Судьба нелёгкая, военная

Виталий Хватов
   Случилось так, что срок моей офицерской службы совпал со сроком жизни СССР, как государства. В 1988 году меня определили в заштатную часть, где личный состав офицеров менялся постоянно.
   Чтобы было не скучно, откомандировали на борьбу с последствиями Чернобыльской  ядерной катастрофы.
   А несколько раньше в часть прибыл из Афганистана командир разведроты, капитан. Подвижный и сухопарый, по-военному подтянутый, моложавый, непьющий и некурящий, он не терпел болтливости и пустозвонства. Вне службы слова лишнего не вытянешь. А по всему видно, рассказать было что. На груди капитана орденские планки с двумя боевыми орденами и медалью «За отвагу», а кроме них несколько афганских наград.
   Разговорились.
  - Да я все два афганских года всё как-то больше в рейдах по горам. В лагерях и городках только несколько месяцев провёл. Наверно, я рапорт на увольнение подам, надоело бессмысленно тут воздух пинать.
  - А сколько ты прослужил?
  - Скоро девятнадцать лет.
  - Да ты что, с ума сошёл, - с жаром уговаривал я его, - всего год остался до нормальной пенсии, потерпи чуть-чуть, а тут и изменения придут, потребуется твой боевой опыт…
   Я говорил, но по глазам видел, что человек, проживший в другой точке отсчёта, где цена слову, жизнь или смерть, своих решений не меняет.

   А тут подошло время моей командировки в Чернобыль. Вернувшись, поинтересовался, где наш разведчик из Афгана.
   Уволили…
   Большие потрясения на мою жизнь выпадали редко.  Но это, одно из них. По здравому размышлению, армия и государство, которым не нужны офицеры с таким боевым опытом – мертвы.
   Ждать долго не пришлось, вскоре началась мучительная агония и катком прошлась по судьбам людей, которые посвятили свою жизнь службе государству.

   Как это было, довольно ясно вырисовывается из переписки с моим товарищем, Игорем, офицером войск ПВО, художником и поэтом. Он стал подполковником, но не войск ПВО, а ГУИН, но цена этому – здоровье, да и сама жизнь. Вот выдержки из нашей переписки.
 
   «Детство и юность прошли на Северном Кавказе. Я знаю, что у нас там умные люди 4 урожая картошки за сезон собирают. Здесь плюнул и вообще перестал её несколько лет сажать. Сегодня с внуком ходили виноградную лозу открывали. В прошлом году две посадил. Одну сразу полумёртвую подсунули. Одна вот перезимовала. Если всё ОК, ещё подсажу.
   Инет тоже много времени забирает. Я же кроме этой группы, администратор, а по сути, главный поставщик информации в группе моего ликвидированного в 1990 году военного училища.
   Ты спросил, что такое ОШМ.
   ОШМ, это сокращение. Организационно-штатное мероприятие. Сокращение. У меня их было два без изменения места дислокации. До этого "замудрённые" головы уже сократили  мой Горьковский корпус ПВО, передав нас в Брянскую дивизию, с которой у нас не было даже оперативной связи! Когда начались эти сокращения, я вообще не мог подумать, что это коснётся нас, по сути оборонительного рода войск.
 
  Но в 1994 году в первый раз из моей зенитно-ракетной бригады полного состава С-300 сделали два полка, сократив при этом часть дивизионов. Первый полк стал сокращённого состава, а мой - кадрированным. При этом и там, и там сокращали ещё должности в дивизионах тех, что остались. Мне оставалось до майора 1,5 месяца. Не успел…
  Мою должность заместителя командира дивизиона-начальника штаба, тоже сократили. Хотя всё, чем я руководил, осталось. Пошёл искать место, где дослуживать.
  Но тут мне предложили в моём же дивизионе вакантную капитанскую должность.  Потом подошёл командир и сказал про то, что я делал раньше, будучи НШ, - кто же это будет делать дальше, если не я? Так, за гораздо меньшее жалование, я стал выполнять две обязанности. Штатную и несуществующего начальника штаба. Правда, пообещали присвоить майора в порядке поощрения...

   Не обманули. Послали. Но обратно ничего не пришло. Через год послали повторно и посоветовали съездить в дивизии типа "представиться". А там мне один полковник столько пальцев загнул, сколько я ему за это должен был заплатить, сколько я в этом звании до-олго бы зарабатывал...
  В общем, послал я его в то место, где, по моему мнению, ему было бы наиболее уютно, и уехал.
 
   А тут опять заговорили о новом сокращении. И точно! В 1997. Второй раз.
   Но в этот раз уже полностью под корень. Но мы же идеалисты. Думали, что нам как по закону предоставят не ниже занимаемой... Работы в России тогда за забором почти никакой не было.    
  Проклятые 90-е...
   Да, дослужить хотелось хотя бы до минималки по выслуге лет, дающей право на пенсию. Мне всего 5 лет оставалось...

