Альтернативная философия Головахи

Шаса Янецка
Валерий Евгеньевич З., дай ему бог здоровья, однажды вытащил из кармана и стал читать одну махонькую книжицу, чтобы скоротать время в какой-то очереди. Находившаяся рядом я, разумеется, немедленно засунула в неё свой нос тоже.

То, что я там увидела, оченно мне понравилось. Книгу в алфавитном порядке заселяли афоризмы. Смешные, ёмкие, остроумные, непохожие ни на какие другие. Разумеется, мне немедленно захотелось и себе иметь точно такую же книжечку.

- "Зай, а Зай", - как можно вкрадчивее сказала я. Хорошо, когда у человека такая удобная фамилия, может работать и именем, и прозвищем носителя.

- "Ты где такую взял? На Петровке"*?

- "Неа", - ответил Зая.

- На Петровке такую не найти. Это наш постоянный газетный автор, Головаха, написал. Для собственного удовольствия. Издал микроскопическим тиражом. Такую нигде не купить, он её дарит друзьям.

Гляжу - и точно. Книжечка с автографом.  Меня ещё шибче жаба давить стала. Педантичный в своём последовательном библиофильском жлобстве (так мне тогда казалось) В.Е.З. не даёт никому "почитать" свои книги. Ни друзьям, ни знакомым. Ни-ко-му.

Причину подобного образа быть по отношению к книгам понять можно - после того, как треть личной  библиотеки самостоятельно разбредётся по миру в неизвестных направлениях, поневоле задумаешься. Не пора ли и себе вводить строгий мораторий на это самое почитать. Зная зайцевское книжно_недавательное правило, я взмолилась и добилась от принципиального В.Е.З. своими слёзными мольбами обещания добыть и для меня такую же книжечку, коли вдруг подвернётся случай.

...Нет нет да вспомнится тот момент, когда у меня на глазах любимый муж отдал в руки совершенно случайному в нашем доме гостю пелевинский "Синий фонарь" - самую первую пелевинскую книгу, изданную через пять минут после развала СССР. Сейчас это издание (белая обложка с голубым ромбом иллюстрации к "Отшельнику и Шестипалому" на верхней крышке) всё увереннее становится букинистическим раритетом. Любимый "Синий фонарь"! Собственноручно купленный мною во время свадебного путешествия на уличной книжной раскладке возле Нарвских ворот!

Случайный гость, между прочим, слабо сопротивлялся. Этот человек был хорошо воспитан, но мой ещё лучше воспитанный благоверный настоял. Широкие жесты за чужой счёт давались ему легче лёгкого.   

Кроткая я, вместо того чтобы коршуном налететь и отнять Пелевина обратно, лишь прощально посмотрела вослед навсегда покидающую родные стены любимой книге, и смиренно вздохнула. Я понимала: шансы на её возвращение исчезающе малы, но не стала ничего предпринимать. - Почему?

- Тоже самое хорошее воспитание помешало.

Терпи да помалкивай, когда тебе дрын в задницу вставляют. Иначе будешь выглядеть некрасиво. Вот до сих пор всё терплю и помалкиваю, терплю и помалкиваю.

Хорошее воспитание - дар божий. Но не нужно же им так безбожно злоупотреблять. (В этом месте вам не слышится никакого эха?)

...Евгений Головаха - один из наших ведущих украинских социологов. На редкость толковый человек, судя по текстам его статей, читанным мною в газете "Грани плюс" в то время, когда она была ещё интересной. То есть до смены главного редактора. Я это пишу вовсе не потому, что первый главный редактор, ныне сильно опальный журналист и политолог - муж моей любимой подруги, который  этот самый Зая. А потому что это чистая правда. Ну да ладно.

Там у них в журналистском цеху свои собственные междусобойчики, в этих интригах мадридского двора сам чёрт ногу сломит. Не об этом пост. Пост о чудесной книжечке, которая всё-таки поселилась в моём доме. И сердце.

Хи. Зая всё-таки увидел её на Петровке, и вспомнил о своём обещании и сдержал его. Дай ему Бог здоровья ещё раз.

Но это всё ерунда. Вступление затянулось.

