Коротко о истории возникновения говоров на Алтае

Данголия
Заселение русскими современной территории Алтайского края началось сравнительно поздно, когда уже были пройдены огромные пространства Сибири от Урала до Тихого океана. В 1709 году была возведена небольшая крепость при слиянии Бии и Катуни. В 1760 году к Алтайским горам направили большую группу старообрядцев от западных границ государства. Они были расселены компактной группой. Местное население называло их «поляками», так как выселены были они с территории, принадлежащее некоторое время Польше. «Поляки» стали первой группой переселенцев из южной части России. Старообрядцы держались особняком в силу своей религиозной замкнутости, отдельными селениями.  К середине 19 века «поляки» составляли в Бийском уезде более 80% населения. Рядом с ними селились ссыльные из различных мест Европейской части страны. К середине 19 века Алтайское, Смоленское, Сростенское стали крупными населенными пунктами. Первые сведения об Алтайском относятся к 1808 году, о Сростенском  - к 1811 году.
С начала 19 века в Алтайском округе стали появляться неизвестные странники. Останавливались в деревнях, нанимались на работу к зажиточным сибирякам, заводили разговоры, выспрашивали о дорогах. Некоторые имели при себе старинные книги, другие показывали «маршруты». В 1839 году в д. Каянча двое пришедших из Пермской губернии за работой разговорились и признались, что идут в святую страну Беловодье. «Маршрут» указывал на алтайские деревни: Красноярская, Сетовская, Усть-Убинская. На Алтае есть немало названий белых вод. Но выражение «белая земля» сохраняло старинное значение слова «белый» - чистый, свободный, вольный.
Начало поиска Беловодья относится ко  времени реформы патриарха Никона – 17 веку. Никон стремился выправить богослужение, приблизив его к греческому образцу, который считался более древним и потому более надежным. Реформа Никона вылилась в массу частных несуществующих поправок, касавшихся крещения, поминовения, заключения брака, церковных песнопений и звонов, а также – формы креста. Противники Никона восприняли эти изменения как введение новой «незнаемой» веры и не желали подчиниться. Последователи старой веры были преданы вечному проклятию. Царь поддержал реформу. По указам 1666 – 1667г.г., еретики должны были подвергаться наказанию. Произошел раскол в среде верующих.
Спасаясь от преследователей, старообрядцы бежали на окраины государства – в Сибирь- и даже за его пределы. В скитах по берегам Катуни, в алтайских горах «спасалось» немало раскольников.
В.А. Липинская «Старожилы и переселенцы» Москва,»Наука» 1996г.

Типология русских говоров на Алтае.
Для старожильческих говоров характерно аканье – неразличение  о,а в безударных слогах  (гълава, нага, трава) с отстатками элементов оканья в говорах, сложившихся на северо-русской основе (нога, трава) . произношение безударных гласных после мягких согласных представлено несколькими типами: иканье (рика, нису, питак), екаье с переходом иканья (река, несу, петак), и наиболее распространенное яканье (ряка нясу пятак).
Наиболее устоявшимися диалектными особенностями в произношении согласных являются твердость долгих шипящих (шшуритса)  и конечных губных согласных  (сем, восем); утрата  т в конечном сочетании ст, сьт (тесь, мос, кресс) и начального в  перед з, с (здумать, стренуть); утрата затвора звуками ч, ц (шьай, улиса) и произношение в перед о (вокунь, вулиса).
Окончание –е в род. П. ед. ч. Существительных (у сестре) и в род., дат., предл, п. существительных 3 скл. (у пече, к пече, на пече); оконя\чание –у в род. П. ед.ч.существительных м. р. (с огороду, с лесу) и  -ов во мн. Ч. Сущ. Ср .р (делов) стяжение формы прилагательных (красна рябина) и глаголов (знашь, знат, знам).
В говорах новоселов сохраняются основные противопоставленные диалектные различия, хотя они сильно «расшатаны» под воздействием интеграции (сближения) с говорами соседей.(как на севере и юге).

Особенности произносительные и лексические в речи жителей Алтайского района.

