Шахматный столик в общеобразовательной школе

Алексей Ратушный
Для обучения детей шахматам в Качканаре по моему проекту были изготовлены специальные учебные столы с изменяемой высотой столешницы. Проект такого столика виден на иллюстрации.
Ножки стола были выполнены из стальной трубы большего диаметра, а ножки под столешницу из трубы меньшего диаметра, так, чтобы трубка свободно вставлялась в трубку с легким люфтом, то есть минимальным зазором. Уголок столешницы был выполнен на 4 шахматных доски с просветом, а по ширине на одну шахматную доску без просвета, что позволяло ставить шахматные часы, и пары детей не упирались коленками друг в друга.
В трубках большего диаметра просверливались отверстия под бол, диаметром восемь миллиметров через каждые восемь сантиметров в четырех точках, что позволяло пошагово менять высоту столешницы. Дно столешницы застилалось листом ДСП хорошего качества, а на него крепились на клей уже появившиеся тогда в продаже пластиковые шахматные доски, хотя могли подойти и любые другие доски, главная задача – прочное крепление их к столешнице. Внизу пары ног столешницы крепились металлическим уголком, а продольный уголок, позволявший использовать его как подставку для ног крепил поперечные уголки по центру.
Таким образом каждый из восьми столов позволял рассадить четыре пары играющих или четыре занимающихся ученика. То есть класс был готов принимать по 32 учащихся любого возраста с достаточно комфортным по высоте расположением столешницы. Два комплекта стульев – повыше и пониже дополняли этот ансамбль учебной специальной мебели.
Столики по моему проекту изготовили шефы школы №6 на КЗРГО (Качканарский завод ремонта горного оборудования) и к их изготовлению был причастен Виктор Фёдорович Петин, замечательный мастер – золотые руки с этого предприятия.
Он же изготовил и основание (из металла) для вращающейся цилиндрической шахматной доски.
Понятно, что всё это делалось при самом пристальном внимании и добром участии директора знаменитой Качканарской школы – Ивана Васильевича Звягина.
Проблемами шахматной школьной мебели я серьезно занимался ещё в Архангельске, в бытность директором областного шахматно-шашечного клуба. В нашем помещении, занимавшем весь первый этаж тринадцатиэтажного гиганта на проспекте Ломоносова в квартале от железнодорожного вокзала, имелись два турнирных зала, актовый зал со сценой и четыре кабинета, из которых два были учебными классами для шахматной школы, которую в те годы возглавлял сменивший Алексея Чуркина Владимир Николаевич Щепёткин. Для занятий школьников мы приобрели специально шахматные учебные столы, изготовленные по нашему заказу (в этом мне крепко поспособствовал руководитель облоспорткомитета Лев Михайлович Фильчагин), высота которых была на 12 сантиметров ниже обычной, столешница имела размер 60х90 сантиметров.
Для гроссмейстерских турниров мы изготовили путем спецзаказа шахматные столы 85х140 см, и с каждой стороны на столешницу крепилась суконная подкладка «под руки и локти».
Огромное внимание мы уделяли цвету и покрытию столешницы и доски.
Как раз перед этим прогремел Роберт Фишер и во время общения с приглашенным на открытие клуба гроссмейстером Е.А.Васюковым мы узнали, как эти вопросы ставил американский шахматист.
Евгений Андреевич взял карандаш и при включенном освещении указал мне и моему первому заместителю Борису Артемьевичу Радевичу на тени, которые падали на поверхность стола от карандаша в разные стороны.
Потолок просто весь светился лампами дневного света и теней было в избытке!
- Не должно быть ни одной тени! Ни одной! И ни одного блика! Иначе он играть не станет!
Этот урок Е.А.Васюкова о требованиях Фишера я усвоил на всю жизнь.
Поверхность нельзя покрывать лаком. Освещение должно быть сильным ровным ярким со всех сторон. Только тогда глаза человека не устают от концентрации внимания на доске.
В дальнейшем Евгений Андреевич однажды показал мне подаренную ему в Бразилии шахматную пластиковую доску. Она была выполнена матовым белым и матовым темно-зеленым цветом. Изумительное сочетание не раздражающее взгляд!
К сожалению в большинстве школ люди готовя «шахматное снаряжение» совершенно не в курсе всех этих «мелочей».
Огромная тема – углы столов и края столов.
Острые углы травмоопасны.
Ребенок может упасть по тысяче и одной причине: толкнули, поскользнулся, запнулся, потерял сознание и т.д. и т.п.
Поэтому от острых углов необходимо избавляться всеми доступными способами. Современные технологии уже позволяют изготавливать небольшие накладные пластиковые «нахлобучки», которые ликвидируют опасность «в зародыше».