Жили-были люди

Рамира Михайлова
Мой дед Щёкин Михаил Гаврилович родился в 1898 году  где-то в Ростовской губернии  среди вольных просторов Сальских степей в семье донских казаков.  Мой папа много рассказывал о своих предках, но к сожалению я не все точно уловила.  Не то сам дед Миша был цыганёнком и Щёкины Гаврила и Анна его усыновили, не то моя прабабушка  Анна была цыганочкой.  Впрочем это не важно.   Дед Миша имел неординарную внешность, он был смуглым, кудрявым, черноволосым, с огромными горящими глазами.  Он обладал веселым нравом и неуёмным темпераментом. Михаил  с радостью встретил  революцию и принял активное участие в Гражданской войне на стороне большевиков.  В 1918 году Михаил закончил курсы «Выстрел» и стал стрелком Красногвардейского отряда города Армавир, полк Красного Знамя Труда и Армии.  В том же году он стал командиром стрелковой роты.  Воевал в этом звании по 1922 год. Затем он закончил Новочеркасские командирские курсы. И с 1923  года служил инструктором Воинской части в Бухтарминском райвоенкомате Восточно Казахстанской области. Воевал там с бандами басмачей.
Моя бабушка Евдокия Ивановна Кузьменко(по мужу Щёкина)  родилась в 1906 году в Таганроге в семье простых рабочих.  К  1923 году Дуся расцвела  всей своей славянской красой. Особой её гордостью были невероятно длинные и густые пшеничные косы.  В те времена все «прогрессивные» девушки коротко стригли волосы и носили пролетарские красные косынки.  Но упрямая Дуся ни как не соглашалась  обрезать роскошные косы, которые так привлекали взгляды  молодых парней.  Зависти юных комсомолок не было предела, и однажды «подружки»  решили устроить «тёмную» строптивой девчонке.  Поймав её вечерком в тёмном переулочке, девушки изрядно потрепали бедную Дусеньку  и уже намеревались было отрезать столь ненавистные им косы. Но  на счастье  мимо проходили два друга, два бравых красноармейца Данька и Мишка.  Бравые красноармейцы быстро разогнали разъярённых девок,  успокоили и проводили до дому Дусеньку. Завязалось общение.  Оба друга влюбились в юную красотку.  В те лихие времена все свершалось быстро. Перед  Дусей стал выбор: импульсивный и горячий Михаил или более спокойный и уравновешенный Данила.  Евдокия выбрала второго. Миша отступил. Быстро сыграли свадьбу.  И  почти сразу после свадьбы  друзья вновь были отправлены  в Восточный Казахстан. Данила погиб в этой войне от руки злостного басмача. А у Миши на той войне поседели волосы. Миша поклялся отомстить за лучшего друга.  Он жестоко расправился с бандой.   А тому самому басмачу срубил шашкой его буйную голову.  Голову Михаил положил в мешок. Прискакав в Таганрог,  он ворвался в дом Евдокии и бросил к её ногам голову бандита, убившего Данилу. После бабушка согласилась выйти замуж за моего деда Мишу.
Первое, что сделал дед Миша, женившись на бабушке Дусе, это  - отрезал собственноручно её шикарные косы и надел на неё красную косынку. Ведь жена красного командира не может себе позволить такое ужасное мещанство как длинные косы. С тех пор бабушка всю жизнь стригла волосы (тем не менее до самой старости  она с сожалением вспоминала  о своих некогда длинных и толстых косах).  Кстати, в её трудовой книжке первая запись гласила «Жена Красного Командира»(в последствии она с великой гордостью показывала внукам эту запись). Вот такие странные были нравы! Эти люди свято верили в коммунистические идеалы, в дело Ленина , в светлое будущее для великой Советской страны и для всего мира, в мировую революцию, которая приведет всю планету к коммунизму.  И они были готовы отдать за это жизнь. Им нужно было воевать, сражаться до последней капли крови, уничтожая белую нечисть, стирая её с лица земли. «Мы смело в бой пойдём за власть Советов и как один умрём в борьбе за это!» - пели они.  Их преданность  была сродни религиозному фанатизму. Они служили делу Ленина, а затем Сталина – «отца народов». В 1925 году Михаил и Евдокия вступили в ВКПБ «Всесоюзная Коммунистическая Партия Большевиков», они стали служить в ЧК (чрезвычайный комитет),  колеся по Ростовской области, выискивая оставшихся элементов, сочувствующих белым меньшевикам, и уничтожая этих элементов.
