Мой Париж. Часть 7

Элла Лякишева
   На фотографии - автор очерков на фоне башни.
Вот такой, к сожалению, был тогда серый день.               

                САМАЯ   ИЗВЕСТНАЯ  ДАМА  ПАРИЖА

 На обратном пути из Версаля вышли у Эйфелевой башни.  Надя сфотографировала меня на её фоне, вы можете увидеть фотографию на этой странице. День был пасмурный, потому всё такое серое, и башня тоже показалась не очень "взрачной"... Внутрь мы не заходили. Здесь сейчас Парижский телецентр. Выслушали рассказ гида. Он рассказывал о башне с нескрываемой гордостью.

  - Возраст у нашей Дамы почтенный, но посмотрите, как удивительно прямо и гордо она держится! Откровенно говоря, её не назовёшь очень привлекательной. Кое-кто даже утверждает, что она некрасива, но жизнь в Париже была бы без неё менее насыщенной и интересной.
 
     Рождение Башни связано с торжествами.  Франция собиралась отмечать столетие революции 1789 года. Готовилась к Международной (!) выставке, и посему  решено было  придумать нечто необычное, универсальное.

    Остановились на дерзком проекте дижонского инженера Александра Эйфеля. И через два года  с левого берега Сены в небо устремилась 300-метровая ажурная башня весом в 9 тысяч тонн.  Сооружали её из готовых деталей (как в детском конструкторе, что ли?): 15 тысяч элементов, используя 2,5 миллиона заклёпок.
 
  /Дополнение читателя 2018 года: Детали башни изготовлены из российского Нижне-Тагильского металла!/

     Не все парижане одобряли строительство. Некоторые деятели культуры были против и написали в 1887 году письмо-протест  в Дирекцию строительства. Среди подписавших – знаменитые фамилии: Шарль Гуно, композитор, писатели Александр Дюма, Ги де Мопассан.

 Они  назвали башню нелепым и чудовищным кошмаром.

   Позже в одном из газетных репортажей я нашла процитированную часть этого послания: "Когда иностранцы посетят нашу выставку, - писали деятели культуры, - то воскликнут, поражённые:"Как! И по этому ужасу французы предлагают нам судить об их столь хвалёном вкусе?"...Впрочем, чтобы лучше понять наши доводы, достаточно представить себе потрясающе нелепую башню, господствующую над Парижем, словно мрачная гигантская заводская труба, подавляющую  своей варварской массой Собор Парижской Богоматери, Сен-Шапель, башню Сен-Жак, Лувр, Дом инвалидов, Триумфальную Арку - все поруганные отныне памятники, все наши приниженные теперь архитектурные творения, которые исчезнут в этом ошеломляющем кошмаре" 
 
  Но прошло время, и к башне привыкли и даже привязались. Стали посвящать стихи, песни.

     Под Рождество её украшают гирляндами разноцветных ламп, и она похожа на ёлку.

      Как истинная женщина, она любит менять обличья. Процитирую ещё один абзац- уж больно красиво написано:"Солнечным утром предстаёт она изящно лёгкой и юной. По вечерам, особенно зимой, её очертания темнеют, она становится сумрачной, словно вспоминает о своём преклонном возрасте. Глубокой осенью, когда густой туман скрывает её верхушку или даже всю, древний город сиротеет и выглядит печальным. В праздничные дни у её подножия бойко торгуют горячими каштанами, сластями, недорогими сувенирами, которые обожают туристы".
 
  Но в тот день, когда мы были у подножия Башни, торговцев не было, а то бы мы обязательно что-нибудь купили.

    Гид продолжает рассказ. На верх башни ведут 1710 ступеней. Лифт может поднять сразу 100 человек.

    Но когда в Париж вошли немцы,  лифты неожиданно отключились. И даже мастера из Берлина не смогли их починить.

   Разъярённому Адольфу Гитлеру пришлось подняться на второй этаж «на своих двоих». Гид рассказывает об этом с гордой улыбкой. В конце войны Гитлер отдал приказ  уничтожить башню. Вот как описано это в статье:

    "В августе 1944-го гитлеровскому наместнику в Париже генералу фон Хольтицу было приказано начать уничтожение столицы с её прославленных символов, прежде всего с Эйфелевой башни. Только случайность спасла её". Хотелось бы знать подробности этой истории, но я не знаю. Возможно, любители найдут и расскажут...
 
  А почтенная, но моложавая дама продолжает радовать парижан и удивлять гостей.

    Позолоченный бюст Эйфеля установлен у северной ноги башни. Этот весёлый француз как-то сказал о своей любимице: «Мне следовало бы испытывать чувство ревности к ней, ведь она  гораздо известнее меня!» 

   Маленькое дополнение.
   Эйфелева башня обогатила русский язык фразеологизмом: ГВОЗДЬ ПРОГРАММЫ.
Вот как объясняет Википедия: "Во Франции гвоздём называют не только сам гвоздь — clou, но и «самое значительное, заметное, главное». Происхождение оборота связывают с Эйфелевой башней (которая, к тому же, вполне похожа на гвоздь)".
      
    Почти одновременно с Башней под Парижем был открыт в 1900 г. первый в Париже
метрополитен. Но нас с ним не ознакомили. Говорят, что он гораздо беднее знаменитого Московского...

   Вношу дополнение Михаила Евгеньевича Струнникова: "Первое метро в континентальной Европе - Будапештский метрополитен. Линия M1 (желтая линия) в Будапеште была открыта в 1896 году". То есть на четыре года раньше. Молодцы венгры! А самое старое в мире - Лондонское метро. В 1863 году была открыта его первая линия. Молодцы англичане))) Получается, что лишь через 33 года пришло метро в Европу.
      В России, увы, первый участок от станции «Сокольники» до «Парка культуры» с ответвлением на станцию «Смоленская» был открыт 15 мая 1935 года. Отстаём, однако. Но зато строим красиво!)))

            Продолжение на http://www.proza.ru/2019/04/12/2037
  В 8-й главе вы совершите путешествие в знаменитую тюрьму, где томился граф Монте-Кристо
 
              **************************

     Если вы захотите продолжить путешествие по Парижу, но уже - ЛИТЕРАТУРНОМУ, то прочтите статью Татьяны Подплутовой 2, которая так и называется: "Литературные прогулки по Парижу". Автор любезно разрешила использовать её ссылку:
               http://www.proza.ru/2013/02/16/77