О лебединой верности. Пять миниатюр

Нина Климович 3
  ПЕРВАЯ.  БЕЛЫЕ ЛЕБЕДИ
 Пара лебедей все время вместе,
Не изменят, не уйдут, не предадут,
В белом оба, будто – бы жених с невестой,
Счастье лебединое хранят и берегут.

Несколько лет назад семейство лебедей поселилось на водоёме, который находится в 7 метрах от изгороди нашего земельного участка.

Вырыт водоём был  в 1970 году,  по инициативе директора спиртового завода, Смирнова Виктора Ивановича. Было построено  всё, как на лучших пляжах Краснодарского края. 

По выходным  дням в наш посёлок приезжали отдыхать люди из  станиц, селений и городов, так как все они расположены вблизи. Например: город Кропоткин (узловая железнодорожная станция Кавказская) и город Гулькевичи, районный центр наш всего в 5 километрах. Каждый час по расписанию из них приходили автобусы в наш посёлок городского типа.

 Ушёл из жизни Виктор Иванович, а другие   руководители  стали использовать этот водоем для технических целей завода. В водоём пошла барда. В советское время завод перерабатывал патоку, поступающую с сахарного завода, а современное производство перешло на зерно. 

Пляж исчез, но появился водоём богатый для пропитания птиц и рыб. Вот и поселились на нём лебединая семья.    В начале прошлого лета у пары появилось пять птенцов, и желающим можно было наблюдать, как грациозное семейство плавает по глади водоёма. Лебеди — родители более чем строгие, птенцам разрешается плыть только между ними. А при виде незнакомцев заботливые родители раскрывают крылья и прячут малышей от чужих глаз.
 Я могла этим любоваться и во время прогулки, по пути к Кубани, и со своего участка, во время отдыха от работ на грядках.

По некоторым причинам этой весной около месяца, я не выходила на свою «тропинку здоровья» . Отправилась по ней на второй день  пасхи Я не увидела лебедей. Ночью  спала плохо. Мысль об исчезнувших птицах  не давала мне спать. 
Только рассвело, я отправилась по своим любимым местам. И что?! А то, что я поняла, что   я самый  счастливый , возможно только на это мгновение, человек. Почему? Потому что по глади водоёма,  радуя меня   своим аристократичным видом, плыла пара белых лебедей. Как же я рада!  Спасибо Вселенная!
 
 

© Copyright: Нина Климович 3, 2017
Свидетельство о публикации №217041900859
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении
Другие произведения автора Нина Климович 3
Рецензии
Написать рецензию
Нина, добрый вечер.

Вместе с героиней порадовался тому, что лебеди выжили, даже вопреки тому вреду, что был нанесен пруду, его экологии. Как здорово, что жизнь победила.

Ну, а то, что экология запущена, загрязнена и это делаем мы сами, а властные структуры смотрят на это "сквозь пальцы" - то беда большая.

Когда у нас рядом с домом хотели вырубить красивую березовую рощу и построить заправку, жители микрорайона подняли такой "бум", что приехал представитель администрации. Разговор был непростым, на высоких тонах, но роща осталась жить и радость и детей, и взрослых. Не безразлично было людям, отстояли.

Так и приходится бороться и побеждать, когда возможно.

Нина, спасибо большое, за светлую и добрую миниатюру. Добра и удач Вам. Хорошего субботнего настроения.

С наилучшими,

Игорь Ко Орлов   17.02.2018 18:26   •   Заявить о нарушении
+ добавить замечания
Игорь! Спасибо за отклик. Так приятно получить отклик от такого человека, как Вы. Я ощущаю энергетику и теплоту , искренность того, что пишете Вы в своих произведениях, следовательно верю в искренность в ваших словах в этом отклике. Всего Вам доброго и тёплого во всём.
С уважением, Нина
Нина Климович 3   17.02.2018 20:23   Заявить о нарушении
+ добавить замечания
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

 
ВТОРАЯ. ГУСИ ИЛИ ЛЕБЕДИ?
 
