Дворник и море

Рустам Хазиев
Ветер, какой же холодный ветер. Продувает насквозь и не спасает даже теплая парка. На набережной всегда гуляет ветер, а вне летнего сезона он переполняется задором и готов порой смести все на своем пути. Зимой море как будто впадает в депрессию. Оно уже не такое ласковое. Чаще бывает суровое, угрюмое, рушит высокие волны и заливает весь берег холодной соленой водой. Сегодня именно такой день. Капли брызг, под силой ветра, впиваются в лицо словно иглы. Сейчас не помешал бы шарф, но выглядеть это будет нелепо. Да и не привык я к шарфам. Вот бы сейчас попить большой стакан горячего ароматного кофе, да послаще. А то и так горько на душе. Хотя нет, станет только хуже, живот урчит уже несколько часов. Похоже нужно прежде перекусить. От вчерашних бутербродов осталось одно воспоминание. В кармане есть еще немного денег на парочку пирожков с картошкой и стакан горячего кофе.
Надо закурить, может получится сбить голод хоть на какое то время.
Вот неудача - три сигареты. Снова приходится выбирать, поесть или покурить. Где же эта чертова зажигалка? Ах, вот она, на своем месте! Ветер, ну что же ты так дуешь, умолкни хоть на секунду, дай зажечь огонь. Ну что ты будешь делать, руки не держат, уронил и ведь прямо в лужу. Похоже сегодня снова не мой день, уже и не помню какой по счету.
Дворник курит, подойду-ка я к нему.
Какой то он мрачноватый и несуразно большой, хоть и выглядит немного уставшим, но держит спину прямо, одной рукой немного опираясь на черенок метлы.
- Угостите пожалуйста огоньком, уважаемый.
Человек взглянул с безразличием, но прямо в глаза. Я неволей опустил голову ниже. На миг показалось, что он больше меня в несколько раз. Столько силы крылось в его взгляде. Он выдержал паузу, прежде чем заговорить, и голос его был спокойным, но каким-то насыщенным, крепким.
- Что, черный кот перебежал дорогу?
- Скорее пантера - невольно проронил я первое, что пришло на ум.
Он достал помятый спичечный коробок, взял одну спичку, взмахнул резким движением и сложил ладони так, будто держит маленького птенца.
Я прикурил, сделал глубокую затяжку и снова постарался взглянуть в его глаза. Взгляд он так и не отводил. Я с усилием встретился с ним глазами, и на секунду почувствовал, как его взор устремился куда то вглубь моей головы. Мне казалось, что он разглядывает мою душу. Больше я не выдержал и повернул голову в сторону метлы.
- Зачем вы метете в такую погоду? Какой в этом смысл?
- Смысл тот же, что и в твоей прогулке по этой безлюдной набережной. Другой человек не пошел бы тут в такую погоду. Но ты идешь так, словно сейчас сентябрьский теплый вечер.
- Я всегда тут гуляю, когда пытаюсь найти ответы на жизненно важные вопросы. Море помогает мне успокоить разум, и думать становится легче. - Голос мой немного дрогнул от холода.
- И какую проблему ты обдумывал в этот раз? - С легкой иронией спросил дворник.
Вопрос вызвал раздражение. Я поймал себя на мысли, что грудная клетка напряглась и дыхание стало неполным, медленным и немного резким.
- Я не думаю, что вам будет интересно выслушивать чужие проблемы. Думаю у вас и своих проблем хватает.
- Но ведь ты пришёл сюда за ответами, не так ли? Зачем прокручивать их в голове, как пластинку на неисправном граммофоне? Проговори вслух, вдруг от этого будет какая-то польза. Если я тебя смущаю, то адресуй вопрос морю.
Совет мне показался странным, но не смутил. Промелькнула нотка азарта, а вдруг что-то из этого получится. Да и какая разница, он просто случайный встречный, пусть слушает. Может подскажет чего дельного, а мне глядишь полегчает. Говорить я начал издалека и наигранно:
- Море, дорогое мое море, помоги мне разобраться в проблемах. Объясни, в чем корень моих неудач? Почему обстоятельства сложились самым неблагоприятным образом и в миг обрушились на мою голову? Где я совершил ошибку и как мне из этого всего выбираться? - В этот момент я хотел было остановиться, чувствуя себя неловко, но что-то подтолкнуло меня продолжить. - Я понимаю, что возможно жизнь преподносит мне очередной урок, но какой? Какой урок я должен вынести стоя на этих руинах? Море, ответь, я прошу! - Так же наигранно, но уже с грустью в голосе, закончил я свой "полутеатральный" монолог.
