Хазарус. От Фаза до Фулльского народа

Олег Данкир
Фаза акматическая!!
     Колебания пассионарного напряжения в этнической системе после фазы подъёма на предельном для данной системе уровне пассионарности.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Фаза инерционная!!
     Плавное снижение пассионарного напряжение этнической системы после фазы надлома.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Фаза мемориальная!!
     Состояние этноса после фазы обскурации, когда отдельными его представителями сохраняется культурная традиция.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Фаза надлома!!
     Резкое снижение пассионарного напряжения после акматической фазы, раскол этнического поля, рост числа субпассионариев, острые конфликты внутри этнической системы - характерные черты фазы надлома.
     Внутриэтнические процессы этногенеза булгар нашли своё отражение в весьма ощутимых переменах в политической и социальноэкономической жизни Волжской Булгарии, связанной с Золотой Ордой, во второй половине XIV в. фаза надлома булгарского этногенеза не способствовала сплочению булгар.
     Cнижение пассионарного напряжения вело булгарский этнос к распаду его единого государства и усилению в нём различных, иногда противоположных, течений в понимании местных и общебулгарских интересов.
     Однако, булгарский этнос выдержал все перипетии этой опасной для его существования фазы.
     Особую роль в сохранении духовного единства булгарского народа сыграла его развитая в предшествующие эпохи этноноосфера (Р. Бариев).
++++++++++++++++++++++++++++++++
Фаза обскурации!!
     Снижение пассионарного напряжения ниже уровня гомеостаза, сопровождающееся либо исчезновением этноса как системы, либо превращением его в реликт.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Фаза подъёма!!
     Период стабильного повышения уровня пассионарного напряжения системы вследствие пассионарного толчка или генетического дрейфа.
     По пассионарной теории этногенеза Л.Н. Гумилёва фаза подъёма характеризуется энергичной экспансией вновь возникшего этноса, что видно в захвате земель, резким ростом активности этноса, демографическим взрывом, а также ростом числа подсистем этнической системы.
     Из этнического субстрата начинают выделяться пассионарные особи, которые создают консорции - группы людей, связанных между собой единой целью и общей судьбой.
     Наиболее активные пассионарии возглавляют властные структуры, способствующие объединению этноса в мощную дисциплинированную организацию для решения общих задач возникающего общества.
     В среду всего этноса начинает проникать чувство единства (Р. Бариев).
++++++++++++++++++++++++++++++++
Фаза этногенеза!!
     Совокупность таких уровней пассионарного напряжения системы, каждый из которых при данном направлении процесса этногенеза определяет господство в стереотипе поведения единого для всей совокупности уровней императива поведения.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Факих!!
     Ибн ал-Факих.
     Ибн аль-Факих писал: «Все хазары - евреи». Христианин Ставело писал в 864 году, что «все они исповедуют всю иудейскую веру в целом». Факих - мусульманский проповедник, которого Мерван послал к кагану по его просьбе.
     Сам каган просил это прислать ему учителей для ознакомления с мусульманской религией.
     Мерван направил к нему двух факихов. (Артамонов)
++++++++++++++++++++++++++++++++
Фалдун!!
     Курд.
     По сообщению Ибн-ал-Асира, в 1031/2 г. курд Фалдун, овладевший частью Азербайджана, совершил нападение на хазар и захватил у них большую добычу.
     Возвращаясь, он думал, что окончательно разбил их и не ожидал никакой опасности.
     Но хазары быстро собрались с силами, догнали его и, перебив более 10 тысяч его людей, не только отняли взятую у них добычу, но и забрали имущество самих мусульман.
     В.В. Бартольд считал поход владетеля Ганджи на хазар невероятным и думал, что имя хазар в известии о нем поставлено по ошибке.
     Того же мнения придерживается В.Ф. Минорский, указывающий, что арабское написание имени хазар очень близко к обозначениям грузин
++++++++++++++++++++++++++++++++
Фанагория!!
     Фанагурис у Прокопия.
     Столица Великой Болгарии и город в Хазарском каганате у Прокопия.
     Фанагория расположена в 25 км. от Керчи на том же Таманском берегу.
     Фанагория возникла на развалинах античного города с тем же названием.
     Здесь появился сначала небольшой посёлок, который затем в 8 веке разросся в цветущий, раскинувшийся широко по берегу город.
     Застройка производилась с максимальным использованием старых зданий и кварталов.
     Полученные археологами материалы говорят об обширных торговых связях и развитом ремесленном производстве Фанагории.
     Иосиф ничего не говорит о Фанагории, зато о нём несколько раз упоминают византийцы.
     В рассказе Прокопия об императоре Юстиниане-II Фанагория фигурирует как столица болгар и хазар, где правила хазарская администрация.
     Из сообщения Прокопия также известно, что между 528-533 гг. было свержение Грода гуннями и захват ими Боспора, Кепы и Фанагории.
     Боспор некоторое время находился в руках варваров и что тогда же «соседними варварами» были взяты и разрушены Кепы и Фанагория (Фанагурис), города, находившиеся на противоположной стороне Керченского пролива, на которые распространялась власть Боспора.
     Для возвращения боспорских городов Юстиниану пришлось снарядить большую военную экспедицию, во главе которой был поставлен комит Иоанн; византийская армия при этом была усилена значительным вспомогательным войском из скифов (готов) с вождями Годилой из Одисса и Бадурием, направленными из Западного Причерноморья.
     Боспор был возвращён и укреплён заново построенными стенами. Возвращены были и боспорские города на Таманском полуострове.
     Судя по подписи епископа Иоанна под определениями Константинопольского собора 519 г., а также из «Жития Иоанна Готского», можно понять, что епископская кафедра существовала в Фанагории, но она, вероятно, не распространяла свою компетенцию на готов-тетракситов, так как последние в это время были непосредственно связаны с Боспором.
     Когда чиновник Византии Пров прибыл в Боспор в 522 г. и узнал о деятельности проповедников Кардоста, он встретился с ними, а затем сообщил о них императору.
     По распоряжению Прова, из находившихся поблизости византийских городов, по предположению М.И. Артамонова из Кепы и Фанагории, Кардосту и его спутникам было отправлено30 мулов, нагруженных пшеницей, вином, маслом, льном и другими продуктами, а также церковной утварью, необходимой для христианского богослужения.
     Чтение «пугуры» в сообщении Михаила Сирийского о трёх братьях, явившихся из Внутренней Скифии во время царствования императора Маврикия, Маркварт исправлял на «фанагуры» — фанагорийцы и даже склонялся видеть здесь Беленджер и беленджерцев.
     М.И. Артамонов добавляет, что с исторической точки зрения отождествление загадочных пугур с фанагорийцами возможно; в таком случае они означали бы кубанских болгар, которым принадлежал город Фанагория на Таманском полуострове.
     Однако лингвистически более вероятно, что «пугуры» означают тех же болгар, которые назывались и беленджерцами.
     В Хронике Феофана сообщается: «…На восточных берегах Меотийского озера за Фанагорией, кроме евреев, живут многие народы.
