Официально о тебе

Данголия
У Василия Дмитриевича Сметанникова и Елены Филипповны Туровой 27 ноября 1949 года в г. Барнауле родились два сына-близнеца – Артур и Борис. Дети настолько были похожи, что их не различали даже родители. Один из мальчиков умер в младенчестве. Документы Бориса сдали, оставшийся в живых малыш стал носить имя Артур, хотя точно даже мать не знала, кто умер, Борис или Артур. Просто отцу ребенка имя это очень нравилось: он был в восторге от книги Э.Л. Войнич «Овод», и от главного героя – Артура.
Время было послевоенное, тяжелое. Елена Филипповна работала на заводе Трансмаш – была первой женщиной электриком. Василий Дмитриевич был художником. Заботу о ребенке полностью взяла на себя бабушка по материнской линии – Турова Таисия Дементьевна.
Самые яркие воспоминания раннего детства – барак, где он жил до семи лет вместе с бабушкой Тасей, парное молоко (у бабушки была своя корова) и домашние сдобные булочки по воскресеньям. Бабушка была членом Горсовета, председателем постройкома. Она устроила Артура в детский садик, когда ему исполнился один год. Это было очень сложно. В детском саду по тем временам кормили (и даже одевали) гораздо лучше, чем дома, детей было много, и детские сады были переполнены. Садик находился в нескольких метрах от бабушкиного барака, родители жили на другом конце города, так что Артур видел их нечасто. Из детсадовского периода запомнил, как их группу вывозили на дачу, как не любил носить платье (после войны на младших детей, и девочек и мальчиков, надевали в детсаду платья и стригли наголо); как его однажды схватил за ухо мальчик гораздо старше и сильнее его, а Артур так вцепился ему зубами в мизинец, что откусил фалангу. Наверное, ему сильно досталось, раз запомнил этот случай на всю жизнь. И праздничные белые штаны, которые Артур терпеть не мог. Как только мать надевала их на него, он тут же выходил на улицу и нарочно падал в грязь. Его ругали, но переодевали в темные.
На всю жизнь запомнил рассказы бабушки о деде-революционере, который умер до его рождения – Турове Филиппе. Отец Артура сделал карандашный портрет деда незадолго до его смерти (портрет долгие годы хранился у бабушки, потом его передали Артуру Васильевичу). Дед Артура Филипп приехал в Барнаул откуда-то из Европейской части России до революции, скрываясь от охранки. Он поменял фамилию. Настоящая фамилия деда – Лебедев. Филипп был настоящим коммунистом, очень честным человеком. Еще до ВОВ его назначили директором кирпичного завода, где он и проработал до самой смерти. На фронт его не взяли по состоянию здоровья – болел чахоткой. С большим уважением относился он к простым рабочим. Не воспользовался своим служебным положением, когда была возможность получить хорошую квартиру, жил с семьей в бараке, на равных условиях с рабочими. Кроме кроватей в квартире стояли буфет и тумбовый кухонный стол, сделаные рабочими. (Стол и буфет бабушка Артура забрала в новую квартиру, когда бараки снесли. Она пользовалась ими до самой смерти.)
Родители Артура долго брак свой не регистрировали, поэтому фамилия у него была до самой школы Туров. К фамилии отца, которая стала и его фамилией с первого класса, он привыкал долго. Наверное, потому что отца знал плохо до школы (до семи лет жил у бабушки), а когда узнал поближе – разочаровался в нем. Отец пил, устраивал скандалы, мать убегала из дома, а Артур часто ночевал в подполе вместе с курами. Иногда пьяный отец вспоминал о сыне и пытался его «воспитывать». Артур прятался в будке собаки. Корд, немецкая овчарка, не выносил запаха спиртного и близко подходить к ней отец боялся. Забившийся в будку Артур слышал яростные угрозы отца и ждал, когда тот устанет ругаться и уйдет. Единственные яркие воспоминания об отце связаны с книгами. Артур много читал, отец, будучи трезвым и «при деньгах», дарил ему яркие, красочные книги.
