Политическая реформа и экономическое развитие Росс

Владимир Алексеевич Виноградов
           Политическая реформа и экономическое развитие России

                ***
      Статья является продолжением разработки концепции российского развития, содержание которой излагалось автором в трех предшествующих работах: «Национальные идеи России и Украины» [1], «Две концепции российского развития» [2]  и «Суверенитет народа» [3].
                ***
      Рассмотрим способ  экономического развития России, шаг за шагом отвечая на вопросы, которые возникают в ходе анализа такой задачи и разработки ее решения.

Шаг 1. Объект развития, который мы выделяем

      Целевым объектом развития в данной статье выбрано народное хозяйство страны. Мы говорим о новых дорогах, пересекающих всю Россию, о новых городах, мобильных поселках строителей, перемещающихся по мере создания хозяйственных объектов в ныне плохо освоенных и неосвоенных пространствах.  Как, впрочем, и об изменениях на относительно освоенных территориях.
      Особое внимание мы обращаем на хозяйственную инфраструктуру, определяющую потенциал развития народного хозяйства в целом на длительную перспективу, из чего следует очередность народнохозяйственных изменений. Их начало в масштабном развитии инфраструктуры  -  транспортной,  энергетической и другой, прежде всего дорожной сети, обуславливающей доступность территорий, на которых разворачивается хозяйственная деятельность, размещаются объекты для жизни и деятельности граждан. При этом складывается диверсифицированный производственный комплекс, осваиваются новые месторождения природных ископаемых, происходит расселение граждан, решение экологических проблем, создаются зоны отдыха и туризма.
       Такие изменения должны происходить достаточно быстро с точки зрения критерия безопасности, экономической независимости России, условий жизни и деятельности граждан. Планы народнохозяйственных изменений и жизненные планы граждан должны иметь один временной масштаб.

Шаг 2. Грандиозное развитие инфраструктуры - цель, которая потребует огромных средств

      Первый вопрос – как оплатить огромную массу труда, создающую столь великую инфраструктуру и другое хозяйство. Труда, обеспечивающего эту стройку века, включая труд тех, кто непосредственно создает объекты инфраструктуры и тех, кто обеспечивает строителей, кооперируясь в производстве и доставке материалов и техники, включая технику для комплектации предприятий, отнесенных к инфраструктуре. Впрочем, сказанное о труде относится и к другим создаваемым хозяйственным объектам.    
      Великий скачок в хозяйственном развитии при ограниченных ресурсах?
      Внешние заимствования в стартовых условиях такого развития не могут быть основным способом решения столь масштабной задачи. Недорогой труд приезжих потребности  не обеспечит. Необходим труд десятков миллионов самих россиян. Но как обеспечить эффективную мотивацию труда в таких объемах?  Учитывая, что инфраструктурное строительство, о котором идет речь, означает относительное снижение индивидуальных благ в производимом страной продукте.

Шаг 3. Будущее как мотивация к труду
   
 Шаг 3.1. Общее и индивидуальное будущее

     Чего ради задешево трудиться?  Ради светлого будущего российского народа. Но люди хотят, чтобы в светлое будущее страны было конкретно вписано их личное и семейное будущее. Сочетание великомасштабной работы над будущим России с конкретной работой над будущим каждого  участника созидания явится стимулом к поддержанию преобразований. «Засучив рукава» работаем на будущее  –  свое и народа.      
     Одновременно с материальной заинтересованностью в созидательной настроенности массового гражданина должна развиваться нравственная составляющая.