     За тем озером, выше Куфиса, в котором ловят болгарскую рыбу коист, находится древняя Великая Болгария и живут соплеменные болгарам котраги».
     С разрешения кагана Юстиниан II в 695 г. поселился в находившемся во власти хазар городе кубанских болгар Фанагории на Таманском полуострове.
     Этот город был наиболее удобным для экс-императора, чтобы следить за событиями в Византии и поддерживать связи с его довольно многочисленными, как показали дальнейшие события, сторонниками в Константинополе.
     На Таманском полуострове поселения того же времени и той же культуры, что и небольшой боспорскнй город Тиритака (близ Керчи), известны в самой Тамани (древняя Таматарха), в Фанагории, на северном берегу Таманского залива на месте древнего Петрея и в ряде других пунктов.
     Здесь так же, как и в Крыму, обнаружены сырцовые постройки с каменным основанием и глинобитные печи.
     И на Таманском полуострове и в Крыму в связи с поселениями встречены однородные погребения с гробницами из каменных плит, со скелетами, ориентированными головой на запад.
     Евреи издавна жили в некоторых областях, вошедших в состав Хазарского каганата.
     Еврейские памятники первых веков нашей эры известны из Фанагории на Таманском полуострове.
     Жили евреи в это время и позже также в Крыму.
     Преследование евреев, начатое в Византии Ираклием ещё в двадцатых годах VII в., а затем возобновленное с особой строгостью Львом III Исавром (717-741 гг.) в начале VIII в. (723 г.), ещё больше усилило еврейский элемент в Хазарии.
     В 700 году хазарские официальные лица бывали на Босфоре и в Фанагории (С.А. Плетнёва).
     Иосиф ничего не говорит о нём, зато о нём несколько раз упоминают византийцы.
     По всей видимости во времена написания ответного письма кагана Иосифа Хасдаю Фанагория перестала существовать.
     Кажется, что город был разрушен печенегами.
     Ничего не упоминает о нём, и Константин Порфирородный, хотя в своих рассказах он не раз возвращается к приазовским болгарам.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Фанагуры!!
     Фанагорийцы.
     Чтение «пугуры» в сообщении Михаила Сирийского о трёх братьях, явившихся из Внутренней Скифии во время царствования императора Маврикия, Маркварт исправлял на «фанагуры» — фанагорийцы и даже склонялся видеть здесь Беленджер и беленджерцев.
     М.И. Артамонов добавляет, что с исторической точки зрения отождествление загадочных пугур с фанагорийцами возможно; в таком случае они означали бы кубанских болгар, которым принадлежал город Фанагория на Таманском полуострове.
     Однако лингвистически более вероятно, что «пугуры» означают тех же болгар, которые назывались и беленджерцами.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Фансах!!
     Хазарское имя во времена княгини Ольги.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Фарсах!!
     Хазарская мера длины.
     Фарсах в разных условиях имел различную протяжённость и точно также, как вполне реальное понятие "день пути" не имел и не мог иметь один и тот же линейный эквивалент.
     В одних условиях "день пути" мог равняться 20, а в других условиях 50 и больше километрам.
     Точно также и протяжённость фарсаха была различной в зависимости от условий передвижения: в горной, персечённой местности одна, а на ровной степи - другая.
     Об этом можно заключить, например, по описанию путешественника Ибрагим-бека на персидсеком языке.
     Это была не мера длины в нашем смысле слова, а мера усилий, затрачиваемых на преодоление пространства, стоящая ближе к исчислению времени, чем линейного расстояния.
     Поэтому совершенно безнадёжно определение хазарского фарсаха путём сопоставления с длиной арабского фарсаха, которая также колебалась от 6 до 9 и больше километров.
     Ввиду этого при определении размеров Хазарии нужно принимать за основу те реальные признаки, которые известны для её границ.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Фасиан!!
     Басен Безлесный.
     Пасин.
     Местом поселения колонии болгар в Армении назван Басен Безлесный, у греков Фасиан, нынешний Пасин, находящийся в пределах современной Турции в верховьях р. Аракса.
     Время переселения болгар в Армению относится, согласно «Истории Армении», к царствованию Аршака I, т.е. к концу II в. до н.э., что не может не вызвать весьма основательных сомнений.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Фасис!!
     В “Книге Велеса” содержится запись: “Ра-река – великая, она отделяет нас от иных людей и течёт в море Фасийское”. Название Фасийское море происходит от реки Фасис, ныне именуемой Риони, которая, как и в древние времена, по-прежнему течёт в Чёрное море. (Киракошьян)
++++++++++++++++++++++++++++++++
Фахратдин!!
     Большая часть тех хазар, которые позже приняли кириллицу Руси, были евреями, согласно Тарих-и-Фахр ад-Дину Мубараку Шаху, персидской работе, составленной в 1206 году.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Феодор Руштуни!!
     Армянский князь.
     После завоевания Сирии, а Месопотамии арабы проникли в Закавказье и прежде всего в Армению.
     Эта страна, разделённая на ряд феодальных владений и постоянно раздираемая внутренней борьбой, издавна служила предметом спора между Византией и Сасанидским Ираном.
     Со времени победы, одержанной Ираклием, почти вся Армения и большая часть Закавказья находились под властью Византии.
     Наступление арабов встретило здесь слабое сопротивление.
     В 640 г. арабы взяли приступом столицу Армении Двин, но удовольствовавшись добычей и пленными, вернулись обратно.
     В следующие за этим годы они неоднократно нападали на Армению, проникали в Грузию и в Албанию, все опустошая на своём пути.
     Большая часть армянских нахараров во главе с Феодором Руштуни решила отклонить опасность добровольным подчинением арабам.
     Дальнейшее сопротивление казалось им безнадёжным; оно могло привести только к окончательному разорению страны и к утрате феодалами их положения.
     Фео-дор Руштуни в 652 г. отправился к наместнику Сирии Муавии и заключил с ним договор на выгодных для Армении условиях: Армения поступала под протекторат халифата, сохраняя внутреннюю самостоятельность.
     Примеру армян последовали грузинские и албанские князья.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Феодор!!
     Аланский епископ.
     Христианство в Аланию проникало издавна.
     Позднее церковное предание (XVII в., патриарх Досифей) относит его начало к VIII в. (713 г.) и даже называет аланского епископа этого времени — Феодора.
     Подтверждением раннего проникновения христианства в аланскую среду может служить надгробная плита с греческой надписью, поминающей «раба божия Георгия», VIII в., найденная в одном из городищ Пятигорья.
     Ибн Русте, писавший в 922 г., свидетельствует, что царь алан придерживался христианской религии, тогда как массы его подданных были язычниками.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Феодора!!
     Жена Маврикия.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Феодора!!
     Теодора.
     Византийская императрица, жена Юстиниана II.
     Его женили на сестре (или на дочери) кагана, которая перешла в греческую веру и взяла себе имя Теодора (или Феодора), по имени византийской императрицы, супруги Юстиниана I.
