем называлась парадная одежда (чичакион), видимо введённая царевной в обиход византийского двора (Моравчик Ю. Происхождение слова tzitzakion).
     Крещение хазарской царевны означает, что хазары, по крайней мере высшая знать, в это время ещё не были иудеями по религии.
     По сведениям Михаила Сирийского, она умерла в 752 г. Артамонов М.И. полагает невозможным допустить, чтобы сын византийского императора женился на иудейке.
     Сын её Лев IV (775-780) за своё происхождение получил прозвище Хазар.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чичакион!!
     Tzitzakion.
     Парадная одежда, названная по имени Чичак (Цветок), после крещения Ирина. Эта одежда, по всей видимости, была введена царевной в обиход византийского двора (Моравчик Ю.).
     В Хазарии, судя по всему, процветали ремесла и искусства, в том числе искусство шитья.
     Когда будущий император Константин V женился на дочери хазарского, она привезла с собой в качестве приданого роскошное платье, так поразившее византийский двор, что там оно превратилось в мужской церемониальный наряд, названный "чичакион" - по хазарско-тюркскому имени принцессы "Чичак", или "цветок" (в крещении она получила имя Ирина).
     Тойнби назвал этот эпизод "ярчайшим фрагментом истории культуры".
     (Кестлер)
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чог!!
     Дербентский проход.
     В "Истории агван" в изложении Патканова и Артамонова (хазары и турки)о византийских посольствах к хазарам рассказывается следующее: на 36-м году царствования Хосрова император Ираклий "снарядил и отправил одного из вельмож своих Андрея", с тем чтобы "подрыть великие Кавказские горы", "открыть врата Чога, вызвать различные варварские народы и с ними изгнать гордого Хосрова, царя персидского"… Как "волны колеблющегося моря, - по образному выражению пересказываемой истории, - ударили хазары о город Чога (Дербент) и разрушили его до основания.
     Нельзя не отметить глубину чувства и высокую выразительность, с которой описывает "История агван" гибель "великолепного города Чога" и его защитников.
     Ужас охватил жителей Агвании, сбежавшихся в столицу Партав, когда они узнали о судьбе Чога.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чонос!!
     Племя или народ.
     Во времена Чингизхана их владельцами были тайчиуты.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чор, народ!!
     Народ на востоке Кавказа.
     У Табари (839-923 гг.) содержится общий обзор деятельности Ануширвана и говорится, что он разделил своё государство на четыре больших сатрапии, одной из которых был Азербайджан и соседняя с ним «страна хазар».
     Он заключил союз с народом, называемым Чор, обитавшим в Восточной оконечности Кавказа по соседству с «проходом Чор» {Дербентом), победил банджар, баланджар и другие народы, когда они вторглись в Армению, а уцелевших из них, в числе 10 тысяч, поселил в Азербайджане.
     Он достроил Баб-ал-абваб, как Дербент назывался в арабское время, крепость и город с целью удержания северных народов.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чора, город
     Город.
     Чора по-армянски.
     Дербент по-ирански.
     Чола у Табари.
     Чул по-арабски.
     В правление шаханшаха Иездигерда II (438-457 гг.) в Прикаспийском проходе были сооружены мощные укрепления.
     Благодаря этому «хайландурки» (гунны), по словам Елише (Егише), не осмеливались показываться из ущелья Джора» (Чора).
     Около 440 г. одна из армий повстанцев армян, восставших против религиозных притеснений Ирана.
     направилась через Иверию в Албанию.
     Иранский марзбан (правитель) области Чора двинулся им навстречу, но на границе Иверии, близ города Халхала — зимних квартир царства Албанского, был наголову разбит.
     Время сооружения укреплений Дербента Хосроем Ануширваном определяется из учета исторической ситуации, существовавшей на Кавказе в царствование этого шаха.
     Первая половина его правления была почти без перерыва занята войной с Византией, которая настолько отвлекала внимание Ирана от его северной границы, что савиры-хазары захватили Чора и овладели северной Албанией.
     Сведения об этом сохранились в «Истории албан Моисея Каланкатуйского.
     Здесь говорится: «Страна наша подпала под власть хазар; церкви и писания преданы были огню.
     Тогда, во второй год правления Хосроя, царя царей, в начале армянского летосчисления перенесли престол патриарший из города Чора в столицу Партав по случаю хищнических набегов врагов креста господня».
     Некоторые исследователи отождествляли городище Топрак-кала с городом Албан, упомянутым Птолемеем, а В.Г.
