Астролябия

Олег Глазов
Наконец прозвенел звонок и вскоре из аудитории один за другим потянулись студенты. Учёный не стал дожидаться пока все выйдут, а сам решительно вошёл внутрь и сразу направился к бородатому, серьёзного вида мужчине в очках, который за столом у доски складывал к себе в портфель какие-то приборы и бумаги.

- Здравствуйте! - радостно протянул руку Учёный.

- Здравствуйте..., - пожал руку бородатый, недоуменно разглядывая Учёного.

- Вы очень похожи! Я знал вашего отца, учился у него, известный был учёный, а вот про вас ещё ничего не слышал... Так неожиданно! Я ведь думал, что это он здесь, - фамилия на табличке та же, а вот на инициалы не обратил внимание... Так, вы - сын?

- Да.

- А с папой что?

- Спасибо, всё нормально, он сейчас на пенсии, теперь вот я за него...

- Рад за него! Впрочем, не буду вас отвлекать, а перейду сразу к делу... Жаль, конечно, что нет вашего отца, но, думаю, с вами мы тоже договоримся...

- А, что вы хотели?

- Видите-ли, так сложились обстоятельства, что какое-то время я вынужден находиться и работать у вас, в Городе дураков, но, как оказалось, не совсем к этому подготовился... - Учёный немного задумался над тем, как коротко и внятно изложить суть проблемы, потом продолжил, - Астролябия, что я захватил с собой, работает под Андройдом, а необходимое программное обеспечение, что мне повезло здесь найти, исключительно от Майкрософта. Я боюсь, что в результате такой  несовместимости сами результаты эксперимета могут быть несовместимы... Рисковать не хочется, - наука есть наука, - всё должно быть точно. А у вас, я слышал, есть астролябия, которая работает под Майкрософтом...

Учёный заметил, что бородатый о чём-то задумался и пребывал в нерешительности, а потому продолжил:

 - Конечно, я мог бы купить необходимое програмное обеспечение, но это не так скоро и очень дорого. Согласитесь, ведь это неразумно тем более, что необходимо оно мне всего на один день, не больше... - Учёный с надеждой посмотрел на бородатого, - С вашим отцом мы сразу бы договорились, но коль вместо него теперь вы, потому я и обращаюсь к вам, - высказал последний аргумент Учёный.

- Да, я понимаю..., - нерешительно начал бородач, - Но, позвольте полюбопытствовать, а в чём суть вашего эксперимента?

- О! Это поистине эпохальное открытие! Я ещё никому про него не говорил, но вам я конечно скажу! Мне осталось только всё проверить, чтобы потом я мог убедить даже самого захудалого скептика. Но прежде я должен убедиться сам, доказать всё себе, понимаете?

- Так, что же это?

- А, разве, я не сказал?

Бородатый недоуменно пожал плечами.

- Простите! Открытие так меня ошеломило, что я теперь ни о чём кроме как о нём говорить не могу!

- Так в чём же оно, в чём?

- Наша Земля круглая! Круглая как шар! Как мячик!

Бородатый покосился в изумлении на Учёного и на всякий случай отступил на шаг назад. Учёный же замер впившись взглядом в бородатого, глаза его горели каким-то безумным огнём, казалось, в них прыгали чёртики, он ждал...

- С чего это вы это взяли? - наконец испугано процедил бородатый.

- Вы не верите? Признайтесь, вы не верите! - Учёный торжествовал, - Я вам сразу сказал, что это эпохальное открытие! А эпохальным, согласитесь, может быть только нечто безумное!

Учёный помолчал немного, наслаждаясь произведённым впечатлением, потом продолжил,-

- Вчера, когда я ехал сюда в поезде, я долго не мог уснуть из-за стука колёс, всё смотрел на большую круглую Луну, которая была за окном. Казалось, что она неотступно следовала за мной, ничуть не отставая. И тогда я подумал: а что, если поезд поедет быстро-быстро? быстрее, чем самый быстрый ветер? И я окажусь с другой стороны Земли, и там не будет видно Луны, и ... И тут меня осенило! Так может быть только в одном случае...