В воздухе зависла пауза и внимание, в момент, переключилось на грохот волн перемешанных с галькой и шум порывистого ветра. Вместе они создавали звук, отдаленно напоминающий марш. Мелодией это было трудно назвать, но хотелось вслушаться в каждую ноту, все глубже и глубже погружаясь в гипнотическое состояние. Процесс наслаждения перебил шум пролетающего самолета.
- Ты тоже услышал? - С легкой улыбкой и блеском больших "сильных" глаз спросил меня дворник.
- Что именно? - не совсем понял я.
- Мелодию моря - выдал неожиданно дворник. Но как такое может быть, что бы враз, два абсолютно незнакомых человека поймали себя на одной и той же мысли? Удивительное совпадение. Но он продолжил говорить:
- Не удивляйся, многие его слышат, так море общается с миром. Смог ты получить ответ на свои вопросы?
- Нет - выдал я глубоко вздохнув и опустив голову.
- Все верно, море не сможет ответить на твой вопрос. - снова прозвучал ироничный крепкий голос.
- Но вы же сами предложили спросить у него - не выдержал я.
- Конечно, а как по твоему узнать, что тебя терзает? Разве я похож на экстрасенса? - улыбнулся здоровяк и продолжил - на самом деле и я не могу ответить на твой вопрос, потому, что ответ зарыт глубоко у тебя внутри. Его ты и так уже знаешь, но вся проблема в том, что сейчас тебе не выгодно в этом признаться. Не думай о том, что уже случилось и перестань перекладывать ответственность на обстоятельства. Человек сам вершит свою судьбу. Чем раньше ты это поймешь, тем дольше сможешь наслаждаться жизнью. Созидание - вот истинная ценность человеческого бытия. И сам процесс несет в себе состояние счастья. Невозможно построить новый крепкий дом на месте старого ветхого строения. Для начала приходится рушить пережитки прошлого и расчищать площадку для желаемого будущего. А действовать необходимо сейчас, шаг за шагом, выкладывая кирпич за кирпичом. Ведь тебя самого не устраивала прошлая жизнь и хотелось многое поменять. Незачем винить обстоятельства. Теперь все новые дороги расчищены, остается только продолжить путь.
- Но с чего мне начать? - неуверенно спросил я.
- А начни с подметания этой площадки. Держи веник! - разразился громким заразительным хохотом дворник. Да так, что я тоже невольно улыбнулся.
- Но ведь это бессмысленно!
- Почему же? У тебя есть прекрасная возможность заработать на пачку сигарет и заодно помочь уставшему человеку.
Я не долго думая схватился за метлу и начал аккуратно смахивать лужи и сигаретные окурки с брусчатки. Работа заняла минут пятнадцать. Все это время дворник пристально за мной наблюдал. В результате я передал хозяину мое новое орудие труда, а в замен получил пару смятых купюр. Теперь я мог покрыть возникшие на день потребности с лихвой. Немного покруживший в голове, с моих уст сорвался вопрос:
- А почему вы работаете дворником? Разве это ваше желаемое будущее?
- А я необычный дворник - снова рассмеялся незнакомец - Я как и ты, прихожу сюда, что бы успокоить разум. Когда-то вот тут, перед этой площадкой стоял мой дом. Но у меня была одна заветная мечта, которая не давала покоя. Однажды, на стене дома образовалась трещина, которая за несколько дней превратилась в крупную щель. Крыша уже слабо держалась и мы были вынужденны съехать. Чуть позже осматривая дом и думая о решении проблемы я вдруг осознал возможность воплотить свою мечту. Для этого мне пришлось полностью разрушить дом. Теперь, как ты видишь, на его месте красуется этот ресторан. Это я его построил, осуществив ту мечту, которая не давала мне покоя. После, я построил еще несколько ресторанов в разных частях города, но с самого детства привык подметать эту площадку. Порой самые бессмысленные на первый взгляд действия наполнены глубоким смыслом.
- Это удивительно! - единственное, что я смог проронить простояв долгое время с приоткрытым ртом.
- Удивительные вещи происходят повсюду, где есть люди. Приходи завтра утром в этот ресторан, у меня есть подходящая для тебя работа. Начнешь отсюда закладывать фундамент своего будущего!
Так появилась возможность начать все с чистого листа...