     Сестра хазарского кагана Бузира или Базира (по другим данным царь), получившая при крещении имя Феодора и впоследствии коронованная, выглядит единственной достойной персоной во всей цепи подлых интриг, затеянных Юстинианом и каганом: она искренне любила своего безносого мужа (которому было ещё только 30 с небольшим лет). (Кестлер)
     Она считала, как это и было принято у хазар, что Бог явился во сне Деве Марии и оплодотворил её снившимся ей словом.
     В 695 г. в Херсон был сослан свергнутый с престола византийский император Юстиниан II.
     Кроме престола, он потерял ещё и нос, отрезанный у него по распоряжению его счастливого соперника Леонтия.
     Однако это не лишило Юстиниана надежды вновь вернуть себе трон.
     Деятельность, которую он развил в ссылке, возбудила опасения среди херсонцев.
     Они не сочувствовали намерениям экс-императора и помышляли о выдаче его византийскому правительству императора Апсимара-Тиверия, в 698 г. ставшего на место свергнутого в свою очередь Леонтия.
     Предупреждённый об опасности, Юстиниан бежал в горную крепость Дори в Крымской Готии, в то время находившейся под протекторатом хазар.
     Оттуда он обратился к хазарскому кагану и получил разрешение явиться к нему.
     Каган, имя которого в греческой передаче было Ибузир Гляван, любезно встретил Юстиниана, по-видимому, обещал ему помощь и выдал за него замуж свою сестру, названную при крещении Феодорой.
     С разрешения кагана Юстиниан поселился в находившемся во власти хазар городе кубанских болгар Фанагории на Таманском полуострове.
     Этот город был наиболее удобным для экс-императора, чтобы следить за событиями в Византии и поддерживать связи с его довольно многочисленными, как показали дальнейшие события, сторонниками в Константинополе.
     Когда в Византии стало известно о сближении Юстиниана с хазарским каганом, Апсимар отправил к последнему посольство с просьбой выдать соперника живым или мёртвым и с обещанием щедрого вознаграждения за эту услугу.
     Прельстился ли каган обещаниями, или он не верил в успех замыслов Юстиниана, но он, по данным нашего источника, согласился исполнить желание Апсимара и под видом охраны Юстиниана от умыслов византийского императора окружил его хазарской стражей.
     Личному представителю кагана Папацию и архонту (правителю) Боспора Волгицито было приказано убить Юстиниана по первому знаку.
     О намерениях кагана стало известно Феодоре, которая и предупредила мужа об угрожающей опасности.
     Юстиниан, пригласив к себе Папация и правителя Боспора, приказал задушить их, а затем, отослав жену к её брату, с несколькими приближенными бежал на рыбачьем судне из Хазарин в Дунайскую Болгарию.
     С помощью хана дунайских болгар Тервела ему удалось захватить Константинополь и после десятилетнего изгнания вернуться на византийский трон (705 г.).
     Расправившись со своими врагами и щедро наградив Тервела, Юстиниан принял меры к получению своей жены из Хазарии.
     Он, по-видимому, не надеялся на доброжелательное отношение к себе кагана и ввиду этого отправил за женой большой флот с целью военной демонстрации. Однако флот этот сильно пострадал от бури.
     Хазарский каган поэтому будто бы сказал: «О, несмысленный, не следовало ли тебе прислать за женой два или три корабля и не губить столько народа! Или ты думаешь, что берёшь её войной? Вот родился у тебя сын. Посылай, бери их».
     Феодора и её сын были благополучно доставлены в Константинополь и венчаны на царство, причём сын Юстиниана был назван Тиверием и объявлен соправителем.
     Статуя хазарской царевны была поставлена в столице рядом со статуей её мужа.
     Должно быть тогда же или несколько позже в Константинополе был и сам хазарский каган.
     Всенародное чествование его происходило на месте, называемом «Царская цистерна».
     Спафарокандидат Петрона Каматир, строитель крепости Саркел на Дону был брат жены императора, Феодоры.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Феодоро, княжество!!
     Дори. Дорос у Тихановой. Мангуп у Артамонова.
     Княжество Дори, как называлась крымская Готия, занимало горную область полуострова, где удержались потомки готов, в массе своей вытесненных из Причерноморья гуннами.
     Они смешались с местным населением и ещё в начале VI в. подчинились Византии, которая постройкой ряда укреплений в горных проходах («клисуры») помогала им обороняться от степных хищников (Прокопий).
     В 962 году подстрекаемые Византией готы отказались платить дань Хазарии.
     Это привело к тому, что хазарские всадники вновь вторглись в Крым и в содружестве с ратниками княжества Феодоро штурмом овладели столицей готов Эски – Кермен, что привело к прекращению существования крымской Готии. (Штейнберг)
     В столице Готии Феодоро (Мангуп) был сооружён обширный христианский храм (Латышев).
     В середине VII в. это княжество было подчинено хазарами, но в нем, как и в других владениях хазар, сохранилась внутренняя автономия.
     Готия управлялась своим князем, хотя и под контролем со стороны хазар.
     Там нашел убежище бежавший из Херсона экс-император Юстиниан и оттуда же он просил покровительства хазарского кагапа, в руках которого в то «ремя находился весь Крым, за исключением Херсона.
     Последовавшая затем оккупация Херсона хазарами и их участие в перевороте 711 г., в результате которого императором был провозглашен Филишшк-Вардан, привели к установлению дружественных отношений между империей и хазарами.
     Исследователи, связывая пространную редакцию с Крымом, определяли время её появления обычно тем, что в списке хазарских городов в Крыму вместо столицы Готии — Дори или Феодоро значится Мангуп, по другим источникам известный не раньше монголо-татарского завоевания.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Феодосий-II Великий!!
     Император византийский. (408-450).
     В сирийской хронике Иешу Стилита начала VI в. говорится, что в дни Гонория и Аркадия {395-408 гг.), сыновей Феодосия Великого, вся Сирия находилась в руках гуннов.
     Они не только разоряли и грабили города, но и массами уводили население в рабство.
     По словам Приска Панийского, Император Феодосий II, желая привлечь акацир на сторону Византии против гуннов, послал им подарки, но его посол, не учтя иерархии акацирских вождей, роздал их не по установленному порядку.
     Старший из вождей Кури-дах получил подарок не первым, а вторым и поэтому обиделся и донес Аттиле о готовящейся измене.
     Последний был настолько встревожен этим известием, что повернул против акацир большое войско, выступившее было к границам Византии.
     Часть изменивших акацирских вождей была перебита, других заставили покориться.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Феодосия!!
     Город.
     Того же рода поселения, что и небольшой боспорский город Тиритака (близ Керчи), доживший до V в. включительно и затем запустевший настолько, что остатки его сооружений покрылись землей, обнаружены на месте древнего города Мирмекия, в развалинах боспорской крепости Илурат (в 17 км к юго-западу от Керчи), близ с. Алексеевки — в центральной части Керченского полуострова, у с. Планерское (бывший Коктебель) в районе Феодосии и в некоторых других местах Восточного Крыма.