     Котович выдвинул предположение, что здесь находился древний город Чора или Чол, отличающийся от стены Чора, соответствующей Дербенту.
     С.Т. Еремян и К.В. Тревер согласились с таким отождествлением. Однако никаких серьёзных доказательств для этого не имеется.
     Археологические материалы, собранные на городище, по заключению М. Исакова, относятся к последним векам до нашей эры и к первым векам нашей эры; ничего соответствующего раннесредневековом у городу Чора там не найдено.
     Не даёт достаточных оснований для отождествления городища Топрак-Кала с городом Чора и рассказ Моисея Каланкатуйского, на который ссылаются как на доказательство.
     В нем говорится, что албанское посольство на пути к гуннам «достигло ворот Чора недалеко от Дербента», где и было радушно принято жителями города.
     Из этого сообщения якобы следует, что город Чора находился не в Дербенте, а возле него.
     В переводе Чори значит «ущелье», а Дербент — закрытые «ворота».
     Название Чора несомненно означало не только защищённый стеной проход вдоль Каспийского побережья, но и самую стену и страну, в которой он находился; оно могло, конечно, означать и главный город этой страны.
     Но это название мог носить и город, заключённый в самых стенах дербентских, тем более, если он занимал только часть пространства между ними.
     Дербент и Чора разноязычные названия: одно иранское, а другое армянское, оба приуроченные к одному месту и употреблявшиеся альтернативно и даже вместе друг с другом.
     По «Армянской географии», Дербент — это ворота города Чорского прохоа.
     По данным Моисея Каланкатуйского, на которого ссылаются сторонники раздельного существования Чора и Дербента, престол албанского католикоса в 552 г. был перенесен из города Чора в Партав.
     Далее он же говорит, что патриарший дворец находился в Дербенте, из чего можно заключить, что город Чора и Дербент одно и то же.
     В описании нашествия хазар в 627 г. у того же автора «великий город Чора» связывается с «дивными стенами», «между горой Кавказом и великим морем восточным», «для построения которых цари персидские изнурили» Албанию, т.е. опять-таки с Дербентом.
     Таким образом, город Чора и Дербент одно и то же, и возможные нюансы в значении этих терминов существенной роли не играют.
     Как сообщает Егише, недалеко от Табасарана, наподалёку от Дербента находились и «Северные врата Дербентские» или «Крепость у ворот ущелья Чора», иначе «Ворота гуннов».
     Восставший против персов албанский князь Ваче в 460-462 гг., опираясь на маскутов (племя, обитавшее в Южном Дагестане между pp.
     Самуром и Бельбеком), овладел крепостью Чора и, заключив союз с «одиннадцатью царями Дагестана», упорно сопротивлялся персидским войскам.
     Нанятые против него хайлындуры взяли Дербент.
     Отрекшийся от престола албанский царь Ваче II в 462 г. обосновался в городе Чора, где в связи с этим возникла епископальная кафедра.
     Традиционная албанская историография с этим же городом (его окрестностью — полем Ватниа) связывала мученическую смерть просветителя Албании Григориса.
     В связи с этим епископство в г. Чора легенда преобразовала в патриарший престол.
     На самом деле самостоятельная кафедра албанского католикоса возникла впервые в 552 г. в столице Албании г. Партаве после Двинского собора 551 г., когда монофизитская церковь окончательно отмежевалась от халкедонитской византийской церкви.
     Однако г. Чора, позже ставший называться Дербентом, оставался крупным центром христианской религии.
     Здесь ещё при арабах находилось сооружение, которое Моисей Каланкатуйский называет патриаршим дворцом.
     Здесь же, в составе соборной мечети, до сих пор уцелели части большого базиликального здания, видимо, христианского храма, выстроенного в той же технике, что и стены Дербента и, вероятно, одновременно с ними, что свидетельствует о многочисленности и значении живших в этом городе в VI в. христиан.
     У Табари (839-923 гг.) содержится общий обзор деятельности Ануширван а и говорится, что он разделил своё государство на четыре больших сатрапии, одной из которых был Азербайджан и соседняя с ним «страна хазар».
     Он заключил союз с народом, называемым Чор, обитавшим в Восточной оконечности Кавказа по соседству с «проходом Чор» {Дербентом), победил банджар, баланджар и другие народы, когда они вторглись в Армению, а уцелевших из них, в числе 10 тысяч, поселил в Азербайджане.