 Шаг 3.2. Стимулы к труду  и неопределенность будущего

      Мы разделяем материальные стимулы к труду российских граждан на две составляющие, или группы.
      Первая составляющая  - средства, которые имеются в наличии или будут созданы в краткосрочном периоде времени.
      Вторая составляющая  -  это  перспективные результаты, блага общественного и индивидуального назначения, условия для жизни и деятельности, которые сложатся в результате хозяйственного развития.  Среди них, в частности, домохозяйства и места для занятости, возможности приложения сил и способностей в своей стране.
      Труд мотивируется  уверенностью в будущей доступности таких условий  при соблюдении гражданином в настоящем и последующем  устанавливаемых правил.
      Заинтересованность работающих в перспективных результатах зависит от неопределенности, а лучше сказать – определенности будущего. При этом «заинтересованность работающих»  и «определенность будущего» понимаются как характеристики массового сознания.
      Определенность будущего, здесь, это распространенное в массовом сознании представление о высоковероятном будущем, понимаемом как  состояния народного хозяйства, хозяйственного управления,  занятости и материальной обеспеченности граждан на всей территории страны, но прежде, измененном состоянии государства, власти.
      При этом  возрастание определенности будущего связывается с положительными изменениями представления о нем с различных точек зрения. Например,  детальности представления,  массовости понимания  его реализуемости или оценки массами вероятности успешной реализации представления.
      При высокой неопределенности будущего оплата труда возможна за счет первой группы стимулов, то есть  средствами, имеющимися в наличии.
      При высокой определенности будущего оплата труда возможна за счет обеих групп стимулов,  причем возрастание определенности будущего в массовом сознании укрепляет  мотивацию граждан к труду перспективными результатами. Соотношение используемых стимулов изменяется – в них растущий вес приобретают перспективные результаты. С точки зрения использования имеющихся в наличии средств это означает удешевление труда, привлечение большей массы труда при тех же средствах.

Шаг 3.3. Резервирование места в будущем

      Высокая определенность будущего порождает массовый интерес к результатам хозяйственного развития страны, способствует готовности работать над своим местом в будущем, приобретая права на  перспективные результаты как льготы при допуске к создаваемым условиям для  жизни и деятельности.
      Среди таких прав -  право на приобретение земельного участка или квартиры на конкретной территории развития, по фиксированным ценам или бесплатно, льготные кредиты, гарантированное трудоустройство, содействие предпринимательской деятельности. 
      Такая заинтересованность  -  иная, чем при раздаче участков в настоящем, но без гарантий инфраструктурного обеспечения и высокой неопределенности дальнейшего экономического развития страны и каждой территории.

Шаг 3.4. Формула будущего развития

Настоящая экономика:
      большие цели (будущие результаты) – большие затраты.
Новая экономика:
      большие цели (будущие результаты) – большие стимулы к труду.
      
      Большие цели  в  новой экономике порождают большие стимулы к труду, привлекают большие массы труда. Именно согласие миллионов людей получать часть вознаграждения за труд  будущими льготами, а также отдавать имеющиеся в наличии деньги за будущие льготы, позволяет создавать лучшее и быстрее наступающее будущее.

 Шаг 3.5. Средства оплаты труда в новой системе вознаграждения

     Однако следует рассматривать политические и экономические механизмы реализации формулы развития, включая инструменты приобретения прав, льгот на будущие условия для жизни и деятельности. Этот инструментарий касается и юрлиц, предприятий и банков,  с которыми и через которых рассчитываются предлагаемым способом, как средствами в наличии, так и спецсредствами для приобретения льгот. Спецсредства могут быть использованы в расчетах с работающими по найму и контрагентами, а также для приобретения льгот самому юридическому лицу.   
     Специальные денежные знаки и средства на специальных банковских счетах могут использоваться для последующего приобретения сертификатов на те или иные права. Специальные счета предпочтительнее с точки зрения  предотвращения скупки спецсредств. На специальных денежных знаках,  как и сертификатах, потребуется именная запись. Запись  погашается при покупке прав и освобождает «денежку» для дальнейшего использования как платежного средства.
     Сертификаты, в частности земельные облигации, могут приобретаться на обычные деньги.  Это дополнительный, точнее один из дополнительных источников средств для народнохозяйственного  развития. Другой дополнительный источник – приток средств из зарубежных стран в связи с возросшим интересом к российским преобразованиям. Также следует иметь в виду миллионы желающих работать в России и получить российское гражданство, позволяющее получать льготы на будущие блага.
 
