Устами младенца! Записки православной матушки

Екатерина Наполова
Эта история случилась в самом начале учебного года, жарким сентябрьским днём. В распахнутые настежь двери класса доносился прелый духмяный запах осенних листьев. До начала занятий оставалось сорок минут. Я всегда прихожу немного раньше, чтобы приготовить всё необходимое.
С улицы доносились знакомые озорные голоса. Дети играли во дворе, пользуясь теплом последних осенних деньков. Среди общего шума и гама, то и дело доносились голоса двух девочек. Они о чём-то без конца спорили. Опять Людочка с Викторией что- то не поделили, подумала я, раскладывая на столе приготовленные для ребят наборы цветной бумаги. Только эта мысль промелькнула в голове, как три не-разлучные подружки Людочка, Вика и Яночка появились на пороге класса.
- Здравствуйте, матушка! - девочки дружно кинулись ко мне обниматься.
- О чём вы так громко спорили? - поинтересовалась я у них.
Виктория и Людмила начали наперебой рассказывать обо всех перипетиях дня, доказывая кто из них был прав. С утра они не могли определиться, кто за кем зайдёт в школу, потом не могли решить, кому именно достанется шоколадное мороженое. Из трёх купленных в магазине мороженых одно было шоколадное и два сливочных. Вот шоколадное мороженое и стало «яблоком раздора». Яночка в этом споре не участвовала. Я обняла девчонок и сказала: «Девочки, вы же такие замечательные подружки, почему же ссоритесь из-за пустяков? Нужно уметь уступать друг другу!»
Когда спор немного стих, слово взяла Яна:
- Матушка, сегодня такой день - «неуступительный», - сказала она своим обычным тихим голосом.
- Что значит «неуступительный»? - удивилась я.
Яночка посмотрела на меня своими удивительно красивыми карими глазами, окаймлёнными густыми чёрными ресницами.
- Ну, это такой день, когда никто не хочет уступать! - печально пояснила она.
- Девочки! - обратилась к ним я, взяв всех троих за руки, - нужно обязательно помириться! Попросить прощения друг у друга!
- Да мы уже пробовали, - поспешила сообщить бойкая Виктория, - не помогает ничего! Только помиримся и опять ссоримся.
- А вы попросили прощения друг у друга за то, что не поделили мороженое, и за всё остальное? - спросила я.
- С мороженым то мы разобрались, а потом из-за наклеек поссорились. Когда мы менялись наклейка-ми, - начала было рассказ Людочка, но тут на полуслове её перебила всегда скромная и тихая Яночка:
- Я, кажется, поняла! - с застенчивой улыбкой на устах сказала она. - Вот мы друг у друга-то прощения просили, а у Бога не попросили, за то, что так вели себя нехорошо! Он, наверное, расстроился...
В знак согласия Людочка закивала златокудрой головкой:
- Точно! Поэтому мы и не можем помириться окончательно!
- А мы сегодня в храм пойдём после кружка? - спросила у меня Виктория.
Получив утвердительный ответ, она обратилась к девочкам:
- Нужно помириться с Богом!