     Он достроил Баб-ал-абваб, как Дербент назывался в арабское время, крепость и город с целью удержания северных народов.
     В легенде о трёх братьях, вышедших во время царствования Маврикия (582-602) из Внутренней Скифии, особого внимания заслуживает локализация хазар.
     Они помещены здесь в стране алан, называемой Берсилия, где находился город, в названии которого нельзя не узнать армянского имени Дербента — Чора (с учётом нового перевода Альтхейма).
     В «Истории» Табари говорится, что около 570 г. Тюркютский каган Синджибу (Истеми) выступил с большой армией и, остановившись близ Чола (Чора-Дербента), потребовал от Хосроя Ануширвана деньги, которые раньше выплачивались б-н-дж-р (болгарам), беленджерам и хазарам, угрожая, что в случае задержки он нападёт на иранскую территорию.
     Однако, ознакомившись с укреплениями, каган отступил.
     «Как волны колеблющегося моря» — по образному выражению «Истории албан» - ударили тюркюты на город Чора (Дербент) и разрушили его до основания.
     Нельзя не отметить глубину чувства и высокую выразительность, с какой описывает «История албан» гибель «великого города Чора» и его населения.
     Ужас охватил жителей Албании, сбежавшихся в столицу Партав, когда они узнали о судьбе Чора.
     450 г. - Разрушение крепости Чора восставшими армянами и албанами.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чора, крепость!!
     Крепость. Дербент.
     Чора по-армянски.
     Ущелье (Чори) по-русски.
     Дербент по-ирански.
     Джора у Егише.
     Чорский проход.
     Чол.
     Как сообщает Егише, недалеко от Табасарана, наподалёку от Дербента находились и «Северные врата Дербентские» или «Крепость у ворот ущелья Чора», иначе «Ворота гуннов».
     Восставший против персов албанский князь Ваче в 460-462 гг., опираясь на маскутов (племя, обитавшее в Южном Дагестане между pp.
     Самуром и Бельбеком), овладел крепостью Чора и, заключив союз с «одиннадцатью царями Дагестана», упорно сопротивлялся персидским войскам. Нанятые против него хайлындуры взяли Дербент.
     У Табари (839-923 гг.) содержится общий обзор деятельности Ануширван а и говорится, что он разделил своё государство на четыре больших сатрапии, одной из которых был Азербайджан и соседняя с ним «страна хазар».
     Он заключил союз с народом, называемым Чор, обитавшим в Восточной оконечности Кавказа по соседству с «проходом Чор» {Дербентом), победил банджар, баланджар и другие народы, когда они вторглись в Армению, а уцелевших из них, в числе 10 тысяч, поселил в Азербайджане.
     Он достроил Баб-ал-абваб, как Дербент назывался в арабское время, крепость и город с целью удержания северных народов.
     Долина Тизул близко напоминает страну Т-д-лу, в конце которой, по Иосифу, находился Семендер, а равным образом греческое Зуар, арабское Чул, армянское Чора, означавшее одно и то же, а именно: Каспийский проход, прикаспийскую долину, и вместе с тем заграждавшую его крепость Дербент.
     У Табари (839-923 гг.) содержится общий обзор деятельности Ануширван а и говорится, что он разделил своё государство на четыре больших сатрапии, одной из которых был Азербайджан и соседняя с ним «страна хазар».
     Он заключил союз с народом, называемым Чор, обитавшим в Восточной оконечности Кавказа по соседству с «проходом Чор» {Дербентом), победил банджар, баланджар и другие народы, когда они вторглись в Армению, а уцелевших из них, в числе 10 тысяч, поселил в Азербайджане.
     Он достроил Баб-ал-абваб, как Дербент назывался в арабское время, крепость и город с целью удержания северных народов.
     У Моисея Хоренского говорится, что в 198 г. хазары и басилы (барсилы), соединившись, прошли через ворота Чора (Дербента) и подвергли Армению грабежу и разорению.
     В 627 г. Джебукаган вместе с шадом выдвинулся в Закавказье.
     Вместе с тюркютами пошли армянские дружины, которые во главе со своими нахарарами охраняли восточные границы Ирана, но возмутились и передались «великому кагану, царю северных стран» и по его повелению пошли на северо-запад, чтобы соединиться с войсками «тчепетуха», т.е. ябгу-кагана.