     Использование специальных счетов удобно при вовлечении в новую систему оплаты предпринимателей, предприятий  и их работников, производящих индивидуальные блага. В этом случае граждане могут рассчитываться с ними частью заработанных спецсредств, что контролируется банками. При этом курс единицы такого платежного средства может отклоняться от курса рубля.
         
     Также среди способов резервирования и установления льгот:
-  прямое резервирование на договорной основе;
-  использование содержания трудовых книжек, трудовых договоров, информации из налоговых органов и др.

Шаг 3.6. Некоторые следствия нового способа стимулирования труда

     Примеры следствий нового способа стимулирования труда:
-   повсеместное развитие, а не только в районах ускоренного развития;
-   системное развитие, а не поддержка отдельных направлений развития, мотивированная отсутствием денег;
-   возможность привлечения в качестве исполнителей всех желающих, а не только прошедших по конкурсу  -  задача не в отборе исполнителей, а в определении наилучшей кооперации между ними с точки зрения способностей;
-   быстрое решение злободневных вопросов-«висяков», в том числе на местах. Так, возможны движения подобные волонтерским, осуществление бесплатных, с точки зрения затраты средств в наличии, работ, оплачиваемых льготами на будущее.

Шаг 3.7. Наглядное будущее
 
     Наглядным образом будущего народного хозяйства может быть интерактивная компьютерная модель, в которую с помощью персонального компьютера входит любой желающий. Можно проехать по дорогам будущего, погулять по городам будущего, полюбоваться на места отдыха и туризма, на будущую жилищную застройку, походить по домам, поинтересоваться вариантами  их обустройства. И, конечно же, получить информацию о создаваемых рабочих местах, составе вакансий.
     В зависимости от даты, которую укажет интересующийся, состояние будущего будет тем или иным. Чудо-путешествие по будущему, а что-же дальше?   
     Каков статус такой модели? Такая модель может быть игрушкой, но может стать формой генерального плана развития народного хозяйства. Но что явится основанием массовой уверенности в надежности такого плана и прав на перспективные результаты?

Шаг 4. Уверенность в надежности плана развития
   
      Кратко и предварительно ответ на поставленный вопрос выглядит следующим образом.      
      Основанием массовой уверенности в надежности такого плана развития и прав на перспективные результаты является осуществление реформ, в существенной степени уже описанных в [2] и [3], развитие представлений о которых рассматривается и в настоящей статье. 
      Исходным для таких реформ является становление нового института  непосредственного народовластия, перерастающее в общую политическую реформу и далее в экономическую реформу.
      Изменяются отношения народа с избираемой и назначаемой властью. Народ получает возможность участвовать в управлении страной, ее территориями с правом решающего голоса по широкому кругу вопросов, касающихся условий жизни и деятельности.   
      Разрабатываются и внедряются механизмы, обеспечивающие личное участие каждого гражданина,  носителя потребностей и способностей, в разработке Проекта развития страны, ее территорий с учетом его интересов и намерений. Принимаемые решения о развитии не могут быть изменены без участия  нового института непосредственного народовластия  и  учета интересов всех граждан.               
      Политическая реформа позволит ста миллионам российских граждан договориться о будущем и законом утвердить принятые решения. Также в соответствии с законом устанавливаются и складываются  механизмы
контроля деятельности по развитию  народного хозяйства соответственно Генеральному плану, адресного и эффективного использования средств, правильного распределения льгот на будущие условия для жизни и деятельности. Особая роль в выполнении контрольной функции отведена новому институту непосредственного народовластия.
      Согласие, закон, новые хозяйственные механизмы и успехи в преобразовании хозяйства страны и каждой территории укрепляют веру в будущее, мотивацию к труду, оплачиваемому не только уже имеющимися средствами, но и правами на перспективные  результаты – льготами на получение благ в будущем.
      Однако вовлечение граждан в создание будущего через определенную здесь мотивацию происходит как процесс с положительными обратными связями. Участие одних граждан на таких условиях   способствует  привлечению других (см. [2],  последний раздел). В дальнейшем будет сказываться фактор результатов такого участия – исполнение законных прав граждан на созданные условия для жизни и деятельности.
      Вовлечение граждан в создание будущего будет усилено нравственной мотивацией  –  сознанием личного участия в первопроходческой роли России в реализации политических и экономических институтов, характерных для нового исторического этапа.
      Чем больше россиян будет вовлечено в реализацию Проекта, тем больше ресурсы  и меньше время для его реализации. Кроме того, массовая созидательная настроенность, вера в результаты Проекта и права на их использование содействуют росту доли будущих льгот в оплате труда.   