Учился Артур очень хорошо. Ежегодно участвовал в городских олимпиадах по математике, физике, химии, истории, занимал призовые места. Учителя прочили ему после окончания школы политехнический институт. В одиннадцатом классе он даже закончил подготовительные курсы в политехническом. Но это было как бы между прочим, потому что Артур всегда стремился в юридический. Немалую роль в его выборе профессии сыграли рассказы о деде-революционере, да и поведение отца в семье (Артур всегда хотел восстановить справедливость). Образ деда слился у него с образом Феликса Дзержинского, о котором Артур очень много читал, и представлял его как самого справедливого человека, у которого было «горячее сердце настоящего революционера, и холодная голова чекиста». (У нас до сих пор стоит бюстик Дзержинского, есть и его портрет, которые А.В. купил еще в юности.)
Вообщем, после окончания школы в 1967 году Артур едет поступать в Томский юридический университет. Конкурс был огромный. Много было медалистов среди абитуриентов. Экзамены он сдал успешно, проявив настойчивость и характер на экзамене по литературе, доказывая, что Тургенев был крепостником, личностью чуждой всем революционерам, а значит и произведения его ничему хорошему научить не могут. Рассмешил экзаменаторов и покорил своей убежденностью. Зачислили Артура кандидатом, т.е. стипендии первые полгода не будет, общежития – тоже. А помогать ему было некому. Отец из семьи давно ушел, у матери мизерная зарплата, да еще на руках маленькая сестренка Артура - Нина (младше его на 12 лет). Пришлось Артуру переводиться на заочное отделение.
Через год, когда открыли Алтайский государственный университет, Артур переводится туда на вечернее отделение. А днем работает на Трансмаше, вначале учеником монтера, затем электрослесарем. И преподает в пединституте на ФОПе туристическую грамоту. Летом во время отпуска уезжает на Телецкое озеро. И тоже работает. Инструктором на турбазе «Медвежонок». Туризм - его давнее, серьезное увлечение. 10 лет было отдано горам. Здесь закалялась воля, формировалась ответственность, здесь появились настоящие друзья, проверенные в сложнейших ситуациях. Горы не прощают трусость, в горах проверяется характер. (Позже, работая в прокуратуре, когда не было возможности бывать на Телецком, Артур Васильевич говорил, что ему горы снятся. Наверное, поэтому он так всегда стремился в Алтайское. Здесь ведь тоже горы. Пусть не такие величественные, но все же горы. «Я вижу горы каждый день из окна», - говорил А.В.)
В 1974 году, перед самыми государственными экзаменами, его призвали в армию. Служил во Владивостоке в Военно-воздушных войсках. На втором году службы, зная о его юридическом образовании, командование предложило поступить вне конкурса в международный университет имени Патриса Лумумбы. Но дома в это время случился пожар, и мать и сестра с нетерпением ждали его возвращения. Да и надо было завершить учебу. Подумал – и отказался.
Вернулся из армии весной 1976 года. Сдал государственные экзамены в университете и на лето уехал работать на турбазу на Телецкое озеро. Это был последний год его работы в туризме. Больше туризмом серьезно Артур Васильевич не занимался. Не потому, что изменил своему увлечению, просто не было времени: в отпуске за все 20 лет работы в прокуратуре нормально отдыхал всего два раза. Все дела, дела…
С 16 ноября 1976 года он начал работать в прокуратуре Алтайского края, в прокуратуре Центрального района г. Барнаула. Год был стажером, потом перевели следователем. Работы было очень много, дома появлялся редко. Зарплата – 150 рублей. Появилась семья, ребенок. Денег не хватало, но уходить куда-то – об этом никогда и речи не было. Работе отдавал все силы, все время. По ночам печатал на пишущей машинке (и гордился, что печатает быстрее любой машинистки). Маленький сын засыпал под стук клавиатуры, как под колыбельную.
С особой тщательностью готовил дела к передаче в суд: чертил схемы, подшивал листы, писал обвинительное заключение. За все годы работы в прокуратуре ему не возвращали дела на доследование из суда, ни разу не было оправдательного приговора. Он всегда говорил: «В суд передавать надо только те дела, в которых на 100% доказана вина подозреваемого. Если человек невиновен – докажи его невиновность и до суда дело не доводи». С подследственными всегда был вежлив, никогда не повышал голоса на допросе, обращался всегда на «Вы». Никогда не называл подозреваемых обвиняемыми, всегда говорил: «Обвинить и применить меру пресечения может только суд и никто другой». Никогда не относился к людям предвзято. В работе проявлял особую скрупулезность, проверяя любые факты, мелочи. Всегда (если речь шла о подозрении на убийство) принимал участие во вскрытии, работая вместе с судмедэкспертом. Прекрасно знал судебную медицину. С уважением относился к работникам милиции, ценя их нелегкий труд. Никогда им не отказывал в помощи. Часто, при раскрытии очередного преступления, сутками работал вместе с уголовным розыском.