1. 1.Исподняя рубаха – нижнее белье
2. Будет изгаляца – хватит издеваться
3. Как памило – быстрый, проворный
4. Избинная дверь – дверь в дом
5. Метелка – метла
6. Туфли на клабуках
7. Изба и горница – кухня и зал, которые одновременно совмещались со спальней (в них стояли кровати) в пятистеннике (питистеник)
8. Пинжак
9. Жар паднялся – поднялась температура у кого-то
10. Лук зимой на вышки лижит – храниться лук зимой на чердаке
11. Сабрать на стол чашки – накрыть на стол
12. Вёдра стаит – хорошая погода стоит на дворе
13. Надсада – тяжесть (жылы надарвёш, надсадишса)
14. Судамойка – тряпка для мытья пола
15. Заслонка – крышка для русской печи
16. Палавики – домотканые дорожки на пол
17. Занавески – шторы на окна, над печкой русской
18. Палушалак глазастый – платок в крупный горох
19. голбиц, подполье - подпол
20. Бисталковый – глупый
21. Сабашник – место, заросшее непроходимым кустарником
22. Баская, видная – красивая
23. Патема – себе на уме
24. Карчага – большая посудина
25. Чёсанки – мягкие валенки ручной катки
26. Хамутная иголка – большая игла с большим ушком
27. Рукамойник – умывальник
28. Красна (ударение на окончании) – домашний ткацкий станок
29.   Ландорики – картофельные оладьи
30. Чирпак – поварешка, ковш (пачирпни вады)
31. Маладуха – молодая жена, сноха
32. Пахлибать квасу – поесть окрошки
33. Палудинка – злое волшебное создание, старуха, (которая живет в огороде) -ею пугали детей, которые без разрешения что-либо рвали в огороде
34. Тятя, тятинька- папа, папочка
35. Баушка – бабушка
36. Пимы – валенки (Сымай пимы-та, да прахади. Ни стой у парога)
37. Глиди сам, как лучши – Думай сам. Поступай, как для тебя удобнее.
38. Падзоры – вязаные крючком кружева, виднеющиеся из-под покрывала на кровати
39. Зипун – длинная шуба из овчины
40. Даха – шуба из цигейки
41. Нагишом – без одежды
42. Пригон – сарай для дом. скота
43. Лавка – магазин, скамейка (лавка у пичи)
44. Галик – березовый веник без листьев, которым обметали снег с обуви
45. Зарод – большой стог сена
46. Паларотый – невнимательный
47. Космы распустила – волосы распустила
48. Лыва – лужа
49. Заломка – крепкая палка, которая вставлялась в кольца по обе стороны двери (закрыть дверь на заломку)
50. Растрепа – неряха
51. Митрий, Микита, Ливонтий, Питраван (первоначално – Петр Иванович)
52. Парнишка – мальчик
53. Ящик – сундук
54. Радива – радио
55. Чо нада, каво думать-та
56. Заплот - забор
57. Темный – неграмотный
58. Ягода – полевая клубника
59. Брюха набить – очень плотно поесть
60. Гайтан - тесьма для крестика
61. Зыбка, люлька – подвешенная к потолку рядом с кроватью родителей колыбелька для новорожденного
62. Сушила, авин – строение для просушки зерна в снопах
63. Пригон, денник – сарай для скота
64. поветь – жердяной настил
65. Хлев для овец – теплый сарай (сруб) с крышей.
66. Дробь – Постукивание каблуками в танце
67. Откупной дом – откупленная изба на один вечер, где собиралась молодежь на вечорки
68. Панева – тканая в клетку запашная юбка
69. Догма – основное положение религиозного учения.
70. Бродни – сапоги с высоким голенищем
71. Игрища – место, где обычно собиралась молодежь для развлечений в теплое время года: водили хороводы, играли в подвижные игры, пели, плясали. Другое название – тырло.
72. Будет – хватит, достаточно
73. Будет молоть-то – хватит говорит (чаще всего неправду)
74. Чижолый – тяжёлый
75. Патёма – медлительный, себе на уме человек.