Шаг 5. Суверенитет  народа как условие экономического развития России
 
       Новые политические механизмы существенно определяют хозяйственную реформу, экономические механизмы.
       При советском социализме  партийная верхушка, стремясь достигнуть определенности в хозяйственных результатах, реализовала свой суверенитет командной экономикой. Политическое устройство страны допускало обособленность экономических интересов  верхушки и ее административного окружения. Для подавляющего большинства советских людей экономика была экономикой недопотребления на неограниченную перспективу.
      При предлагаемом в [2] и [3] политическом устройстве народ-суверен
также будет добиваться определенности хозяйственных результатов как гарантии будущего благополучия и безопасности массового гражданина.
      С реформой власти прекращается разделение народа на власть и население. На «управляющих» и «управляемых».  Массовый гражданин становится частью государства. Формула «народ, организованный в государство», означает, что граждане не только выбирают во власть, но и сами участвуют в государственном управлении. Обретенные народом возможности влиять на решения по хозяйственному развитию будут использоваться для удовлетворения потребностей, как настоящих, так и перспективных, отраженных кратко охарактеризованной на шаге 3.7  компьютерной моделью. В ней  представлен комплекс материальных условий для жизни и деятельности народа России, а не решения по расширению возможностей удовлетворения отдельных потребностей граждан.
      Народ заинтересован в хозяйственных механизмах, гарантирующих результаты, обеспечивающие положение граждан в будущем, а также оформление и реализацию льгот. Суверенитет народа, реализуемый  политической реформой,  имеет следствием устройство именно таких механизмов и гарантии реализации льгот.       
      
      Каркас будущих хозяйственных механизмов представляет собой охватывающий все уровни власти механизм планирования, программирования, координации, включающий деятельность самоорганизованного народа и избираемой и назначаемой власти, системно охватывающий все аспекты развития к будущему России.
      Возрастает доля организованного спроса, порожденного реализацией согласованных планов, программ, проектов. Мы говорим об организованном спросе,  устойчивость которому придает  не только система принятия решений о развитии страны и ее территорий, но и интересы массового гражданина, ставшего гражданином в полном смысле слова. Это означает участие в принятии государственных долгосрочных и иных решений гражданина, отстаивающего неизменность курса на благоустройство страны, каждой территории в связи с благополучием его лично и его семьи.
      Такое положение придает устойчивость национальному производству, его развитию. Интересы народа-суверена  согласуются  с производителями, многие из которых  объединены кооперацией в производстве конечной продукции в сетевые структуры. Если устойчивые хозяйственные связи придают производству в системах предприятий согласованность, то  организованный  спрос при рассматриваемых реформах придает производству устойчивость. Устойчивость в загрузке производственных мощностей на большую перспективу позволяет осуществлять согласованную модернизацию, реконструкцию на кооперированных предприятиях. Что, в свою очередь, позволяет удовлетворять устойчиво возрастающий спрос.

      Сказанное выше можно рассматривать как интеграцию в проектной деятельности. Хозяйственные механизмы обеспечивают интеграцию всей национальной проектной деятельности в Проект национального развития  и согласованность его реализации. При этом отрабатываются все аспекты  согласованного развития в народном хозяйстве, включая территориальный, отраслевой, предметный (кооперация в производстве конечной продукции), технологический (широчайшее распространение технологических достижений).