  У нас практически все хотели дальше служить. Но приехал с дивизии один золотозубый генерал с совершенно иной миссией, просто выпнуть нас всех под зад. Парни выходят после его беседы и говорят:      
  - Всё увольняюсь.
  Дошла очередь до меня. Дальше типа диалога нашего.
  - ЧТО СЫНОК СЛУЖИТЬ ХОЧЕШЬ?   - ДА НЕ МЕШАЛО БЫ... ВСЕГО 5 ЛЕТ ОСТАЛОСЬ ДО ПЕНСИИ...  НУ, ЗНАЕШЬ... СЪЕЗДИ В РАДИОТЕХНИЧЕСКУЮ БРИГАДУ. ТАМ, ВРОДЕ, У КОМБРИГА ЕСТЬ СТАРЛЕЙСКИЕ ДОЛЖНОСТИ... МОЖЕТ, ВОЗЬМЁТ....
  Ну, ни фига себе, дядька какой заботливый! Но я ведь всё-таки себя считал грамотным офицером и понимал, что если не будет нас, то и эта бригада не нужна. Они НАС обеспечивали данными дальнего радиолокационного обнаружения. Просто ума у кого-то не хватило разогнать сначала их, а потом нас. И это всего лишь вопрос времени...
  Ну и молвлю я ему:
 - СПАСИБО, ДЯДЕНЬКА ДОБРЫЙ ГЕНЕРАЛ! ВЫ МЕНЯ В ОДНО СОКРАЩЕНИЕ ИЗ ПРАКТИЧЕСКИ МАЙОРА СДЕЛАЛИ ВЕЧНОГО КАПИТАНА...  СВАТАЕТЕ НА ДОЛЖНОСТЬ СТАРШЕГО ЛЕЙТЕНАНТА. А В СЛЕДУЮЩЕЕ Я КЕМ? КУРСАНТОМ ЧТО ЛИ СНОВА СТАНУ??? НЕТ! СЛУЖИТЕ ВЫ САМИ В ВАШЕМ ДОЛБОЁ...ОМ ВОЙСКЕ! И пошёл из кабинета под его аплодисменты и комментарии в спину: 
  - ПРАВИЛЬНО СЫНОК! ПРАВИЛЬНО!
  В марте свернули комплекс. В апреле отправили бойцов дослуживать в другие части. А в мае передали технику представителям другого полка. Погрузили силами офицеров и с офицерским караулом отвезли новым хозяевам.
  Такого бардака как там, я не видел нигде. В дивизионе нет ни караула, ни патруля. Спрашиваю, начальника штаба, что за фигня. Жмёт плечами. В первую же ночь, у них на позиции, были вскрыты все ящики ЗИП и всё самое ценное, было разворовано... То, что мы столько лет сберегали.

  Спали мы в ленкомнате. При дежурном, в спальном помещении, шабаш бойцы устраивали. Пришлось зайти покрутить уши. В казарме вместо стёкол калька...
  В столовой бойцы пьют чай из банок из-под тушёнки... Блин. Вот, думаем, этих придурков оставляют, а нас сокращают... Никакой логики. Приехали. И стали нас мурыжить.

  Позицию нашу купила Нижегородская епархия. Нам даже ехать некуда служить... Люди стали находить себе места дальше служить в других ведомствах. А их не увольняют. Хочешь? Только по отрицательным мотивам.
  Как-то, один горлопан, приехал из полка и говорит, что начальник строевой части нашёл классную статью для увольнения. Что-то типа: КАК ОФИЦЕРА ПЕРЕСТАВШЕГО УДОВЛЕТВОРЯТЬ ТРЕБОВАНИЯМ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА... Еле удержал. Офицеры полковые и с дивизиона при полке, так уволились.
   А их потом ни куда не брали. Эти статьи по сокращению через суд восстанавливали.
   
  Поставили нас в штат той самой радиотехнической бригады (кстати, её как я и думал, через год после нас тоже сократили).
  Ну, а к Новому году вышло время, сколько нас можно было там держать в штате. Нужно было выводить за штат и платить только за звание. Наверно, побоялись народных волнений и уволили. Вот так я оформил официальный развод с Министерством Обороны России...
  На простой вопрос про ОШМ написал я тебе целый военный очерк о судьбе среднестатистического офицера горбачёвско-ельцинской эпохи».

  Это маленькая калька с жизни большой России, а что творилось в масштабах СССР, трудно, но возможно, представить.
  Не дай вам Бог жить в эпоху перемен…