Тем не менее, бабушка Дуся оставалась женщиной, страстно желающей стать матерью.  Дело в том, что когда погиб её первый муж Данила, Дуся осталась беременной.  И её мать уговорила Дусю сделать аборт, так как боялась, что не сможет с ребенком вновь выдать дочь замуж и, что в такое тяжелое время они не смогут самостоятельно прокормить малыша.  Аборты были в то время  новшеством и делались подпольно в ужасных антисанитарных условиях. В молодом организме Дуси что-то нарушилось. Выйдя замуж за деда Мишу,  бабушка сначала никак не могла забеременеть, а потом у ней пошли выкидыши один за другим. Каждый раз на более позднем сроке.  Последний раз у ней родилась шестимесячная девочка живая, но умерла в первые минуты жизни на глазах у обезумевшей матери.
В 1930 году 19 апреля у бабушки Дуси родился семимесячный мальчик размером со столовую ложку весь волосатый не похожий на человечка, но ЖИВОЙ!  Он не мог сосать грудь.  И бабушка Дуся решила питать мальчика через кожу. Каждый час безумная мать  смазывала ребёнка по очереди то рыбьим жиром, то сливочным маслом . Через две минуты после этого она купала  ребёнка, чтобы его кожа вновь начинала дышать.  Бабушка жарко топила печку и укладывала закутанного младенца на припечку, чтобы создать ему максимально возможное тепло.  Затем она стала кипятить козье молоко и по капле вливать в рот малышу.   И мальчик выжил.  Дед Миша назвал его Рэмир, что значило «революция электрификация мир».  Так  в посёлке Целина Ростовской области на свет появился мой отец Щёкин Рэмир Михайлович.
Вскоре бабушка вновь забеременела и родила в срок крупного мальчика. Это был мой дядя Олег(его уже бабушка назвала по своему, нормальным именем).  Больше Бог ей не дал детей. Старший сын отставал в физическом развитии, младший напротив рос здоровяком.  Вскоре они стали выглядеть как близнецы, а потом и вовсе младший перегнал ростом старшего. В школу они пошли вместе в один класс. И на удивление родителям, Рэмир стал отличником, а Олег еле еле справлялся с заданиями, учился кое-как
В предвоенные годы семья Щёкиных переехала в станицу Белореченскую Краснодарского края. Борьба с белыми бандитами была закончена, и дед Миша был направлен партией в станицу Белореченскую  председателем  райпотребсоюза  распределять продукты по магазинам.  Эта работа ему не приносила удовольствия, но он с отчаянным рвением выполнял наказ партии.
Как только грянули события 1941 года,  дед Миша ринулся  на фронт, защищать Советскую Родину от коричневой чумы.  Дед прошёл всю войну, дойдя до Берлина. Он был награждён Орденом  Славы, Орденом Великой Отечественной Войны, медалями «За Отвагу» и «За Победу над Германией». А также получил тяжёлое осколочное ранение в правое лёгкое. Так и проносил осколок гранаты недалеко от сердца всю свою оставшуюся жизнь. Несмотря на тяжёлое ранение, после госпиталя он продолжил воевать с фашистами.  И даже после Победы над фашисткой Германией он был отправлен вновь на фронт, на Дальний Восток, где продолжались бои с японцами
Как выживала в это время в тылу и в аккупации бабушка Дуся с двумя сыновьями одному Богу известно. Она рассказывала, что как все, как весь Советский народ. Она похудела до дистрофии, заработала тяжёлую форму гастрита, но прокормила своих мальчиков. А когда все закончилось, и дед вернулся домой,  баба Дуся не переставала гордиться своим мужем  –  воином героем  Гражданской, Великой Отечественной и Японской войны.
После войны дед вернулся в райпотребсоюз, баба Дуся заочно отучилась в кооперативном техникуме города Белореченск и долго работала ревизором продуктовых магазинов, а дети закончили школу.  Дед Миша мечтал для своих сыновей о военной карьере, чтобы они служили Родине, защищая её.  Олег хоть и был здоровяком, но не слишком хорошо учился и никак не мог поступить в высшее военное училище.  А Рэмир был натурой артистичной и романтичной, он с юности писал стихи, участвовал в школьных постановках пьес, великолепно пел  и рисовал. Ему бы выбрать творческую профессию. Однако дед Миша настоял на военном училище.  И Рэмира отправили в Гомель Белоруссию в Высшее Военное Авиационное училище.  Он поступал на летчика, но не прошёл по здоровью (после кружения в центрифуге, не смог сразу встать на ноги), пришлось учиться на техника радиолакационных установок.
Это уже были счастливые, романтичные пятидесятые. И в военном училище  готовили не просто бездумных вояк. Делался большой упор на высокое образование, а так же на воспитание будущих Советских офицеров.  Их обучали даже танцам и этикету.  Вот я и подошла к тому моменту, когда мой отец Щёкин Рэмир Михайлович познакомился с моей мамой Аксаной Алексеевной Андрейчик, романтичной студенткой филфака Гомелевского пединститута. Но это уже совсем другая история.