     Города хазар, многие из которых также имели важные еврейские общины, включали Керчь (Боспор), Феодосию, Таматарху (Тмуторокан), Чуфут-Кале, Судак и Саркель.
     Местный губернатор Самандара был евреем, и можно предположить, что многие из губернаторов этих других населённых пунктов также были евреями.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Феофания Музалон!!
     Архонтисса Руси.
     Византийская патрицианка.
     Стала женой князя Олега, когда он был выдан хазарами Византии и отправлен последними на два года в ссылку на остров Родос. Была найдена печать её с греческой надписью, в которой она именуется Архонтиссой Руси. (Лопарёв Д.).
     Женившись на византийской патрицианке Феофании Музалон, Олег в 1083 г. вернулся в Тмуторокань, изгнал Давида и Володаря и перебил хазар, причастных к убийству его брата и умышлявших против него самого.
     Из этого видно, что в отношении Византии к Олегу произошел поворот.
     Он не только получил свободу, но, вероятно, и помощь, без чего он не смог бы овладеть Тмутороканью.
     Вместе с тем Олег не оставил своего намерения вернуть отцовское наследие, но на этот раз не спешил, а собирал силы и терпеливо ждал подходящего случая.
     Только через 10 лет, в 1094 г., после смерти Всеволода и paзгpома русского войска половцами на Стугне, он опять в союзе с половцами начинает борьбу за Черниговскую землю и в конце концов обосновывается на Новгород-Северском княжении.
     Повесть временных лет.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Феофил, гуннский князь!!
     Гуннский князь.
     С нашествием 530 г. К.В. Тревер связывает рассказ в «Истории агван» Моисея Каланкатуйского (Тревер).
     В нём говорится о вторжении, видимо, через Дербент, северных народов, полчищ фовельских и гуннских во главе с царем росмосоков.
     Расположившись близ г. Халхала, варвары разделились на три части, из которых одна направилась в Албанию, а другие в Армению и Иверию.
     Предводитель гуннов под впечатлением мученической смерти не пожелавшей отдаться ему прекрасной пленницы Такучи и под влиянием священников, учеников Маштоца, принял христианство и имя Феофил.
     Вместе с ним в христианство перешли его сыновья и часть воинов.
     Когда гуннские отряды вернулись к месту сбора в области Ути, новокрещенный Феофил отказался учувствовать в языческих жертвоприношениях.
     Царь росмосоков приказал казнить его вместе с 30 товарищами и священниками.
     Два сына Феофила попытались бежать с полком агистратонским (святого воинства), но были настигнуты и перебиты.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Феофил, византийский император!!
     Император византийский.
     Время построения Саркела определяется указанием у Константина Багрянородного на императора Феофила.
     У Кедрина, правда, рассказ об этом событии помещён под 834 г., а у продолжателя Феофана – перед сообщением о походе Феофила против арабов в 837 г. Император Василий Македонянин был в болгарском плену вместе со своими родителями и вернулся оттуда при императоре Феофиле 25-летним молодым человеком.
     Дата этого события определяется годами византийско-болгарской войны 836-837 гг. В это время мадьяры жили поблизости от Дуная, т.е., очевидно, находились уже в стране Ателькузу.
     В начале 60-х гг. IX в. шайки мадьяр проникали в Крым, где их встретил Константин Философ на своём пути в Хазарию.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Фермопилы!!
     Действия отрядов кутригур в 559 г. были не удачны: отряд, направленный в Грецию, был задержан в Фермопилах и вернулся, другой безуспешно осаждал фракийский Херсонес (Прокопий).
++++++++++++++++++++++++++++++++
Филан!!
     Арабские писатели насчитывали в горном Кавказе 72 племени со своими языками или несходными с другими наречиями (Карнаухов).
     Только в Восточной части Кавказа они указывают одиннадцать «царей гор» или «царей горы Кабх», владеющих следующими княжествами: Сериром, Маскатом, Филаном, Лакзом, Шабираном, Хамзином, Мираном, Табарсараном, Туманом, Зирикирином, Синданом или Мазданом.
     Граничивший с юга с Табарсараном (княжество кавказских горцев у арабских писателей) Филан, может быть, соответствует владению Казикумухскому.
     Маркварт поправляет это название на «Гилан» и локализует возле Дербента.
     Вместо Гилана у Ибн ал-Факима значится Джилан, помещенный к северу от Дербента.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Филаншах!!
     Царство.
     После завоевания хазар, мерван в 737/8 г. принялся за покорение горских народов.
     От Ибн ал-Асира известно, что владетель Синдана откупился от арабов тем, что обещал Мервану представить единовременно 100 невольников и ежегодно доставлять в Дербент 5 тысяч модиев зерна.
     Дань с Табарсарана была определена в 10 тысяч мер зерна.
     Филаншах за помощь арабам был вовсе освобожден от дани.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Филимер!!
     Король готов.
     При нём готы пришли в страну Ойум на правом берегу Днепра и изобилующую водой.
     Там Филимер разгневался на каких-то женщин, колдуний, называемых по готски "галиурунами" и изгнал их в пустыню, где с ними встретились "нечистые духи", и потомки их образовали племя гуннов.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Филиппик!!
     Филипп. Вардан. Император византийский.
     Херсонцы зашли так уже далеко, что они «изгладили имя Юстиниана и с прочих крепостей и провозгласили царем Вардана-Филиппика»,7 Получив крупный залог от византийского войска, обеспечивающий безопасность Вардана, названного при провозглашении императором Филиппом, каган отпустил его, и он во главе флота быстро переправился в Константинополь и захватил власть.
     Юстиниану отрубили голову, а его сына от хазарской царевны, Тиверия, зарезали.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Финикия!!
     Поздний автор Бар-Гебрей, живший в XIII в., но использовавший более ранние сирийские источники, под 397 г. сообщает, что гунны так опустошили Сирию и Каппадокию, что они обезлюдели (Пигулевская).
     Латинский писатель Иероним был современником и почти очевидцем этого нашествия. Во время его паломничества на восток «вырвалась орда гуннов из далекого Меотиса, земли ледяного Танаиса». Ряд городов Месопотамии подвергся осаде, в том числе Антиохия.
     Иерусалим и Тир готовились в ожидании врага. «Аравия, Финикия, Палестина и Египет были пленены страхом».
     Гунны захватили огромное количество пленных и благодаря своей «неудержимой жажде золота» собрали множество добычи (Пигулевская).
++++++++++++++++++++++++++++++++
Финноугорские и угросамодийские племена!!
     Были северными соседями хуннов.
     Манси и ханты (остяки и вогулы) - их потомки - реликты некогда могучего этноса Сыбир (Сибирь), в среднегреческом произношении савир, в древнерусском - север, северяне, которых ещё в 18 в. называли "севрюки".
++++++++++++++++++++++++++++++++
Финно-угорские народы!!
     Народы, говорящие на финно-угорских языках. Могут быть разделены на две главные ветви: угорскую и финно-пермскую. Венгерский, вогульский и остякский языки относятся к угорской ветви.