      Рассматриваемые здесь хозяйственные механизмы это то, к чему идет и не доходит современная капиталистическая экономика, поскольку отсутствуют представления о политическом устройстве, позволяющем  завершить вековое развитие истинным экономическим социализмом, а не возникшим в результате узурпации власти.
      Приведенные на шаге 5 утверждения аргументируют поддержку массами предлагаемых реформ  и  надежность Генплана, который показывает в доступной и привлекательной форме компьютерной модели интегральные результаты среднесрочной и долгосрочной хозяйственной деятельности. Цель, в которую поверят и скорейшее достижение  которой может рассматриваться как экономический критерий. С учетом  широко принятых ограничений устойчивого развития, включая затраты природных ресурсов и состояние  окружающей природной среды.

Шаг 6. Освоение суверенитета
               
      Политическое устройство, реализующее суверенитет народа и самоуправление населения на местах является не только конституционным требованием, но и экономической необходимостью.  Только в этом случае может появиться доверие, превращающее будущее в капитал, позволяющее при недостатке средств в наличии развернуть великое народнохозяйственное строительство, при малых бюджетах решать на местах злободневные хозяйственные вопросы. 
      Предлагаемый институт народовластия, Российский гражданский собор (ниже  -  Собор), охарактеризован в [2] и [3]. Здесь мы дополним его характеристику.

Шаг 6.1. Вовлечение граждан в разработку Проекта развития

     Народ является носителем суверенитета, потребностей и способностей к труду.  Как носитель суверенитета и потребностей народ является главным заказчиком будущих условий для жизни и деятельности. Как носитель способностей к труду он исполнитель в создании этих условий, поставщик трудовых ресурсов.
     Заказ на создание условий и трудовые ресурсы для их создания должны быть сбалансированы. Решению этой задачи должен удовлетворять механизм, процедура взаимодействия народа, массового гражданина  с избираемой и назначаемой властью как координаторами разработки и реализации проектов развития, объединяемых  в общий Проект социально-экономического развития России. И это Проект, разрабатываемый на основании требований народа, рассматриваемый народом, принимаемый с учетом решающего голоса народа в законодательных собраниях, исполняемый под  контролем народа.

      Массовый гражданин привлекается как к коллективной, так и индивидуальной работе над Проектом. При этом реализуются не только принципы добровольности и равноправия, но и удобства участия гражданина (для большинства – не выходя из дома), надежности учета его голоса (современные технологии идентификации личности), заинтересованности (участие в конкретном использовании будущих результатов).       
      В коллективной работе на соборных площадках всех территориальных уровней с помощью средств массовой информации, включая Интернет, обсуждается Проект развития, особенно в части экономической географии будущего, создаваемых объектов и сроков их создания в связи с индивидуально заявленными намерениями граждан относительно использования результатов Проекта. Как при разработке, так и в дальнейшем при его реализации рассматриваются послания-отчеты органов власти. Контролируется адресность, эффективность использования средств, включая комплексность использования достижений, ресурсов. Инициируется решение кадровых вопросов.
     Важным является улучшение условий для жизни и деятельности граждан всех территорий, социальных групп, профессиональной принадлежности.
     Механизм взаимодействия с избираемой и назначаемой властью позволяет  каждому гражданину заявлять свои индивидуальные потребности и намерения, получать информацию  о возможностях их удовлетворения, а на соборных площадках отстаивать именно такие возможности и требования по их улучшению.
     Такое взаимодействие включает итеративную процедуру.
     На каждой итерации гражданин заявляет свои намерения относительно результатов развития, о которых его информируют координаторы Проекта. Во-первых, личные намерения относительно использования будущих условий для жизни и деятельности. Намерения включают  разделы, среди которых,  в частности,  создание домохозяйств, профессиональная деятельность в новых условиях, в том числе предполагаемая активность как специалиста и предпринимателя.
      Во-вторых, гражданин определяет свое участие в реализации Проекта трудом и средствами. Выражает согласие работать, получая часть вознаграждения  правами на будущие льготы при освоении новых условий, создаваемых хозяйственным, прежде всего инфраструктурным развитием. Также гражданин может определить свое участие намерением вложить средства в ценные бумаги для развития, например, земельные облигации, дающие ему право льготного получения земельного участка на вновь освоенных территориях.      
     Информация, получаемая от граждан, необходима для подтверждения прогнозов координаторов Проекта о располагаемых ресурсах труда, направляемого для развития. Такая информация позволяет уточнять содержание Проекта  и определять цены льгот, оплачиваемых специально вводимыми денежными знаками. Высокая массовость намерений в отношении отдельных территорий ведет к повышению цен на льготы в этих местах. Последнее заставляет граждан, как, впрочем, и юридические лица, которые также участвуют в рассматриваемой  процедуре, пересматривать свои намерения и давать уточненную информацию на следующей итерации. Численность граждан, вовлеченных в процедуру, от итерации к итерации возрастает.    
     Юридические лица должны информировать персонал о своих намерениях и возможности перехода на новую систему вознаграждения за труд  в связи с особенностями будущей оплаты поставляемых товаров и предоставляемых услуг – частично специальными денежными знаками, средствами на спецсчетах, используемыми для приобретения будущих льгот.