     Вместе с ним они прошли через проход Чора (Дербент) на помощь греческому царю Ираклию.Гевонд рассказывает, что в 730/1 г. хазарское войско прошло через землю гуннов, проход Чора (Дербент), землю маскутов и, перейдя Араке, вторглось в Пайтакаран, убивая всех мусульман, где бы они ни находились.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чора, страна!!
     Страна.
     Шад говорил в 627 г. покорившемуся ему Виро, что получил отец мой три эти страны — Албанию, Чора и Лбинию в вечное владение».
     Чора -Дербент, Лбиния — юго-восточная часть горного Кавказа.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чорпан Дархан!!
     Тюркский полководец.
     Из очень сжатого и риторического рассказа "Истории агван" следует, что на второй год правления Арташира, т.е. в конце 629 или начале 630 г., хазары предприняли попытку покорения Армении.
     Князь севера, по словам "Истории агван", отправил передовой отряд под начальством Чорпандархана (тархана) в Армению и через некоторое время со своим войском двинулся за ним сам.
     Знаменитый персидский военачальник Шахрбараз (Шах-Вараз), бывший в то время фактическим правителем Персии, выслал против хазар начальника турецкой конницы Гонагна с десятитысячным войском, но хазары, применив обычную тактику кочевников, разбили его.
     Половина тюркютского отряда вышла навстречу неприятелю, а другая скрылась в засаде.
     Едва вступив в бой, тюркюты обратились в бегство.
     Находившиеся в засаде неожиданно напали на преследователей и окружили их.
     Персы были перебиты, после чего победители ограбили трупы: «собрали украшения коней, копья и золотом обложенные мечи, щиты, превосходные одежды, сделанные искусством греков», и все собранное разделили между собой.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чорпан!!
     Chorpan (means "star"). Male Turkic Khazarian names. (Brook)
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чорский проход!!
     Чора, Чул.
     По «Армянской географии», Дербент — это ворота города Чорского прохода.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чу!!
     Река.
     Ближайшими соседями Западно-сибирских гуннов с юго-востока было обширное, но слабо заселённое владение Кангюй, простиравшееся от верховий Иртыша до рек Чу и Сары-су, а на юго-западе – владения алан, занимавших степи, прилегающие к Аральскому и Каспийскому морям вплоть до Дона.
     К середине VII в. китайцы, расправившись с Восточно-тюркютским каганатом, попытались возглавить борьбу с арабами, но, разбитые под Таласом (751 г.), вынуждены были оставить Среднюю Азию на произвол судьбы.
     Тюргешей сменили карлуки с Черного Иртыша, покорившие Семиречье, области Таласа и р. Чу (766 г.).
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чуберские железоплавильни!!
     Они должны были уже существовать около 250 г. до н.э., хотя точная дата их появления неизвестна. Другие схожие плавильни на Кавказе могли быть построены ещё раньше. (Вернадский)
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чуваши!!
     Поволжских булгар считают предками чувашей. (Вернадский).
     Прародиной тюркских племён и народов является Центральная Азия.
     Учёные полагают, что древнейшие предки чувашей — огурские (болгарские) и суварские (сабирские) племена — в древности жили на территории между Тянь-Шанем и Алтаем, в бассейне верхнего Иртыша.
     Здесь ещё в конце III тыс. до н.э. обитали их древние предки — хунну (гунны), занимавшиеся пастбищным скотоводством, охотой и умевшие изготовлять бронзовые орудия труда.
     Время пребывания тюрко-язычных предков чувашей вначале в соседстве с монгольскими племенами, затем в верховьях Иртыша — с алтайскими тюркскими и среднеазиатскими иранскими племенами отчётливо запечатлелось в культуре, особенно в языке чувашей.
     В лексике и фонетике чувашского языка обнаруживаются более выраженные, чем у ряда других тюркских этносов, монгольские языковые элементы (до 900 лексических соответствий, общая р-основа языков), что определённо подтверждает мысль о выделении и монголов, и тюркоязычных предков чувашей из алтайской общности.
     Состоят из двух компонентов: местного и тюркского, даже не угорского.
     Поскольку чувашский язык принадлежит к наиболее архаичным тюркским языкам, сопоставление его с гуннским правдоподобно.
     Артамонов, согласно теории Мара, производит хазар из той же среды, которая породила близко родственных с ними болгар.
     Эта среда образовалась в результате смешения местного сарматского населения с пришлым — хуннским.
     В результате этого смешения господствующее положение занял принесенный хуннами тюркский язык, осколком которого в настоящее время является чувашский.