     Финно-пермская ветвь включает в себя следующие три группы языков: 1) пермская группа, к которой относятся удмуртский (вотякский) и коми (зырянский и пермский) языки; 2) восточная финская группа, то есть марийский (черемисский) и мордовский (эрьзя и мокша) языки; 3) западная финская группа, которая состоит из следующих языков: карельский, эстонский и суоми (то есть, собственно финский).
     Предки финно-угорских племён в сарматский период заняли всю северную часть Руси.
     Южная граница их расселения проходила по линии от Финского залива к средней Волге.
     В пятом веке н.э. некоторые угорские племена мигрировали из Уральского района и Зауралья к северокавказским землям, где они были под контролем сначала у гуннов, а затем у хазар.
     Это была та ветвь угров, которая позже, после распада Великой Булгарии, двинулась в южнорусские степи.
     Русская "Повесть временных лет" упоминает их как белых угров. Они были предками мадьяр.
     Ещё одна часть угров мигрировала в конце девятого века из Уральского региона в Венгрию.
     Они были известны русским как черные угры.
     Достигнув Венгрии, они слились с белыми уграми.
     Та часть из них, что осталась на Урале, позднее смешалась с татарами и стала известна как башкиры.
     Что касается восточных финских племён, то мордва и черемисы (мари) после седьмого века признали над собой господство поволжских булгар.
     Именно к Восточной финской группе, должно быть, принадлежали древние племена меря и мурома, к настоящему времени русифицированы.
     Из западных финских племён русская первая летопись знает чудь, весь и емь, из которых первые, вероятно, относились к эстонской группе.
     Вогуляне и остяки, также принадлежавшие к угорской ветви финских народов, проживают сейчас в северной части бассейна Оби, за Уралом.
     По русским летописям вогулы известны как югра.
     В давние времена часть их распространилась на западе Урала, в районе, где сейчас проживают зыряне (коми).
     Бесчисленные поселения и могильники раннего финно-угорского типа могут быть отнесены к периоду с шестого по девятый век.
     Рыболовство обеспечивало пищей местное население, торговля мехами ставила финнов в положение партнеров, необходимых для процветания как поволжских булгар, так и хазар.
     В обмен на меха финны получали от поволжских булгар и хазаров металлические орудия, оружие и украшения.
     (Вернадский)
++++++++++++++++++++++++++++++++
Финноугоры!!
     П.Н. Старостин пишет, что “в предболгарское время районы Нижнего Прикамья и прилегающие участки Среднего Поволжья были заселены в основном двумя разноэтническими и разнокультурными группами племён.
     Северную и западную окраины региона населяли финно-угорские племена,.
     Центральные, южные и восточные пределы занимали именьковские племена,.”.
     Нельзя сбрасывать со счетов влияние на пеpеселенцев булгаp культурных традиций аборигенов края - финно-угpов (Р. Бариев).
++++++++++++++++++++++++++++++++
Финны!!
     Древний северный этнос.
     Второй его раздел - угорский - пришлый по Волге в 3-4 вв. после засухи во 2-3 вв. на Каспии и в Великой степи.
     Финны и угры с гуннами не ассимилировали друг друга, а жили на основе симбиоза.
     Это снижало, полагает Л. Гумилёв, необходимость межплеменных войн.
     Летопись сообщает, что Русью было норманнское племя, приведенное с собою варяжскими князьями, утвердившими свою власть над восточными славянами, «от варяг бо прозвашася Русью, а первое беша словяне», а современное языкознание доказывает, что финны называли и называют «руотси», «руси» шведов, что название «Русь» представляет собою закономерное видоизменение этого финского термина в славянском языке и что, следовательно, его распространение следует связывать с продвижением норманнов в славянскую среду (Артамонов).
     Стерлитамакский могильник оставлен не аланами и не тюрками, а народом финно-угорского круга, к которому принадлежали и мадьяры.
     Русы в походах IX-X вв. составляли ядро войска, к которому присоединялись ополчения зависимых славянских и финских племён.
     Помимо даннических обязанностей, в эти походы их привлекала возможность дележа богатой добычи.
     В целом отношения между русами и славянами в процессе создания Киевской державы хорошо отражены в арабских источниках: "Страна славян – ровная и лесистая, и они в ней живут (Зорин). Для Константина Цукермана, великого специалиста хазар, они были бы финно-угорского происхождения.
     Они не происходили из степей Востока, а взросли в заснеженных лесах северной России и вели себя как банда, кровожадная, потворствующая грабежам, представляющие из себя маленьких царств, на пути которых лучше не стоять.
     Исходя из холодных долин, они прошли через Волгу и ассимилировали барильных людей.
     Если это исследование окажется точным, это будет означать, что историю хазар следует переписать (переписывать). (Ga;lle Smet).
     Финское племя составляло одну из отраслей монгольской расы.
     В пределах нынешней России финны жили с незапамятной поры, подчиняясь воздействию как скифов с сарматами, так позднее готов, тюрков, литовцев и славян.
     Делясь на много маленьких народцев (чудь, весь, емь, эсты, меря, мордва, черемисы, вотяки, зыряне и многие другие), финны занимали своими редкими поселениями громадные лесные пространства всего русского севера.
     Разрозненные и не имевшие никакого внутреннего устройства слабые финские народцы быстро подчинялись более культурным пришельцам и ассимилировались с ними или уходили от них на север или восток.
     Таким образом, в славянское население мирным путём вливался обруселый финский элемент.
     Лишь изредка там, где финские жрецы шаманы (по старому русскому названию "волхвы" и "кудесники") поднимали свой народ на борьбу, финны становились против русских.
     Но эта борьба кончалась неизменной победой славянства, и начавшееся в VIII—Х вв. обрусение финнов продолжалось неуклонно.
     Одновременно со славянским воздействием на финнов началось сильное воздействие на них со стороны тюркского народа болгар волжских.
     Пришедшие с низовьев Волги к устьям Камы кочевые болгары основались здесь и, не ограничиваясь кочевьями, построили города, в которых началась оживлённая торговля.
     Арабские и хазарские купцы привозили сюда с юга по Волге свои товары; здесь они выменивали их на ценные меха, доставляемые с севера Камою и верхнею Волгою.
     Сношения с арабами и хазарами распространили между болгарами магометанство и некоторую образованность.
     Болгарские города (в особенности Болгар или Булгар на самой Волге) стали очень влиятельными центрами для всей области верхней Волги и Камы, населённой финскими племенами.
     (Платонов С.Ф.).
     Френ относит хазар к финскому племени.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Финские народы!!
     Потомки хурритов считаются основателями Центрально-Азиатского царства Хорезма, которые, по мнению некоторых учёных, являются исходной землёй финских и алтайских народов, и это каким-то образом связано с Секели, одним из венгерских племен.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Финские шумящие подвески!!
     Найдены на Маяцком городище. На ней видны следы починки. Относится находка к середине IX в. (Винников, Плетнёва)
++++++++++++++++++++++++++++++++
Флот у хазар!!