Шаг 6.2. Привлечение народа к принятию законов
      
     Собор  –  это, прежде всего, всенародное обсуждение и голосование по вопросам создания новых условий для жизни и деятельности. Результаты такой работы, наряду с компетентными мнениями должностных лиц  в избираемой и назначаемой власти, определяют нормативные акты. 
     Концепция долгосрочного развития России, Проекты развития страны и каждого региона принимаются как законы. Народ-суверен вправе участвовать в принятии законов, имея часть решающих голосов.
     Рассмотрим способ принятия законов с участием как депутатов законодательного собрания страны или данной территории, так и граждан-избирателей. Поясним на примере работы Государственной Думы.
     В законодательном порядке должен приниматься перечень вопросов, по которым граждане привлекаются к принятию законов. Вопросы будут разбиты на группы, каждой группе соответствует количество решающих голосов народа при принятии законов.
     Но это происходит позже. На установочном этапе Собора народ не обладает решающими голосами в Думе. Конституция, включая 105 статью, не изменяется. Голосование граждан о принятии закона на этом этапе носит рекомендательный характер, но может повлиять на принятие закона.    
     В Думе 450 голосов депутатов. Пусть на установочном этапе Собора Общественная палата, взаимодействуя с его площадками, инициировала обсуждение и голосование граждан по принятию некоторого закона. Предполагается, что, исходя из преамбулы, закон относится к группе, по которой  в дальнейшем народу будет выделено 450 решающих голосов. За каждым голосом стоит 1/450 часть всех голосов граждан-избирателей России.
     Обсуждение и голосование граждан по принятию законов пропагандируется. Специальные Интернет-серверы обслуживают работу соборных площадок всех уровней. На них можно ознакомиться с проектом закона, предлагается использование Интернет-форумов и личных страниц участников Собора.
     На Интернет-серверах содержатся миллионы мнений граждан, поисковые системы выбирают и упорядочивают мнения по желанию любого участника обсуждения. Федеральные и местные каналы телевидения организуют передачи для соборных обсуждений.
     На соборных площадках определяется рейтинг общественных и государственных деятелей, мнение которых граждане хотят услышать. Собор есть возможность радикально расширить трибуну для депутатов и представителей ведомств, выступающих по предмету обсуждения.
    