 Прошёл ноябрь, декабрь. Уже заканчивается вторая декада января 2018 года.  Время летит, а белые лебеди, о которых я уже писала, не  прилетают на наш водоём. Я не могу утверждать, что всё время думала об этом, но во время прогулок я вглядывалась в водную гладь и надеялась их увидеть.
От пастуха я услышала, что пара лебедей плавает на Семёновском водоёме.  Туда ходила я много раз, но их на  водоёме не было. Два года назад я видела трупы лебедей- подростков. Какой-то негодяй их подстрелил, но взрослые лебеди не покинули тогда водоём. Почему? Почему их нет сейчас? Очень хотелось получить ответ на этот вопрос
В зимние месяцы больше свободного времени и мысли о белых лебедях всё чаще появлялись в моей голове.  По пути в город Кропоткин мы заезжали к другим водоёмам, где плавали серые гуси, дикие утки и стайка белых лебедей.  Как бы мне хотелось, чтобы в этой стайке плавали и наши лебеди. Но на душе было тревожно. Значит , их здесь нет. Где же они?
У меня нарушился сон.  Я поднималась ранним утром и шла к берегу реки, надеясь по пути туда или обратно, увидеть своих лебедей.
 Мне кажется, что я их увидела.  Случилось это в день Крещения-Богоявления.
 Я стояла на правом берегу реки Кубань, наблюдала за плывущими льдинами, которых было меньше, чем вчера. Я подумала, что хорошо бы было, если бы прилетели лебеди.  Появился шум над головой. Это был шум  от лебединых крыльев, которые парили в небе над моей головой. Это наши лебеди! В  то мгновение я была уверена в этом. Радость-то, какая!   
Чем меньше расстояние оставалось пройти до моей калитки, тем больше я сомневалась. Ведь это могли лететь и два белых гуся.
Окончательно меня убедил муж, который, выслушав меня, сообщил, что  в январе дважды видел плавающих лебедей на нашем водоёме.  Лебеди. Белые лебеди вернулись. Теперь я уверена, что это они! На душе так спокойно.
 Господи, благодарю Тебя!

© Copyright: Нина Климович 3, 2018
Свидетельство о публикации №218012001661
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении
Другие произведения автора Нина Климович 3


 ТРЕТЬЯ.   ПРИЛЕТЕЛИ ЛЕБЕДИ            
 
Я на берегу Кубани, как всегда ранним утром.   Вчера была температура выше нуля. После обеда  лил  дождь. Плывущих по реке льдин сегодня  нет.  Снег  виднеется только в луговых низинах. 
К берегу реки я  шла сегодня не так, как вчера. Почему? Сейчас поясню. По дороге к реке справа луг, слева фермерское  поле.  При сельскохозяйственных работах на поле на дорогу натаскивается чернозём.  Поэтому в такую погоду, как сегодня, я шагаю справа   вдоль дороги.
Иду по высохшей, низкой луговой траве. Местами уже сейчас травка зеленеет, как бывает весной.
 Хотелось бы морозца, но только  прохладный  ветерок дует в лицо. Ощущается другое время года:  ранняя весна. Радость должна бы посетить душу? Но нет.  Мрачное настроение  появилось от таких ощущений. Почему? Потому, что если такая температура в январе, то почки будут набухать, а февральские морозы загубят будущий урожай в садах.  В посёлке есть многодетные семьи. Им трудновато будет  выжить.
Пора уходить, но не хочется. Почему?  Состояние такое, как будто этой прогулке отданы все силы.  На душе нет той радости, с которой я уходила раньше. Если честно ,  то глаза мои на мокром месте. Не могу заставить себя уйти.  Такое состояние я однажды испытала в юности. Оно сохранилось в моей памяти. Но тогда оно зависело не только от меня.  А сейчас? Сейчас я   сама должна сделать что-то для поднятия своего настроения.
Я подумала, что как было бы  приятно и радостно увидеть белых лебедей. Внутри меня шла борьба: один внутренний голос говорил мне, чтобы я не фантазировала, другой – убеждал меня в том, что мои фантазии не помешают другим думать и жить, как они хотят.
Вдыхала я  свежий воздух и надеялась, что мои фантазии  помогут  зарядиться нужной мне позитивной  энергией. Я смотрела на течение реки и мечтала , что возвращаясь домой, я увижу пару белых лебедей, плавающих по нашему водоёму.
 Мечты сбылись: я увидела летящих с Семёновского водоёма двух лебедей. Пролетев над моей головой, будто приветствуя, они полетели к нашему водоёму.  Я наблюдала за ними, пока они не коснулись водной глади. Это правда. Возможно, свершилась она благодаря моим желанным мыслям. Такое моё понимание приятно мне и другим не мешает жить