- Это в каком же?

- Только, если Земля круглая! Круглая как шар! Представляете?

Бородатый немного поёжился, но затем быстро пришёл в себя и уже совершенно успокоившись спросил:

- А с чего это у вас такие выводы, коллега? Только из-за каких-то сомнительных наблюдений из инерционной системы координат без какого-либо учёта её относительности? А неопределённость, которая несомненно возникает из принципа самой неопределённости тем более, что если мы примем за "ц" не "в", а "в" делённое пополам? - и уже совершенно успокоившись бородатый уверенно продолжил, - И только на этих основаниях Вы делаете подобные, воистину, как вы сами сказали, безумные выводы? Несерьёзно...

Учёный хотел что-то возразить, горячо и упрямо, и даже рванулся вперёд и схватил бородатого за большую верхнюю пуговицу пиджака, как вдруг натолкнулся на невозмутимый взгляд его стеклянных глаз, сразу осёкся и сказал только "Но...". При виде же не знавшей и тени сомнения самоуверенности бородатого, от осознания своей невозможности доказать тому что-либо, учёный совсем  растерялся и только стоял совершенно подавленный, не зная, что ему теперь делать. Наверно выглядел он действительно жалко, если бородатый всё же снизошёл до него и решил объяснить очевидное:

- Ну, подумайте сами, ведь если бы Земля была круглая, как шар, то как на ней могла бы удержаться вода? Она просто стекла бы однажды вся и исчезла бы где-нибудь в космосе! А мы? Как бы мы могли тогда найти край Земли? Никогда! Потому, что любой, кто бы это только попробовал, обязательно сам бы упал в космос, а, значит, мы обречены были бы никогда это не узнать. Таким образом Вы отрицаете не только возможность существования края у Земли, но и саму возможность это познать! Согласитесь, это абсурдно.

Учёный молчал не в силах возразить, а только иногда кивал невпопад и отводил глаза, так ему было стыдно... Не за себя, нет, за бородатого, а тот не унимался и только больше расходился:

- Вы говорите Луна. А известно ли вам, и это знает любой из моих студентов, что с тех пор, как изобрели телескоп, мы достаточно хорошо смогли рассмотреть Луну, чтобы утверждать, что она плоская? Ведь, если бы она была шар, то во время движения Земли по космической сфере мы должны были бы это заметить! Но нет, - ничего подобного мы не видим, а видим только одну единственную сторону плоской Луны потому, как другой она к этой самой сфере прикреплена и по ней движется. Сегодня эту истину знают все, странно, что вы её до сих пор не знаете. Ведь Земля, как следует из последних изысканий наших учёных, она как и Луна, а, значит, тоже плоская. Это же очевидно!

Видно было, что Учёный вовсе не собирался перечить, он только переминался с ноги на ногу, а когда бородатый закончил, тихо сказал:

- Мне бы астролябию...

Бородатый снисходительно посмотрел на Учёного, так взрослый смотрит на провинившегося ребёнка, и сказал:

- Я не могу вам её дать, потому что это невозможно. В смысле невозможно, чтобы Земля была шаром. А тратить время, тем более астролябию на изучение того, что невозможно, я, как сам учёный, позволить никому не могу.

- Хотя бы на два часа...

- Я, безусловно, ценю вашу дружбу с моим отцом, но именно во имя этой дружбы, я вынужден сказать "Нет" и думаю, что отец меня бы понял. А теперь простите, я занят и вынужден уйти. Всего вам доброго!

Бородатый ушёл преисполненный достоинства и собственного величия, а учёный простоял какое-то время и потом ушёл тоже. Вот, собственно, и вся история... Учёный ещё был в Городе дураков, когда узнал из телевизора, что древние греки только что открыли, что Земля это шар. А учёный что? А про него так никто и не вспомнил, потому что никто про него там и не знал. Только бородатый подтвердил, что шарообразность Земли, это настолько очевидно, что удивительно, как только находятся ещё люди, которые считают это иначе.

-