Потомок наместника 2-1

Елистратов
ЧАСТЬ   ВТОРАЯ
ЭКСПЕДИЦИЯ:
НОВЫЕ ФАКТЫ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ

«Напрасно было бы искать в этом рассказе
описания каких-либо особых сенсационных происшествий.
В правильно организованной экспедиции их не должно быть
и почти не бывает».
Георгий Федоров
«Дневная поверхность»

«Почти всё это произошло на самом деле»
Курт Воннегут

ЛЕШИЙ
ПРИГОРСК. 382й КИЛОМЕТР ТРАССЫ М-54
Вечер этого дня я встретил в пути.
Для девяти часов было совсем светло. Я сидел у обочины дороги, провожал взглядом проезжающие мимо машины, и курил.
Была тут какая-то нестыковка: сигареты легкие, а на душе тяжело. Смутно, пасмурно. Как впрочем, и всё остальное. На север уходит гроза. Но уходит она слишком медленно, потому что с каждым часом я нагоняю её.
И окружающая действительность никак не располагает к оптимизму. Степь под тёмным от грязно-серых туч небом, отдалённые раскаты грома, сверкающие изгибы молний впереди. Раскалившийся за день асфальт, что ещё два - три часа назад нестерпимо жёг ноги сквозь подошвы кроссовок, понемногу остывает. И это явный, но, к сожалению, пока единственный плюс.
Ко всему прочему у меня совсем не осталось воды. На дне дорожной сумки лежит краюха почерствевшего хлеба, пачка синего «Bond»а плюс полный набор полевого инструмента: саперная лопатка, два флейца, нож, скальпель. Запасные кеды, сменное бельё, семь пар носков на каждый день. Тщательно запечатанные в целлофан документы и чуть-чуть денег. В итоге – под завязку набитый баул.
Сигарета, догорев до фильтра, обожгла пальцы. Я встал и зашагал дальше.
Очередная машина, проходя мимо, посигналила, но не остановилась.
Поначалу я думал, что водители опасаются наехать на меня, поэтому жмут клаксон. И я послушно сходил с асфальтовой полосы в пыльную траву, к черно-белым столбикам. Позже мне стало ясно: они просто-напросто развлекаются, и перестал обращать на машины внимание.
День не задался с самого начала.
Из-за сломавшегося междугороднего автобуса я опоздал к месту сбора Н-ской экспедиции. И их машина ушла без меня. Поддавшись легкой панике, я не придумал ничего умнее, как выдвинуться вслед за ней пешком. Куда? Об этом я имел на тот момент самое туманное представление.
Вообще-то, с Н-ской экспедицией я работаю давно. В первый сезон меня позвал бывший университетский наставник. Ему просто не доставало рабочих рук. А поскольку живу я в Минусинске, почти рядом с Хакасией, то добраться до места раскопок мне не проблема. Так повелось. Всякий раз накануне выезда из Н-ска шеф отправлял по интернету письмо, где указывал дату встречи.
Так было и в этом году.
Мы должны были ехать к Коровьему перевалу. Это где-то рядом с деревней Знаменка. Вблизи находится могильник, парочку курганов которого планировал раскопать в нынешнем сезоне шеф.
Перед глазами сразу возникла схематичная карта со страницы учебника по археологии Хакасии. Абакан -Черногорск - Пригорск - Троицкое - Знаменка. На север, по федеральной трассе М-54. Так я оказался здесь.
Я шёл по дороге, она казалась мне тогда бесконечной. Мышцы наливались усталостью, однако мысли начали обретать стройность и связность. Ко мне уже вернулась былая уверенность. Это - парадокс, который я не могу объяснить до сих пор. В момент, когда я, казалось бы, должен был свалиться с ног, появился философический настрой, позволивший сгладить шероховатости сложившейся ситуации. Я даже сумел найти в ней свои «плюсы».
Для того чтобы понять смысл картины, иногда нужно увидеть её прообраз. Предмет или место, вдохновившие художника на создание полотна. К примеру, многие покорители американского дикого Запада стремились на фронтир, чтобы собственными глазами увидеть легендарную гору Святого Креста. Их покорил сказочный вид, который запечатлел Томас Моран. Те немногие, кому довелось увидеть её воочию, были разочарованы, и утверждали впоследствии, что гора на деле выглядит иначе. Художник приукрасил её. Но так ли это важно? Важно то, что движимый любопытством ты перешагнул однажды порог своего дома, чтобы самому повидать красоты этого мира. Из мягкого уютного кресла вряд ли по-настоящему поймешь Форреста Гампа, бегущего от океана к океану.
Человек на дороге.
Он один. Машины не в счет. Это совсем другая система координат. Как в законе физики: относительно автомашины тело человека покоится, машина же относительно окружающего пространства движется.
