Подружество - до замужества

Татьяна Кравченко 3
    Мы у бабушки в гостях. Три внучки-погодки! Самая старшая я,   и мне лет десять.  Бабушка живёт в двух комнатах, пристроенных к нашему дому,   поэтому я – местная внучка, а Таня и Наташа - приезжие. Таня вообще из Нижнего Тагила. Приезжает только летом.  Наташа бывает чуть чаще, а я – всегда рядом! Мой папа и мамы обеих девочек - родные брат и сёстры! А мы, девчонки,  впервые ощущаем себя очень близкими родственницами.
 
    Бабушка,  как обычно,  подготовилась  к нашему сбору – купила  отрез из ситца, чтобы на три платья хватило.
 
    - Ну, давай, рисуй, как платья сшить?

    А я давно придумала, нарисовала, представила! На этот раз – талия удлиненная, вырез прямоугольничком, а юбочка - в складочку! И еще поясочек с пряжкой. Девчонки одобрили, моя затея им понравилась. И бабушкина ткань – тоже.

    На свет извлекается  чемодан, где лежит всё, что связано с шитьём! А еще там лежат свернутые лоскутки - остатки от платьев, которые бабушка шила на заказ. Мне нравится их перебирать и рассматривать! Особенно один сверточек. Материал такой ласковый, красоты невиданной, местами прозрачный, а местами на нем узоры в цвет основной ткани. Бабушка сказала, что это панбархат.

    - Бабушка, это же от маминого платья! – вдруг догадывается Наташа!  - Только мама его никогда не надевает! Почему?
    - Я тоже знаю, что с этим платьем связана какая-то история!  Мама рассказывала!   – это я задаю свой вопрос бабушке. – Расскажи, бабушка! Интересно!

    Наташа и Таня рассматривают красивый лоскутик, прикладывают поочередно его к щечкам, а я вопросительно смотрю на бабушку!

    –  Мы, когда вырастим, тоже сошьем себе такие красивые платья! И все будем красавицами!

    Бабушка вздыхает и начинает рассказывать, как в послевоенные годы Аня, мама Наташи и её двоюродная сестра Зоя тоже мечтали, что когда-нибудь будут носить платья из панбархата! Война только закончилась, а они к этому времени закончили дошкольное педучилище в Ирбите. Вернулись в  Тавду воспитателями детей-дошкольников! И определили их в разные садики, одну в одной части города, другую – в другой. Городок хоть и небольшой, но бегать пешком далековато. Через весь город, считай! И жизнь стала налаживаться.  Вернулись с фронта дедушка, мой папа и дядя Гриша, отец Зои. В городском парке зазвучал духовой оркестр и появились молодые ребята, почти все еще в гимнастерках и брюках-галифе.   Хоть и редко встречались двоюродные сестры, но успевали и наговориться, и намечтаться!  И женихов завести. И вспомнили о своей юношеской мечте,  о панбархатном платье!
 
    - Да не видать нам таких платьев! – сказала Аня, вздохнув. -   Мне вот пальто нужно и боты износились. Да и туфли надо новые, а то в группе ходить не в чем. Не до платья панбархатного!
 
    И  глаза её стали грустными, как-будто  она что-то потеряла.

    - Нет! Так нельзя! Взять и отказаться от мечты! Ты что? Задумали, надо делать! А так можно ничего в жизни не добиться, если мечты променять на прозу жизни. На боты или пальто! -  Зоя решительно поставила точку и возражений не принимала! – Давай подарим друг другу отрез из панбархата! Ты -  мне, я -  тебе! На свадьбу!
 
    - Давай!- согласилась Аня!

    - Бабушка, бабушка, рассказывай дальше! – Наташа в нетерпении ждет ответа, почему же мама не надела  это платье ни разу в жизни.  Такое красивое!

    Бабушка опять вздыхает и продолжает рассказ.

