Исихазм

Юрий Шпилькин
Исихазм – широко распространенное в Византии восточно-христианское (от греч. hesychia — покой, безмолвие, отрешенность), мистическое течение в Византии. В широком смысле — этико-аскетическое учение о пути к единению человека с богом через «очищение сердца» слезами и самососредоточение сознания; включало систему психофизического контроля. Начиная с XIV века стал неотъемлемым элементом традиции русского православия. Исихазм оказал влияние на мистические настроения в мире ислама, окружавшем Византию начиная с VII века. Это влияние хорошо видно в таких мусульманских мистических движениях, как суфизм (дервишество). А благодаря тесным (хотя, зачастую, недружественным) контактам между мусульманскими халифатами и югом Западной Европы суфийская традиция отразилась на формировании католического мистицизма, ярким представителем которого был Франциск Ассизский (1182 – 1226). Таким образом, мусульманский мир сыграл роль своего рода «моста», связующего две в то время достаточно отдаленные ветви христианства – русское православие и западноевропейский католицизм.
Классика русского исихазма – рублевский образ Святой Троицы. Это вершина творчества Рублева. Рублев не просто художник, он монах, он последователь созерцательной школы Сергия Радонежского, отсюда его особенности как творца-практика. «Троица» (также «Гостеприимство Авраама») — икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублёвым в XV веке, самое знаменитое из его произведений и одна из двух приписываемых его кисти работ (включая фрески во Владимире), чьё авторство, как считают учёные, достоверно принадлежит ему. Является одной из самых прославленных русских икон.В образе Троицы – сила и кротость, благородство и духовная углубленность, мягкость черт лица и непреклонность во взглядах святых ликов. Три кротких ангела легкими склонениями голов, легкими движениями рук предвещают будущую судьбу мира. Они предвидят печали, жертвы, крестный путь, но это находит высшее разрешение в умиротворенной гармонии.  «Образы Андрея Рублева это, если можно так сказать, русский вариант исихазма, соединивший общие духовные законы с русской ментальностью».
В основу иконы положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама», изложенный в XVIII главе библейской книги Бытия. Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре троих таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами). Во время трапезы в доме Авраама ему было дано обетование о грядущем чудесном рождении сына Исаака. По воле Бога от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся… все народы земли». Затем двое ангелов отправились на погубление Содома — города, прогневившего Бога многочисленными грехами его жителей, а один остался с Авраамом и беседовал с ним.