     Гражданам определяются сроки для голосования с учетом сроков обсуждения закона в Думе. Голосование, включая идентификацию, не должно отнимать много времени у граждан. Быстрая, надежная и недорогая идентификация всех голосующих граждан на установочном этапе может оказаться затруднительной, но в дальнейшем должна быть обеспечена.
     Если в пределах срока голосования гражданин проголосовал несколько раз, то действительным считается последнее голосование.

     На основании результатов голосования граждан определяется количество использованных народом  голосов из 450 возможных, включая «за» и «против». Голос «воздержался» имеет значение для общего участия граждан, а высокий процент «явки», в дальнейшем, имеет юридические последствия. При этом нет смысла округлять голоса до целых значений.

     Пусть закон принят Думой.  Общественная палата подводит итоги народного голосования по данному закону и публикует результаты.
Голоса «за», «против», «воздержался» соответственно по Думе и Собору складываются. Если итоги подводятся на установочном этапе Собора, то изменение соотношения голосов «за» и «против» после учета результатов народного голосования в пользу непринятия закона не имеет юридических последствий, но может использоваться для аргументации в Совете Федерации и Президентом для возврата закона на повторное обсуждение. 
     В дальнейшем, на политическом этапе Собора, при участии в голосовании более 50% граждан-избирателей или другой, установленной законом доли, голоса народа рассматриваются так же, как и голоса депутатов. Это потребует изменений в законодательстве, включая Конституцию.
    
     Аналогичные процедуры разрабатываются для всех уровней власти.
     В таких процедурах мы отходим от принятия решения либо институтом непосредственного, либо представительного народовластия.
Способ принятия властных решений имеет смешанный характер, хотя, формально, в соответствии с п.2 ст.3 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть… через органы государственной власти и органы местного самоуправления».

Шаг 7. После завершения Проекта

      После завершения  Проекта граждане на собственном опыте получат подтверждение эффективности нового политического и экономического устройства России с точки зрения их интересов.
      Политическая и экономическая активность граждан не ослабнет с достижением целей проекта. Личная заинтересованность в развитии страны, реализованная через описанные выше механизмы, возможность приложения своих сил и способностей в отечестве и на благо отечества приведут к нравственному состоянию  -  непроходящей духовной, созидательной настроенности, привычке работать на будущее. Эта позиция в огромной России с ее богатствами, сроки освоения которых уходят за пределы жизненного цикла любого проекта, и приток в общественную деятельность новых сил, молодых граждан с их интересами поддержат условия устойчивого развития.
     В связи со сказанным, следует поддержать мнение тех, кто считает, что россиянин будущего это человек-созидатель. Во-первых, формирование личности как социально значимых качеств человека в описанных здесь условиях будет получать свое завершение в самополагании устойчивых, нравственно оправданных жизненных целей, настойчивости в их достижении, способности ставить и добиваться решения задач, важных для себя и общества  -  в том, что объединено понятием человеческий потенциал, противостоящем понятию человеческий капитал как способности приносить доход. 
      Эффективность созидания потребует оптимизации использования способностей людей. Фундаментальное решение этой проблемы потребует новой культуры социализации, то есть вхождения человека через образование и самоопределение в общественную деятельность.
      Во-вторых, общественные блага, объекты общественного использования, которые предусматриваются проектами развития на долгосрочных периодах, с переходом одного проекта в другой,  будут составлять высокую долю от всего создаваемого, производимого. Например, дороги, мосты, улицы, площади, набережные городов и поселков, объекты и услуги здравоохранения, образования, общественной и государственной безопасности… И это лишь начало списка, поскольку многое находится за пределами домохозяйств. Это многое будет создаваться по согласованным планам, соответственно организованному, более устойчивому спросу.         

      Условия жизни и деятельности будущего  -  это условия очень высоких гарантий, высокой культуры, как самого человека, так и отношения к нему. Очень высокой политической культуры, развитых экономических механизмов, гарантирующих поддержание устойчивого хозяйственного развития.
 
      Россия первой освоит новый способ социально-экономического развития. Новый способ развития станет культурным продуктом, ориентиром развития человечества.