     У хазар было мощное государство, флот на двух морях: Чёрном и Каспийском, ветров у них было столько, сколько рыбы в море, а их годы были высоки, как сосны (Павич).
     Они исповедовали неизвестную в настоящее время веру, обожествляли соль, а свои храмы вытёсывали в подземных слоях соли или в соляных скалах на поверхности земли.
     Самюэль Коэн 2 марта 1680 года в разговоре на Страдуне, главной улице города, рассказал следующее: "На некоторых кораблях своего флота хазары вместо парусов использовали рыбачьи сети.
     И корабли эти плавали так же, как все остальные.
     Когда один грек спросил хазарских священников, каким образом это достигается, еврей, присутствовавший при разговоре, ответил вместо тех, к кому был обращён вопрос: "Очень просто, вместо ветра они ловят этими сетями что-то другое.
     Арабские писатели сообщают, что в 906 г. русы на 16 судах подплыли к острову Абесгун на Каспийском море и уничтожили его торговый флот.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Флуктуации биосферы!!
     Локализированные в пространстве и времён изменения количества энергии живого вещества биосферы вследствие пассионарных толчков.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Фовельцы!!
     По сведениям Захария Ритора, гунны около 531 г. вторглись в византийские области и достигли Антиохии, не встречая сопротивления.
     По пути они жгли поселки и истребляли сельское население.
     Только на обратном пути дукс Мартирополя Бесса напал на них, уничтожил 500 всадников и обогатился захваченной добычей.
     Оставшихся потрепал ещё один дукс из крепости Китагир. Ему удалось отбить у них вьючных животных.
     С этим нашествием К.В. Тревер связывает благочестивый рассказ в «Истории агван» Моисея Каланкатуйского).
     В нем говорится о вторжении, видимо, через Дербент, северных народов, полчищ фовельских и гуннских во главе с царём росмосоков.
     Расположившись близ г. Халхала, варвары разделились на три части, из которых одна направилась в Албанию, а другие в Армению и Иверию.
     В числе пленных, захваченных ордой, опустошившей Албанию, оказались два священника из числа трех, присоединившихся к ученикам Месропа Маштоца, когда те вскоре после смерти изобретателя армянского письма находились в Иерусалиме.
     Тревер полагал, что росмосоки и фовельцы представляли собою этнические наименования новых племён, обитавших к северу от Кавказа.
     Но, замечает Артамонов, это традиционные библейские названии северных варваров (Иезекиль), под которыми скрываются подлинные имена завоевателей; судя по хронологии, это могли быть те же гунны хайлынлуры, о которых рассказывает Егише.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Фока!!
     Император византийский.
     Узурпатор императорской власти из сотников.
     После неудачной попытки сокрушения Ирана совместными усилиями Византии и Тюркютекого каганата в 589 г., в которой приняли участие и хазары, о последних больше ничего не слышно около 35 лет.
     Ни Византии, ни Ирану, ни тюркютам в это время было не до хазар.
     Тяжёлая война с Китаем, восстание телесцев, распадение государства на независимые части, междоусобицы — все это сильно ослабило тюркютов и отвлекло их внимание от запада.
     Восстание победителя Шабы при Герате Бахрама Чубина и бегтво шаха Хосроя II Пар виза в Византию вызвало вмешательство последней в иранские дела.
     В награду за помощь в восстановлении на троне шахов Ирана Хосрой Парвиз передал Византии все области, из-за которых шла война между этими государствами.
     Во власти Византии оказалось все Западное Закавказье от Ванского озера и Двина до Тбилиси. Но и Византия недолго торжествовала.
     Взбунтовавшееся войско, опираясь на народное движение, свергло Маврикия и возвело в императоры сотника Фоку (602 г.).
     Однако недовольство и беспорядки не прекратились; к внутренним затруднениям прибавились внешние.
     Хосрой Парвиз, обязанный Маврикию победой над Бахрамом Чубином, в свою очередь выступил против узурпатора Фоки и начал завоевание византийских провинций.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Форгома!!
     Иосиф, каган хазарский (Брокгауз и Ефрон) считает хазар потомками Форгомы (Таргамос у Леонти Мровели, правнук Ноя), от которого ведут своё происхождение грузины и армяне.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Фотий!!
     (820-891), Патриарх константинопольский.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Фракийцы!!
     М.И. Ростовцев и др. полагают, что киммерийцы принадлежат к той же этнической группе, что и фракийцы.
     Характерно, что некоторые боспорские цари имели фракийские имена.
     Фракийцы лингвистически принадлежат к индоевропейской семье.
     Поэтому киммерийцы могут сами рассматриваться как арийцы.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Фракия!!
     Гуннское нашествие коренным образом изменило облик южной части Восточной Европы.
     Не менее серьёзные изменения произошли и в лесостепной зоне современной Украины, где до этого обитали гето-фракийские, славянские и германские племена: они были начисто сметены тюркоязычными племенами.
     Вероятно, значительная часть населения с Черняховской культурой принадлежала к гетам или другим близко родственным с ними фракийским племенам; несомненно, эта культура охватывала и ту часть степного сармато-аланского населения, входившего в Готский союз, которая перешла к осёдлости и обосновалась в северо-Западном Причерноморье, на Нижнем Днепре и частично в лесостепной полосе на границе со степью.
     После неудачной попытки в 397 г. перейти Дунай и овладеть Фракией гунны сравнительно долго не беспокоили Римскую империю на западе.
     В Эпире в последней четверти V в., когда гунны были уже изгнаны из Паннонии, готы действовали под началом Теодориха, сына Теодемира, а во Фракии во главе готов стоял Теодорих, сын Триария.
     Император Зенон (474-491 гг.) призвал против них болгар, но в сражении с готами Теодориха, сына Триария, болгары были побеждены и готы достигли самого Константинополя (481 г.).
     Имеются сведения о столкновении болгар с Теодорихом, сыном Теодемира, вероятно, в 487 г., когда и этот Теодорих достиг стен Константинополя.
     В конце V в. союзные отношения между болгарами и Византией по неизвестной причине были порваны; в 499 г. болгары вторглись во Фракию и опустошили ее; византийское войско под начальством Ариста было при этом разгромлено.
     В 502 г. болгары, не встречая сопротивления, дошли до Иллирика.
     В 504 г. мы опять видим болгар, неудачно действующих против готов, захвативших у гепидов город Сирмий.
     В первой половине VI в. болгары неоднократно упоминаются в качестве опасных врагов империи.
     Так, в 530 г. болгары под предводительством двух ханов переправились через Дунай.
     Один из их отрядов, вторгшийся во Фракию, удалось разбить, зато другой наголову разгромил византийское войско.
     Магистр армии но Фракии Бадурий и Годила (по предположению Ю. Кулаковского, тот самый кампидуктор из полка ланциариев, который в 518 г. при провозглашении императором Юстина I возложил на него свою шейную золотую цепь), упоминаются л событиях 530 г. в придунниских областях.