    - В сорок третьем,  моя Аня и Зоя, дочь моей сестры Нюры, закончили седьмой класс и поступили в Ирбитское дошкольно- педагогическое училище.
    - Бабушка, а правда, что они ездили на крыше вагонов в Ирбит? – спросила  Таня. - Мне мама рассказывала.
    - Правда, девоньки, правда.  Даже я ездила и Нюра - тоже. Наберем картошки полмешка и везем девчонкам в училище. Где же денег-то на билет взять? Вот и хулиганили, с риском для жизни.
    - А правда, что ваш отец школьным учителем был? – Наташа вопросительно смотрит на бабушку. – Мне мама сказала, что потому она и училась в училище, чтобы как дедушка,  стать учителем. Пусть не в школе, а в детском саду. Это даже лучше, потому что в садике кормили. И еще мама сказала, что она всегда кушать  хотела, пока была молодая. А сейчас – наелась. Уже не хочет.
    - Глупенькая ты, Наташка! Давайте-ка чайку попьем! С моими крендельками. Напекла к вашему приезду.

      Бабушка снимает с плиты закопченный чайник и разливает чай, заваренный травками. Пахнет мятой и чем-то неуловимо вкусным!

    - Бабушка, а ты девчонкам тоже такие крендельки возила?  Мама рассказывала. – Наташа опять не дает бабушке спокойно чайку попить.
    - Возила, внученька! Поехала я с крендельками в Ирбит, хотела на день рождения Анне подарок сделать, муку-то с Нюрой вскладчину припасли, да масло постное, да землянику сушеную.  Парочку яичек туда, в тесто-то. Хорошие получились крендельки. Оставила Клаве да ребятишкам  Нюры по два кренделька, а остальное - девчонкам.
    - Отвезла?

    Одна я знаю конец этой истории. Как бабушку высадили из поезда за то, что билет не до конца купила, а до самой близкой к Тавде станции.  До Карьера.  И как шла бабушка одна в чистом поле ночью, и как волки выли, и как  боялась, что не дойдет, потому что так спать захотелось, что хоть вались в снег, и проваливайся, хоть в самый ад.  Но потом вспомнила, сквозь дремоту, что ведь Клава, мама Тани,  одна в нетопленной каморке замерзнет и с голоду умрет.  Как  сквозь пургу добралась  до деревеньки и попросилась в крайнем домике  поспать пару часочков, чтобы к утру уже на работе быть, а то ведь за опоздание можно и в тюрьму угодить.
 
   - Отвезла! - Вздохнула бабушка, убирая чайные чашки.
 
   - А теперь про платье! Про платье! -  Нетерпеливая Наташа хочет узнать, что за тайна связана с этим платьем?

   - Так вот,  - вспоминает бабушка, чем же она закончила эту историю?- договорились Аня с Зоей отрезы панбархата подарить друг другу на свадьбу! Только где же их взять?   И война уже закончилась. И женихи нашлись, а вот обещанного подарка – не предвидится. Аня первая замуж выходила.  И Зоя подарила ей отрез панбархата! Купила у жены одного офицера, которая водила девочку в тот садик, где Зоя работала. Видно нужда была у той женщины – продать отрез.Зоя  сверкала  от радости, что Ане подарок понравится,  и что их юношеская мечта сбудется. Верила она в это! И всё у неё получилось!

    - А Ане… понравилось? Наташа, вдруг маму свою Аней назвала. Словно это просто героиня бабушкиного рассказа, а не мать её.
    -  Да как же не понравиться?  Такая красота.  И дала Аня себе слово, что и она подарит Зое отрез панбархата.  Прямо покой потеряла! А случая такого,  купить отрез - больше не представилось. И до сих пор она купить панбархат не может.
    - А тетя Зоя с мамой дружить перестала? Обиделась? – заплакала Наташа.  Так ей стало жаль, что  дружба двоюродных сестер закончилась так печально.
    - Сложно сказать, мои хорошие. То ли из-за этого панбархата, то ли просто жизнь их как-то  развела, только и вправду они стали  отдаляться друг от друга. У каждой свои семьи, свои заботы. Зоя с мужем строят дом, и твои, Наташа,  родители – достраивают, не до детских обид. Жизнь, она сложнее, чем кажется в молодости. Правду говорят: подружество - до замужества. А Аня так и не надела это платье, что я сшила, ни разочку.  Да и куда в нём ходить, в нашей-то Тавде?
 
    Мы аккуратно сложили тряпочки,  разгладили их  руками, свернули  и перевязали тесёмочкой панбархатный лоскуток!  На память!