С 1980 года он работает следователем прокуратуры Алтайского района. И уже в 1981 году прокуратурой Алтайского края за достигнутые успехи в борьбе с преступностью признан лучшим следователем. В этом же году за умелое расследование уголовного дела объявлена благодарность и выдана денежная премия. А дела были разные – от убийств и хищений до должностных преступлений. Пришлось Артуру Васильевичу всерьез взяться за изучения делопроизводства и бухгалтерского учета. По совету одного из лучших специалистов с. Алтайского Н.Н. Медведева, он заканчивает курсы делопроизводства и бухгалтерии. Расследованные им хозяйственные дела рассматривались как в Алтайском районном суде, так и в краевом. По каждому делу набиралось документов от шести до десяти томов. Несколько раз приходилось А.В. расследовать хозяйственные дела и в других районах по приказу прокурора края. Расследовал хозяйственные дела он и в Новокузнецке, и в Бийске, и в Барнауле.
В 1982 году за отличную, безупречную, продолжительную работу в органах прокуратуры и в связи с 60-летием прокуратуры СССР А.В. Сметанников награжден Почетной грамотой Генерального прокурора СССР и ЦК профсоюза.
В 1983 году Артур Васильевич проходит трехмесячные курсы повышения квалификации в г. Ленинграде в институте повышения квалификации прокурорско-следственных работников Прокуратуры СССР. И здесь он проявляет свои незаурядные способности. Руководство института за добросовестное отношение к учебе и активное участие в общественной жизни объявляет ему благодарность. Экзамен по окончании курсов Артур Васильевич сдает на «отлично». Ему предлагают остаться работать следователем прокуратуры в Ленинграде. И остался бы, если бы не острый сердечный приступ. Врачи поставили диагноз: ишемическая болезнь сердца, и посоветовали вернуться домой - не менять привычные климатические условия.
Дома ждала напряженная работа в прокуратуре. Еще не раз будут объявлены благодарности Артуру Васильевичу прокурором края за добросовестное исполнение служебного и общественного долга, не раз он будет признан лучшим следователем.
В 1984 году А.В. Сметанников назначен прокурором Тюменцевского района. Много сил и здоровья отдано этой работе. Через четыре года появилась возможность вернуться в Алтайское, домой, в родную прокуратуру, и снова к любимой работе следователя. От предложения остаться в Тюменцево на второй срок прокурором Артур Васильевич отказался.
До 1996 года работал Артур Васильевич в прокуратуре Алтайского района. Вначале следователем, затем – до пенсии – заместителем прокурора. Больше года исполнял обязанности прокурора.
В 1992 году он еще раз ездил на курсы повышения квалификации, но уже в переименованный Ленинград – Санкт-Петербург - в институт повышения квалификации прокурорско-следственных работников Прокуратуры Российской Федерации. Опытом работы в расследовании хозяйственных дел Артура Васильевича заинтересовался кандидат юридических наук, доцент Н.М. Сологуб. Они часто встречались после учебы, продолжая разговор на профессиональные темы. Перед отъездом домой Артура Васильевича, Николай Максимович подарил ему с дарственной надписью брошюру: методические рекомендации «Криминалистическая характеристика и краткие программы расследования хищений собственности юридических лиц».
В 1996 году советник юстиции А.В. Сметанников ушел на пенсию по выслуге лет. Решение уйти на пенсию далось ему трудно. Если бы не здоровье… Два перенесенных на ногах инфаркта, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет и другие болезни – плохие помощники в работе заместителя прокурора.
6 августа 2006 года после четвертого инфаркта Артур Васильевич Сметанников ушел из жизни.
С большим уважением отзываются о нем работники прокуратуры, милиции, жители села. Все без исключения (и старые, и малые, и друзья, и даже родственники) звали его всегда по имени и отчеству, как он говорил, с восемнадцати лет. Помнят его всегда энергичным, подтянутым, всегда либо в форме, либо в классическом костюме, в галстуке, с немного усталыми и грустными глазами. А главное – человеком, который был готов прийти на помощь всем, кто в этом нуждался.