     Тюркский язык пришельцев не только сохранился у гуннов, но и получил господствующее положение у связанных с ними угорских племён.
     В свою очередь, и угорские племена оказали влияние на этот язык, явившийся предком болгарского и хазарского языков, основные признаки которых доныне сохранились в языке чувашского народа (Артамонов).
     К.А. Баскаков) считает несомненной связь архаических элементов чувашского языка с «Западно-хуннскими, к наследникам которых он относит болгар, хазар, гузов и печенегов.
     А это возможно лишь в том случае, если в Восточной Европе существовало долгое время хунское население, т.е. акациры не могли быть никем, кроме гуннов (Л. Гумилёв).
     Благодаря древнеболгарским словам, сохранившимся в так называемом «Именнике болгарских ханов» и в нескольких надписях, найденных в Дунайской Болгарии и на Волге, установлено, что болгарский язык был близок к современному чувашскому языку и относился к Западной группе тюркских языков, к которой принадлежали языки огузско-печенежских племён, но никак не уйгур, относившихся к Восточно-тюркской группе.
     Удаление орды Аспаруха за Дунай было завершением борьбы между хазарами и азовско-черноморскими болгарами.
     К VIII в. хазары господствовали и над волжско-камскими болгарами.
     К сожалению, время распространения владычества хазар на Волжскую Болгарию остается неизвестным, равно как неизвестно и то, каким образом в состав населения этой страны попали савиры — сувары-чуваши, в предшествовавшей своей истории тесно связанные с хазарами и в какой-то своей части оставшиеся в Дагестане и слившиеся с хазарами.
     Имя Саркел объясняется из чувашского языка, где «шара» - белый, а «киль» - дом, что соответствует переводу названия в сочинении Константина Багрянородного – «Белый дом», «Белая гостиница».
     В.В. Бартольд вслед за H.H. Поппе указывал, что чувашский язык сложился "в тот период, когда ещё не установились характерные черты языков тюркской группы.
     В таком случае предки чувашей пришли в Европу до прибытия настоящих тюрков, т.е. тюрков VI в. При таких условиях возможно, что языком хуннов был тот язык, от которого происходит чувашский".
     Профессор А.П. Ковалевский, переводивший записки Ибн-Фадлана на русский язык, отмечал, что среди суваз и болгарских племён против принятия ислама выступала целая "партия".
     Основная масса племени сувазов отказалась ехать вместе с царем «на север, к небольшой речке Джавшыр», где должно было произойти окончательное всенародное принятие ислама.
     «Надо полагать, что после угроз болгарского царя за ним последовала лишь часть племени суваз, главным образом знать, — указывает А.П. Ковалевский.
     — Основная же масса, во главе с князем Вырыгом, отказалась принять ислам. Эта часть и сохранила прежнее название суваз — чуваш.
     Оставшаяся часть составила основу населения княжества Сувар и в дальнейшем слилась с болгарами». (Иванов, Дмитриев).
     У караимов относились к племенам священных рощ – чув – руины, или слава (цув), аш – пропадать, погибать – погибшая могила(слава). (Ага М.Ю.)
     Бариев полагает, что, видимо, не вся гуннская масса говорила на “архаическом тюркском языке”, а только те племена, которым принадлежала в союзе главенствующее положение.
     Можно предположить, что именно эти племена после окончательного поражения гуннов ушли из Северного Причерноморья на северо-восток; дойдя до междуречья Волги, Суры и Свияги, остались здесь и, смешавшись с местными финно-уграми, составили в дальнейшем один из этнических субстратов чувашского народа.
     В.В. Бартольд писал, что чуваши являются “остатками того первого во времени переселенческого движения из Средней Азии в Европу, главными представителями которого были хунну”.
     Смешавшаяся с мари часть суасов составила в дальнейшем предков чувашей (суасла-мари, как называют чувашей марийцы до наших дней).
     В дальнейшем суасы связали свою судьбу с булгарами и вместе с ними переселились на левый берег Волги и берега Камы (Р. Бариев).
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чудь белоглазая!!
     Финны.
     Древний этнос.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чудь Заволоцкая!!
     Великая Пермь.
     Биармия скандинавских саг.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чудь!!
     Русская летопись рассказывает, что новгородский князь Олег, собрав множество воинов из варягов, чуди, славян, мери, веси и кривичей, т.е.
     из норманнов и всех славянских и финских племён, на которых распространялась его власть, подчинил Смоленск и Любеч, а затем двинулся к Киеву.