© Copyright: Нина Климович 3, 2018
Свидетельство о публикации №218012402336
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении
Другие произведения автора Нина Климович 3
Рецензии
Написать рецензию
Другие произведения автора Нина Климович 3
Авторы   Произведения   Рецензии   Поиск   Вход для авторов   Регистрация   О портале       Стихи.ру   Проза.ру
 

ЧЕТВЁРТАЯ.  О ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ
 
Поведение животных, их психическая деятельность отличаются сложными, порой уникальными проявлениями.  .

Одни пары животных соединяются только на период размножения, другие – сохраняются на всю жизнь. И что самое удивительное – среди образующих семьи животных примером крепких супружеских чувств и непостижимой верности служат не так называемые «молочные братья» человека – млекопитающие, а птицы.

Их семейная жизнь определяется не только инстинктом продолжения рода. У живущих в постоянном браке «супругов» она сопровождается прекрасными  качествами – дружбой, заботой друг о друге, состраданием. Наиболее крепкие пары образуют именно гусеобразные, где между супругами часто устанавливается такие душевные связи, которые  может разрушить только смерти.

 В их числе не только лебеди, известные своей  «лебединой верностью», но даже гуси и утки.  Приведу один  из примеров:  о  маленькой стайке  уток нашего подворья.   На речушке плавали наши две уточки и селезень - красавиц, с переливающимися изумрудными красками  головы,   шеи.  Он всегда был рядом с уточкой- белошейкой,  вторая  такой же окраски, но без «ожерелья»   постоянно плавала  одна  вблизи.

Мама со слезами на глазах рассказывала  мне, что такую картину она наблюдает постоянно : селезень любит белошейку. Он  оберегает только её, а другая уточка страдает в одиночестве. Мама испытывала боль, понимая, что  не может бедняжке помочь. Но ведь надежда умирает последней. Вот и мама надеялась,   что селезень позволит её любимице быть в единой стайке.

 Я вытирала слёзы мамы и говорила: « Мамочка, всё нормально. Он же любит другую уточку. Поведение его естественно. Радоваться надо». Сейчас же я понимаю, что говорила своей маме, которая разменяла шестой десяток жизни, глупость: глупое «яйцо» учило мудрую маму. Наверно, понимая это, она, улыбаясь, сказала мне: « Конечно, он любит другую уточку,  я радуюсь, когда их вижу вместе. Но мне очень жалко  одинокую. Где же её счастье летает? Мне так хочется, чтобы она взмахнула крыльями, поднялась в небо, улетела и встретилась с ним». 

Прошло  более пятидесяти лет с этого момента в моей жизни.
Я впервые вспомнила об этом. Почему? Наверно,  потому, что   три дня наблюдаю я за одиноким лебедем, плавающим на нашем водоёме. Он напомнил мне историю об одинокой уточке. 
© Copyright: Нина Климович 3, 20Свидетельство о публикации №218022700208
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении
Другие произведения автора Нина Климович 3

    

