культура В С Высоцкий

Лина Гаврилова
Стояли ли Вы когда-нибудь перед серьезным выбором, описанным Владимиром Маяковским в стихотворении «Кем быть»? Или этот вопрос решился сам собой?   
Высоцкий: Я хотел быть тем, кто я есть. Но думаю, в принципе, повернись судьба иначе, мог бы работать в любой отрасли. Уважаю вообще все сферы деятельности. И мне кажется, абсолютно в каждой профессии может присутствовать творчество. А значит, я бы мог заниматься любым делом, если бы в нем была возможность творить..

культура: От критиков часто достается? И в целом, имеет ли их мнение для Вас хоть какое-то значение
Высоцкий: Когда я совсем еще не работал в кино и официально мои песни не звучали ни в театре, ни с экрана, были некоторые критические статьи, написанные в непозволительном тоне. Одна такая статья, под заголовком «О чем поет Высоцкий», повергла меня в большое уныние, потому что там было очень много несправедливого. Обвинения строились даже не на моих песнях — предъявлялись претензии, а слова в пример приводились не мои. Но самое главное — это неуважительный тон: что, мол, все это никому не нужно, напротив — только мешает и вредит. Я всегда придерживался другой точки зрения, и думаю, что в этом смысле был прав, потому что сейчас у меня есть возможность работать в кино и петь перед большими аудиториями. Очень рад, что разум одержал верх, я не поддался моменту отчаяния и не перестал писать
.культура: Расхожий термин «ранний Высоцкий», под которым подразумеваются лагерные, хулиганские песни, вышедшие из-под Вашего пера, не коробит?
Высоцкий: Мои ранние песни можно как угодно назвать — дворовые или блатные. Но я считаю, что они написаны в традициях городского романса. Одно время он существовал у нас, потом почему-то куда-то ушел, был забыт. Городской романс — это почти всегда одна мысль, точная и поданная в очень упрощенной форме. Не та простота, которая хуже воровства, а лаконичная, доверительная разговорная речь. Хотя я должен сказать, что это довольно сложно, и в дальнейшем мне мои первые песни очень помогли. Я расширил тематику, но сохранил форму.

культура: Вы неоднократно на концертах говорили, что если представить Вашу творческую жизнь в форме весов, где на одной чаше была бы вся основная деятельность (театр, кино, концерты, съемки на телевидении, радиоэфиры, запись пластинок), а на другой только работа над песнями, то вторая бы перевесила. Почему?
Высоцкий: Потому что я сам это делаю, а актерская профессия — всегда исполнительская, зависимая. Над тобой еще есть режиссер, автор, начальство и Господь Бог. Авторская песня требует огромного труда. Она все время живет с тобой, не дает тебе покоя ни днем, ни ночью. Записывается композиция иногда моментально, но работа на нее тратится очень большая. Впечатление, что все это дается легко, — ложное.

Думаю, песни, как часть искусства, призваны делать человека лучше. Не то чтобы его облагораживать, но призывать думать.

культура: Какие качества в людях Вам более всего импонируют?
Высоцкий: В мужчине ценю сочетание доброты, силы и ума. Когда я надписываю фотографии пацанам, подросткам и даже детям, обязательно пишу ему: «Вырасти сильным, умным и добрым». А женщине: «Будь красивой, умной и доброй».