     Изменнически захватив правивших в этом городе Аскольда и Дира, он убил их и завладел городом.
     Летопись относит это событие к 882 г. Первые относительно точные сведения о Волге проникли на запад в первые века нашей эры.
     В V-VI вв. шведские купцы доходили до Рима через многие народы, большинство из которых жило по волжскому пути.
     Чудь, весь, меря, мордва и другие значатся у Иордана подвластными Германариху, но не может быть сомнения в том, что имена этих народов стали известны готскому историку VI в. только потому, что через их земли проходили торговые связи севера с югом.
     Даже из Киева в Хазарию дорога шла по Оке через вятичей и далее через болгар; Ал-Истахри исчисляет длительность пути от Киева до Болгара на Волге в 20 дней.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чуигарс!!
     Чунгар, город.
     Страну гуннов армянские писатели указывают к северу от Дербента: «К северу (от Дербента), — говорится в «Армянской географии», — находится царство гуннов.
     На западе у Кавказа город гуннов Вараджан (Варачан), а затем города гуннов Чуигарс и Мсндр (Семендер)».
     Название города Чуигарс больше нигде не встречается и не отождествляется ни с каким другим из известных городов севернее Дербента.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чуйские племена!!
     Племена чуйской группы, обитавшие по среднему течению р. Или, дулу Семиречья и нушиби Западного Тянь-Шаня не оказали большого сопротивления этнически близким к ним тюркютам.
     Тан-шу сообщает, что эти племена одних обычаев с тюркютами и мало отличны по языку По данным Л. Гумилёва Чуйские племена – это потомки «малосильных хуннов», уклонившихся во 2-3 вв. от перехода в Европу.
     В 6-8 вв. они назывались «чуйские племена», часть коих – тюрки-шато, то есть «пустынные», в 808 г. пробились в Китай, а оставшиеся потомки хуннов и чуйских племён, племя чумугунь, обитали западнее Тарбагатая и Алтая, сохранив самостоятельность.
     Чуйский племена, обитавшие вокруг Балхаша, усуни отошли в горы Тяньшаня, а их земли заняли потомки "малосильных хуннов", сменивших своё имя на "чуйские племена".
     Это случилось в 4 в., когда кончилась великая засуха, начавшаяся во 2-3 вв. Тогда Балхаш высох так, что его дно было занесено эоловыми отложениями, перекрывшими солёные почвы.
     Этнически абары не принадлежали ни к телесской группе, ни к чуйским племенам — потомкам хуннов.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чул!!
     Зуар по-гречески, Семендер, армянское Чора.
     Каспийский проход, прикаспийская долина, крепость Дербент.
     Долина Тизул близко напоминает страну Т-д-лу, в конце которой, по Иосифу, находился Семендер (Коковцев), а равным образом греческое Зуар, арабское Чул, армянское Чора, означавшее одно и то же, а именно: Каспийский проход, прикаспийскую долину, и вместе с тем заграждавшую его крепость Дербент.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чумугунь!!
     Одна из ветвей хуннов.
     С 2 по 3 вв. к западу от горных хребтов, отделяющих внутреннюю Азию от внешней, жили потомки «малосильных» хуннов, уклонившиеся от перехода в Азию в середине 2 в. После ухода в 808 г. тюрок-шато в Китай, «чуйские племена», как малосильные хунны назывались в 6-8 вв., распались.
     Оставшееся от них племя чумугунь, обитало западнее Тарбагатая и Алтая, сохранив там самостоятельность.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Чуфут кале!!
     Город.
     На южном берегу Крыма были сооружены две новые крепости — Алуста и Гурзувиты.
     На подступах к Херсону через горный Крым воздвигнута целая система мощных укреплений: Сюрень, Эски-Кермен, Мангуп (Дорос), Инкерман (Каламита), Чуфут-Кале и др (Прокопий).
     Много усилий Византией вкладывалось в строительство храмов как в самом Херсоне, так и его области.
     Большие базилики с мраморными архитектурными деталями обнаружены в Мангупе, Эски-Кермене, Чуфут Кале, Партените (Якобсон).
     Города хазар, многие из которых также имели важные еврейские общины, включали Керчь (Боспор), Феодосию, Таматарху (Тмуторокан), Чуфут-Кале, Судак и Саркель.
     Местный губернатор Самандара был евреем, и можно предположить, что многие из губернаторов этих других населённых пунктов также были евреями. (Брук)
++++++++++++++++++++++++++++++++