     Оба они участвовали в отражении нашествия гуннов во Фракию, причём Годила был изловлен на аркан, но переррезал веревку и сумел бежать.
     В середине VI в. появляются гунугуры — возможно оногуры, известные тем, что торювали горностаевыми шкурками.
     «Мы читаем, — сообщает Иордан, имея в виду один из источников своего сочинения. — что сначала их поселения были на скифской земле возле Меотийского болота, затем в Мизии, Фракии и Дакии, в третий раз поселились они опять в Скифии над Понтийским морем».
     Кутригуры наряду и вместе с другими варварскими племенами, подобно своим предшественникам, известным под именем гуннов и болгар, частыми набегами опустошали Фракию.
     Для защиты от варваров при Юстиниане I (527-565) был построен ряд укреплений на Дунае, принимались меры к тому, чтобы уничтожать шайки грабителей и отнимать у них захваченную добычу.
     По мирному договору 551 года с Византией, о котором сообщает Прокопий, кутригуры выговорили себе право, в случае невозможности вернуть родную землю, поселиться в пределах Византии, с обязательством защищать границу империи от вторжений других варваров.
     Ввиду этого условия две тысячи кутригур вместе с женами и детьми явились в Византию и получили земли во Фракии.
     В числе предводителей этих переселенцев был Синний, известный в Византии в качестве начальника наемных гуннских конных стрелков, сражавшихся в 530 г. под командованием Велизария против вандалов в Африке.
     Слухи о предоставлении кутригурам земли во Фракии привели вождя утигур Сандилха в сильное негодование.
     В 59 г. по сообщению Феофана утигуры опять выступили на стороне Византии против кутригур.
     Однако полководец Велизарий нанёс одному из отрядов варваров поражение.
     Действия двух других отрядов кутригур были менее удачны: отряд, направленный в Грецию, был задержан в Фермопилах и вернулся, другой безуспешно осаждал фракийский Херсонес.
     562 г. откосится набег гуннов, по всей вероятности, кутрирур, на Византию.
     Феофан называет их фракийскими гуннами.
     Гунны разбили высланное против них из столицы войско и дошли до Анастасиополя в Родопах.
     После безуспешных переговоров авары начали в 570 г. войну с Византией, они вторглись во Фракию, но были отбиты.
     Только в 573 г. авары принудили Византию заключить с ними мир и выплачивать ежегодную дань.
     Около 660 г. орда Аспаруха, преследуемая хазарами, появилась на Дунае и укрепилась в дельте реки.
     Когда болгары перешли на правый берег, император Константин IV Погонат (668-685 гг.) вышел навстречу и сначала оттеснил их за Дунай, но затем заболел и покинул армию.
     Оставшееся без вождя войско растерялось и в 679 г. было разгромлено болгарами.
     По пятам греков болгары вторглись во Фракию, ворвались в Мизию (Добруджу) и вскоре заняли всю страну между Дунаем и Балканами, подчинив, а отчасти вытеснив жившие здесь славянские племена.
     Сразу же за перечислением болгарских племён в «Армянской географии» говорится «Из Гиппийских гор бежал сын Худбарда» (Кубрата), а в другом месте, в описания Фракии, имеется следующее пояснение: «Во Фракии две горы и реки, из которых одна Дануб (Дунай), делясь на 6 рукавов, образует озеро и остров, называемый Пюки (Певка).
     На этом острове живет Аспархрук (Аспарух), сын Хубраата, бежавший от хазар из гор Булгарских и прогнавший авар на запад. Он поселился на этом месте».
     Поход Игоря в 941 г., по мнению А. Веселовского, был неудачным: русские ладьи были истреблены греческим огнем, русы были разбиты и на суше.
     По сообщению Льва Диакона, князь Игорь с жалкими остатками флота бежал к Боспору Киммерийскому, т.е. к Керченскому проливу, а остальное русское войско вернулось обратно по берегу Фракии.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Франки!!
     Все варвары, вторгшиеся в начале 5 в. в Галлию: визиготы, бургунды, аланы, армориканцы, франки и отчасти алеманы, все они были усмирены Аэцием, который мобилизовал их друг против друга.
     «Без хазар, — говорит Данлоп, — история Восточной Европы была бы совершенно иной; они остановили арабов на Кавказе так же, как это сделали франки Карла Мартела в Пиренеях.
     Эта мысль представляется в. Минорскому конструктивной и наиболее значительной в книге Данлопа.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Французы!!
     Этот этнос сложился из галлов, франков (частью их были аланы и, возможно, какие-то из хазарских плеиён, экономически и культурно связанные с сарматами и алаами), бургундов в 8 в., когда произошёл пассионарный толчок, захвативший также испанцев, саксов и скандинавов (викинги).
     Л. Гумилёв отмечает, что родство по женской линии как право на наследование характерно для тюркютов, подобно французам, признававшим nobles de venire, но не имевшим салического закона.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Фронда!!
     Хазарская фронда.
     Принятие иудаизма, каганом, царём и всей итильской знатью, оторвало их от хазарской аристократии дальних провинций, мало связанной со столицей, но пользовавшейся весьма значительной властью и влиянием в своих кочевьях, где она играла роль родовых старейшин.
     Началась борьба за власть между итильской и провинциальной национальной аристкратией.
     Провинциалы, христиане, мусульмане и все другие не принявшие иудаизм, объединились против итильского правительства.
     Возникла хазарская фронда.
     Спустя 100 лет Константин Порфирородный сообщает, что когда восставшие отделились от власти, разгорелась междуусобица, но первая власть победила, одни восставшие были перебиты, другие бежали к туркам (видимо к венграм) в нынешней печенежской земле, заключили дружбу и получили название кабаров
++++++++++++++++++++++++++++++++
Фувал!!
     Традиционное библейское название северных варваров (Иезекиль).
     Видимо фовельский народ в благочестивом рассказе Мосея Каланкатуйского в Истории агван о нашествии гуннов после смерти Маштоца в 440г.
     Под именем Фувала скрывается подлинное имя завоевателя, скорее всего это - гунны хайлындуры, по Егишу.
     Их князем был Гог.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Фулгария!!
     Так в сообщении под 1237 г. назвал Юлиан Булгарию (Р. Бариев).
++++++++++++++++++++++++++++++++
Фуллы!!
     Город.
     Указание на почитание деревьев в Фуллах (Крым) имеется в «Шпионской легенде», а в устье Днепра — у Константина Багрянородного; много сведений о священных деревьях и рощах у славян.
     Бертье-Делагард помещал Фуллы в Чуфут-калр близ Бахчисарая.
     Ю. Кулаковский считал, что Фуллы находились на месте Солхата — Старого Крыма (Эски-Крым), армянское название которого было Казарат (Кеппен П.И.).
     В.В. Кропоткин ищет Фуллы на месте средневекового поселения у с. Планерское (Коктебель).
     А.Л. Якобсон присоединяется к мнению Л. Л. Бертье-Делагарда о том, что Фуллы были на месте Чуфут-кале.