А если ко всему прочему человек на дороге ещё и дилетант, то…
То это ещё не факт, что он никогда не станет профессионалом.
Научиться можно всему. Ориентироваться в дорожных указателях, находя нужное название и прикидывая, сколько же ещё километров нужно преодолеть, чтобы прийти туда, где ты нужен и где тебя ждут. В современном мире, полным полно таких аншлагов и табличек, поэтому заблудиться трудно.
У меня нет воды.
А это значит, мне нужно держаться трассы и населённых пунктов вдоль неё расположенных. Идти от одной водораспределительной колонки до другой. Это - вечный плен источников, плен планеты людей.
Очень скоро оказалось, что я не одинок в своем пути.
По дороге между Пригорском и селом Красный Камень мне повстречался человек. В отличие от меня он сам искал трудностей в жизни. Искал их вполне сознательно, желая проверить себя, и своим примером вселить веру в других.
Человека звали Роберт, и он бежал.
Точнее он уже не мог бежать, так как силы его были на исходе, а ноги были стерты до крови. Так что он шел, прихрамывая, по обочине дороги с огромным рюкзаком за плечами…
Теперь-то я хорошо понимаю, что на триста восемьдесят третий километр федеральной трассы мы выходили с противоположными чувствами.
Я поминутно оглядывался, в надежде поймать попутку. Очень не хотелось уходить из населённого пункта, где всегда можно найти воду, пищу и кров. Тем более, что впереди расстилалась открытая безлюдная степь.
Роберт же напротив, шел с явным желанием поскорее оказаться подальше от жилья. Не только потому, что жизнь не единожды била его, и людей он знал не всегда с лучшей стороны. Была иная причина. Роберт боролся с искушением, стремясь исполнить все условия, которые сам же перед собой и поставил. Он сознательно стремился оказаться вдали от жилого места и ночевал в спальнике на голой земле, вставал рано утром и бежал дальше.
Поначалу я принял Роберта за местного жителя. Обыкновенного селянина, неторопливо прогуливающегося за околицей деревни в теплый летний вечерок. Такое тоже бывает. Но, поравнявшись с ним, сразу понял свою ошибку.
Сельские жители не гуляют с большущими рюкзаками за плечами.
Сельские жители не сверяются в своих прогулках с дорожными схемами.
Это было похоже на мгновенное озарение. Едва увидев его, я уже знал имя человека и понял, зачем он здесь. На самой длинной автомобильной трассе на юге Сибири.
Недели две назад, я смотрел телевизор. Это была какая-то местная передача какой-то местной телерадиокомпании. Из серии жизнь замечательных местных людей. Там рассказывали о человеке, парализованном на левую половину тела. В детстве в него случайно выстрелили дробью из ружья, и несколько дробинок застряли в левом полушарии мозга, на долгие годы заморозили развитие тела. Но ценой невероятных усилий он сумел встать и, изматывая себя физическими нагрузками, смог набрать физическую форму. И теперь уже не мыслил себя без спорта. Более того, он активно взялся за пропаганду здорового образа жизни. Свою первую марафонскую дистанцию он, в честь Девятого мая, пробежал из Минусинска в Абакан. Теперь он готов сделать ещё больше. Бежать из Абакана в Красноярск.
-И побегу. – заявил человек по имени Роберт с экрана. – Разве я не мужик?
И чтобы доказать это, сейчас он бежал в Красноярск…
Мы приветствуем друг друга. Обмен ни к чему не обязывающими фразами.
Как и следовало ожидать, в географии трассы М-54 Роберт ориентировался не больше моего. Он показывает мне сложенную вчетверо бумажку. И это даже не карта, не дорожная схема. Наспех, от руки, нацарапанный список деревень и сёл по дороге в краевой центр Красноярья. Человек, составивший его, созерцал все эти населенные пункты из окна рейсового автобуса.
-Меня зовут Роберт. – протягивая руку, пристально смотрит в глаза.
-А меня… - секундная заминка. – Меня все называют Леший.
Роберт совершенно не удивился.
Леший? Леонид или Алексей, наверное. Отчего ж нет…
Дальше вместе.
По крайней мере, до местечка под названием Коровий перевал.
Роберт идёт чуть впереди, тихо напевая.
Скоро, уже совсем скоро мы поравняемся с грозой...
;
Рваные кеды по первому снегу,
Мое настроение маслом на полотне,
Мои впечатленья мелком по асфальту,
И восемь километров по дороге...
В Сибирь!