ПЯТАЯ. ОДИНОКИЙ ЛЕБЕДЬ
 
Три дня  наблюдений за   одиноким лебедем создали, в моей Прежде чем поделиться ими, я решила больше узнать из интернета историй о жизни пары лебедей.   
О верности лебедей люди складывают песни и через века проносят легенды, удивительные и трогательные истории.  Одна из таких современных  историй – о влюбленной паре лебедей тронула меня до глубины души. Поделюсь ею с вами.               
Больше, чем другим, эту историю хочу донести до рыбаков. Почему? Чтобы при случае не струсили. Будучи завсегдатаями укромных озер и речных заводей, они чаще других,  могут быть  свидетелями лебединых драм.  Ещё  надо знать  людям, что если кто-¬то из грациозной белой пары гибнет, то вторая половина месяц, а то и больше беспокойно мечется над водой, оглашая окрестности жалобными криками. 
А теперь я познакомлю вас  ни с легендой, а современной историей. Несколько лет тому назад, во Франции в пруду, чуть не погибла подруга одного из лебедей. Она проглотила наживку вместе с крючком, заброшенным рыбаком в мутную воду, где он надеялся поймать карпа. Лебедь- супруг поднял тревогу, стал бросаться на прохожих, требуя от них немедленной помощи. Однако в тот день мимо спешили одни равнодушные, а незадачливый рыбак сбежал с места происшествия.
Мольбам птицы внял лишь полицейский. Он пошел за лебедем и быстро понял ситуацию. Была вызвана машина, которая отвезла обеих птиц к ветеринару. Бедняжка- подруга в дороге гортанно стонала, а лебедь вел себя спокойно, будто понимал и верил, что люди помогут его любимой. Птицу - подружку спасли. Злосчастный крючок вытянули из желудка. Теперь заботливый супруг поднимает каждый раз предупредительный крик, сообщает  любимой, что видит на берегу человека с удочкой.
Г. Розанов писал в 1899 году о душевно больном лебеде, потерявшем несколько лет назад свою лебёдушку: «Одинокий лебедь вел себя довольно-таки необычно – от полного оцепенения до агрессивности. Странным был и его внешний вид – слегка приподнятые крылья, лохматые перья» -признак душеных болезней…
Удивительная самоотверженность, верность погибшему другу, невозможность жизни без него – неужели это о птице? Оказывается,  она способна проявлять такое богатство чувств, которое, к сожалению, не доступно многим и многим людям.
 Теперь об одиноком лебеде на нашем пруду. Внешне он похож на лебедя   Розанова. Мне это хорошо было видно, хотя он плыл вдоль противоположного  берега.  Куда девалась его  грациозность движений ? Он казался поникшим, а вернее сказать, душевно больным.  Ярко и выразительно наблюдалось, что у него есть душа, что она у него болит.
 Плывя вдоль берега, он издавал тихие звуки. Толи он изливал свою душевную боль  местам, где  вместе с любимой  растил деток, толи он  делился своей печалью, что остался без подруги, толи тихонько выражал свою благодарность детям, что смог прилететь сюда, благодаря их заботе о нём.
 Последнее предположение возникло потому, что в  первый день на водоёме  лебедь был ни один. Вдали была пара молодых лебедей, которая тоже привлекла моё внимание. Меня озадачило то, что они находились в нескольких метрах друг от друга.  Казалось, что  лебеди повздорили. 
 Вдруг поведение  птиц изменилось: она попыталась плыть в направление к одинокому лебедю.  Мгновение. Он  поплыл за ней. Опередив  подругу, он сделал  несколько  туда и обратно движений перпендикулярных   направлению вектора её перемещения. Она остановилась, затем развернулась и поплыла в обратном направлении .  Некоторое время он оставался неподвижным , а потом  последовал за ней.  Это повторилось ещё раз.
Родилось  версия такого поведения молодых лебедей: дочь сопереживая отцу, хотела его утешить, а её друг дал понять подруге: пусть отец побудет один и поведает родным местам свою душевную боль. Кто же из них прав? По моим сегодняшним ощущениям, прав  молодой лебедь, но мнение  может быть и другим .
.   В возрасте семидесяти пяти лет моя мама овдовела.    Мы  заботились о ней, старались   быть с ней рядом.  Однажды  я видела, как  она  прижимала к себе рубашку моего  мужа ( точно такую при жизни папы я подарила ему) Рубашка сушилась на верёвке после стирки. Забыв обо всём, думая, что это вещь папина, окутав ею лицо,  мама рыдала и говорила  любимому:
- Федя, дети у нас заботливые, но мне  одиноко без тебя. - 
 Мама  увидела меня и поняла, что я всё слышала. Я не смогла сдержать себя. По моим щекам текли слёзы.   Я подошла к ней, обняла её и тихо сказала:
-Мамочка, я тебя понимаю. Мне тоже не хватает папы. Если хочешь плакать? Поплачь.   Станет легче.-
- Мне уже полегчало .Ты ведь рядом, доченька. -  Сказала она и ещё сильнее прижалась ко мне.
 Скоро двадцать восемь лет, как она ушда из жизни , а следовательно тридцать пять лет с этого момента, но я помню её тепло, которое ощутила в тот момент, когда она прижималась ко мне, тоскуя о своём любимом.моим папой.. 

© Copyright: Нина Климович 3, 2018
Свидетельство о публикации №218022801968
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении
Другие произведения автора Нина Климович 3