     Известно, что Фулльская епархия и XIII в. была объединена с Сугдетской и составила Сугдо-Фулльскую митрополию (Notitiap epihcopatum, XI).
     Из этого можно заключить что обе эти епархии находились рядом, так как объединить могли быть только смежные епископии.
     Если это так, то достаточно посмотреть на карту Крыма, чтобы убедиться в том, что Фуллы не могли находиться в районе Бахчисарая; а таком случае Фулльская епархия не могла бы слиться с Сугдейской: между ними находились бы Готская и Херсонская епархии, не утратившие своей самостоятельности н продолжавшие существовать и в XIII в., и дальше наряду с Сугдо-Фулльской митрополией. Отсюда следует, что Фуллы могли находиться только восточнее Готин и поблизости от Сугдеи-Судака.
     Популярностью епископа Иоанна Готского надо объяснять и тот факт, что хазары милостиво обошлись с ним после ликвидации мятожа.
     Они освободили от наказания его учеников, а самому епископу, заключенному в тюрьму в городе Фуллах, дали возможность бежать н Амастриду, где Иоанн и умер (не раньше 791 г.).
     Согласно глоссе, имеющейся в конце приведенного списка, опубликованного Де Боором в 1891 г., Хоцирская епархия находилась близ Фулл и Харасиу, «.что значит Черная вода» (Карасу), в административном центре хазарских владений В Крыму.
     В житии Константина Философа обращение фулльского народа в христианство, сопровождавшееся уничтожением культового дерева, подобного тому, которое почиталось гуннами Северного Дагестана, отнесено к его подвигам при возвращении с Северного Кавказа (Лавров), но это обстоятельство едва ли может служить доводом против существования христиан в Фуллах в более раннее время.
     В списках епархий первой половины IX в. Фулльская епископия отсутствует.
     Правительство Хазарии, принимая во внимание тяготение хазарских христиан к Византии и возможность дальнейшего, вслед за Готией, отпадения населенных ими областей, к тому же поддержанного военными силами Византийской империи, вынуждено было пойти, по крайней мере, на частичные уступки.
     Константин добился восстановления церковной организации в Крыму и на Тамани, правда, без объединения отдельных епископий в единую митрополию.
     Об этом свидетельствует восстановление самим Константином христианства в Фуллах, а также Нотиция начала X в. Город Фуллы, бывший административным центром хазарских владений в Крыму, вероятно, в значительной своей части был населен христианами, для обслуживания которых в конце VIII в. и была учреждена особая Хоцирская (Хазарская) епархия.
     Ко времени появления здесь Константина в городе господствовало язычество с его поклонением старому дубу.
     Лишенные церковной организации христиане или вернулись к религии своих предков, или ушли в подполье.
     Принятое же верхушкой Хазарии иудейство, как свидетельствуют наши источники, вообще не прививалось среди массы хазарского населения.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Фулльская архиепископия!!
     В «Житии» рассказывается, что Константин срубил дуб, бывший средоточием языческого культа, и обратил жителей города в христианство.
     Надо полагать, что это обращение выразилось в восстановлении здесь церковной организации, которая теперь стала называться уже не Хоцирской, а Фулльской, так как имела узко местное значение.
     Фулльская архиепископия, известная по Нотиции начала X в., просуществовала, по крайней мере, до середины XII в., а потом слилась с Сугдейской.
     Вероятно, свобода христианского вероисповедания и церковной организации была предоставлена и другим городам Крыма и Таманского полуострова, благодаря чему восстанавливаются епископские кафедры в Сугдее и Таматархе (Кропоткин Н.В.).
     Существовавшая в то же время Готская архиепископия занимает с ними равное положение и не распространяет своей власти на Хазарскую территорию.
     Фулльская епархия и XIII в. была объединена с Сугдетской и составила Сугдо-Фулльскую митрополию (Notitiap epihcopatum, XI).
     Из этого можно заключить что обе эти епархии находились рядом, так как объединить могли быть только смежные епископии.
     Если это так, то достаточно посмотреть на карту Крыма, чтобы убедиться в том, что Фуллы не могли находиться в районе Бахчисарая; а таком случае Фулльская епархия не могла бы слиться с Сугдейской: между ними находились бы Готская и Херсонская епархии, не утратившие своей самостоятельности н продолжавшие существовать и в XIII в., и дальше наряду с Сугдо-Фулльской митрополией.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Фулльская епархия!!
     Фулльская епархия и XIII в. была объединена с Сугдетской и составила Сугдо-Фулльскую митрополию (Notitiap epihcopatum, XI).
     Из этого можно заключить что обе эти епархии находились рядом, так как объединить могли быть только смежные епископии.
     Если это так, то достаточно посмотреть на карту Крыма, чтобы убедиться в том, что Фуллы не могли находиться в районе Бахчисарая; а таком случае Фулльская епархия не могла бы слиться с Сугдейской: между ними находились бы Готская и Херсонская епархии, не утратившие своей самостоятельности н продолжавшие существовать и в XIII в., и дальше наряду с Сугдо-Фулльской митрополией.
     В списках епархий первой половины IX в. Фулльская епископия отсутствует.
     В списке, Notitia VI Parthey, составленном не позже 815 г. (806-815 гг.), отсутствует не только Готская, т.е. Хазарская митрополия, но и входившие в её состав епископии, и притом не только в собственно Хазарии, но и в таких крымских и таманских городах, как Сугдея, Фуллы и Таматарха.
     В нем значится только епископия в Боспоре, уцелевшая, вероятно, потому, что она была старейшей в Крыму и находилась в городе со сплошным христианским населением.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Фулльский народ!!
     В житии Константина Философа рассказано об обращении фулльского народа в христианство, сопровождавшееся уничтожением культового дерева, подобного тому, которое почиталось гуннами Северного Дагестана.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Фустат Миср!!
     В 1896 г Соломон Шехтер доставил в библиотеку Кембриджского университета огромную коллекцию еврейских и еврейско-арабских манускриптов из хранилища (по еврейски – гениза) древней синагоги города Фустат-Миср, великой столицы средневекового Египта.
     Развалины этого города находятся южнее Каира.
     Рукописи столетиями хранились в похожем на чердак помещении со времени расцвета династии Фатимидов в Египте: древний еврейский обычай запрещал уничтожение текстов, содержащих имя Бога или отрывки из Писания.
     Непрерывность существования еврейской общины и самой синагоги были причиной того, что в генизе сохранились до ХIХ века тысячи манускриптов на пергаменте и бумаг.
     В Кембридже находится большая часть коллекции, приобретенной усилиями Шехтера.
     Все документы были приведены в порядок, благодаря библиотекарям, ввиду плохого состояния фрагментов и опасности их разрушения.
     Всего около 100 отрывков из собрания генизы сохраняется под стеклом в Кембридже.
     В первые годы нашего века Э.Дж.
     Уорман составил перечень документов под стеклом.
     Перечень не был опубликован, но все ещё используется для справок читателей, Якобом Манком в первом описании рукописей и использовался позднее другими учеными.
++++++++++++++++++++++++++++++++