Ой, я сегодня утром вдруг поняла, когда заваривала чай, что если хочешь внятно рассказать любое событие, произошедшее в твоей жизни, или ответить на любой личный вопрос, то для того, чтобы быть правильно услышанным, нужно начинать объяснение как минимум с момента зачатия, стараясь не путать даты, адреса, имена и цифры. Иначе незнакомый с контекстом другой всё поймёт даже не превратно, а прямо противоположно. Поэтому я лучше буду не о себе и своих знакомых, а о том, что послужило причиной появления этого постика. Причина следующая:

Открыла в процессе сегоутреннего пития чая наугад "Альтернативную философию" Головахи и выхватила оттуда:

"ЭВТАНАЗИЯ - безболезненный и добровольный уход из жизни с помощью безнравственных врачей, в отличие от болезненного и недобровольного - с помощью высоконравственных.

ЭДДИНГТОН - второй, после Эйнштейна, физик, сумевший понять общую теорию относительности, но так и не понявший, как её могут понять все остальные.

ЭЙНШТЕЙН - великий физик, прославившийся теорией относительности, созданной в молодости, и языком, высунутым в старости".

Ну разве не прелесть?


25 ноября 2011

                * * * * * * * * *

АПД
 
Сегодня снова открыла любимую жёлтую брошюру наугад. Пальцы выхватили разворот на две страницы в конце, а там:

"Достоин восхищения человек-творец. Ни отчаяние от осознания своей краткосрочности, ни ежедневно обрушивающиеся на него свидетельства жестокости и безумия этого мира, ни потеря близких, ни болезни и неудачи - ничто не может сломить его, заставить опустить руки и доживать [свою жизнь(Я)] смиренно и безропотно".

И далее:

"Свобода порождает одиночество, невозможность быть частью целого. Честность порождает враждебность, усердие - зависть, великодушие - неблагодарность и паразитизм. Собственно, чрезмерно развитые добродетели и служат питательной средой для размножения пороков, как высокоразвитые существа являются средой существования паразитов. При этом, добродетельный организм более всего обеспокоен состоянием здоровья своих паразитов - жалея пакостных, сочувствуя низменным, поддерживая бездарных и прощая подлых".

...А Заиньки больше нет с нами. Он ушёл отсюда, с поверхности планеты Земля два года назад. Аккурат в пасхальное утро.

Христиане говорят: смерть на Пасху есть великая милость и даруется праведникам.

Зая как-то сказал, в процессе одного нашего рядового болтательного трёпа: "Я христианин". Очень твёрдо сказал, что для него несвойственно. Это было неожиданно, как наткнуться зубом на алмаз в пирожном. Стало понятно: он тоже много и серьёзно об Этом думает. И на все мои глупые расспросы про главное, про есть бог или нет бога, про что же с нами будет, господа и так далее отвечал:

- "Понимаешь, Янецка, в чём парадокс. Бога, как творца вселенной, в виде седобородого старца, одетого в белую простынь, конечно же нет. Но для верующего он есть. Мы сами его создаём. Когда много-много людей одновременно молятся и думают в унисон об одном и том же, они тем самым создают Бога. И это работает. То есть реально работает".

И ещё вспомнилось сейчас: как-то, когда я в полушутливой форме задала в очередной раз свой любимый вопрос про смысл всей этой бодяги, [имею в виду "смысл жизни"], оформив его следующим образом:

- Ну вот скажи, Зая, зачем ты живёшь, а? Чем ты занимаешься "по жизни", негодяй эдакий? 

Он с неожиданными, исключающими юмор интонациями, ответил:

- Я, дорогая наша Янецка, по жизни занимаюсь самосовершенствованием.

Тогда я рассмеялась и не стала развивать тему, а сейчас понимаю, до какой степени он не шутил. По всему выходит - к тому светлому дню пятнадцатого апреля две тыщи семнадцатого Валера был уже в полной мере совершенен. Надеюсь, [верую], когда-нибудь мы с ним ещё продолжим разговор на мою любимую тему. Но уже в других обстоятельствах. (В этом месте автор публикации улыбается).         

15 апреля 2019

                ///\\\///\\\///\\\///\\\///\\\

*Петровка - имеется в виду киевская Петровка с одноименной станцией метро. Там находится крупнейший в городе книжный рынок.


 ©Моя сестра Жаба